Мотивированное решение по делу № 02а-0006/2022 от 19.04.2021

УИД  77RS0001-02-2021-003733-47

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

18 февраля 2022 года                                                                                                 город Москва

 

Бабушкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Пашута А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-6/22 по коллективному административному иску к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

 

Административные истцы Смирнова Е.В., Рамазанов А.К., Стома И.Н., Алилова К.М., Грушин Д.В., Долгушин О.А., Ляшко Л.И., Хворова Е.С., Белецкая Ю.А., Есипов К.Б., Захарова В.А., Канатов А.А., Мурриева Г.А., Николаенко Л.Л., Овчинникова Л.В., Павловская Л.И., Плаксин А.П., Подгорнов П. А., Рахманова З.У., Романова С.А., Ситковская О.В., Слепнева И.В., Соловьева О.А., Тукаева О.А., Турухина В.М., Филатов А.Н., Федосова Ю.А., Шаблинский С.А., Швычкова Т.Н., Круглов В.Г., Хамитов Б.Р., Смолин Е.В.. обратились в суд с коллективным административным иском, в котором просили признать незаконным бездействие ответчика в части не включения объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Сходня, в границах улиц Некрасова, Ватутина, Вишневая, 2-ой Дачный переулок, корпус 3 (далее по тексту - объект, корпус 3 ЖК «Вишневая») в Единый реестр проблемных объектов, обязать включить  объект в реестр; признать незаконным бездействие Фонда в части нарушения сроков принятия решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства корпуса 3 ЖК «Вишневая», обязать Фонд в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу принять такое решение, исполнить Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2019 года  ВМ-П9-9909.

В судебном заседании административные истцы Круглов В.Г., Хамитов Б.Р., Смолин Е.В. и его представитель по доверенности адвокат Челюканов Н.А., требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнениях к нему, письменных пояснениях.

Административные истцы Смирнова Е.В., Рамазанов А.К., Стома И.Н., Алилова К.М., Грушин Д.В., Долгушин О.А., Ляшко Л.И., Хворова Е.С., Белецкая Ю.А., Есипов К.Б., Захарова В.А., Канатов А.А.,  Мурриева Г.А., Николаенко Л.Л., Овчинникова Л.В., Павловская Л.И., Плаксин А.П., Подгорнов П. А., Рахманова З.У., Романова С.А., Ситковская О.В., Слепнева И.В., Соловьева О.А., Тукаева  О.А., Турухина В.М., Филатов А.Н., Федосова Ю.А., Шаблинский С.А., Швычкова Т.Н., в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Дубянский Р.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

Представитель заинтересованного лица Правительства Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Министерства жилищной политики Московской области Шумов И.Д. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель заинтересованного лица Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по иску, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Московской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заинтересованное лицо Конкурсный управляющий ООО «Монолит-Град-Строй» Черникова Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.

Административные истцы и представители заинтересованных лиц, не явившиеся в суд, до начала судебного заседания не известили суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.

При таком положении суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке части 2 статьи 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

В силу ч. 9 и ч.11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2020 года по делу  А40-91655/10-88-351, застройщик корпуса 3 ЖК «Вишневая», расположенного по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Сходня, в границах улиц Некрасова, Ватутина, Вишневая, 2-ой Дачный переулок - ООО «Монолит-Град-Строй» (далее по тексту  ООО «МГС») признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена Черникова Ю.В.

Определениями Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2012 года, 26 сентября 2012 года и 16 октября 2017 года денежные требования административных истцов, как участников инвестиционных договоров строительства указанного ЖК, включены в реестр требований кредиторов ООО «МГС».

Застройщик ООО «МГС» до настоящего времени своих обязательств перед истцами не выполнил: строительство многоквартирного жилого дома не завершено; Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области  04 сентября 2012 года  1449 объект строительства ЖК «Вишневая» был признан проблемным, однако в последствии был исключен из Единого реестра проблемных объектов (далее по тексту  ЕРПО) по причине отсутствия разрешения на строительство корпуса  3.

Полагая свое право нарушенным, административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением к Фонду и указывали на то, что в установленный законом срок соответствующее решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по строительству не принято, объект незавершенного строительства необоснованно исключен из ЕРПО и подлежит повторному включению в него, ответчиком необоснованно не исполняется постановление Правительства РФ от 14 ноября 2019 года  ВМ-П9-9909.

В соответствии ч.1.1 ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года  214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.

Таким образом, для включения объекта в ЕРПО, объект должен соответствовать одному из критериев, установленных ч. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года  214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 года  214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.

11 июня 2003 года между Территориальной администрацией города Сходня Химкинского района Московской области и ООО «Мортон-РСО» заключен инвестиционный контракт  2-189/03 на строительство жилых домов в южной части г. Сходня Химкинского района Московской области в границах улиц Некрасовка, Ватутина, Вишневая, 2-й Дачный пер.

11 августа 2003 года заключено дополнительное соглашение к указанному инвестиционному контракту, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которого, ООО «Мортон-РСО» передает, а ООО «МГС» принимает на себя права и обязанности инвестора по инвестиционному контракту  2-189/03 от 11 июля 2003 года в части строительства жилых домов, расположенных по адресу: г. Сходня Химкинского района Московской области, позиции 6 и 3 в ПДП г. Сходня (далее - Объект), ООО «МГС» в полном объеме финансирует проектирование и строительство объекта, выполняет функции технического заказчика по проектным, строительно-монтажным и пуско-наладочным работам на Объекте.

Таким образом, поскольку договор соинвестирования заключен 11 августа 2003 года, т.е. до вступления в законную силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года  214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», положения указанного закона не подлежат применению к спорным правоотношениям, договора, заключенные между административными истцами и ООО «МГС» не проходили процедуру государственной регистрации, деятельность ООО «МГС» не регулировалась положениями указанного закона, являлась инвестиционной деятельностью, при этом Арбитражным судом города Москвы денежные требования административных истцов включены в реестр требований кредиторов ООО «МГС», как требования соинвесторов.

Кроме того, как установлено определением Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2016 года по делу  А40-91655/10-88-351 «Б», вступившим в законную силу 05 сентября 2016 года, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве в процедуре банкротства застройщика требования кредиторов (участников строительства) включаются в реестр требований кредиторов (денежные требования), либо в реестр о передаче жилых помещений. Право выбора формы учета требований кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства. При этом, включение при банкротстве застройщика требований участников строительства как в реестр требований кредиторов, так и в реестр требований о передаче жилых помещений преследует один и тот же материально-правовой интерес участников строительства - получение соразмерного и пропорционального удовлетворения требований, в том числе посредством передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений.

В соответствии с п. 7 ст. 201.7 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве, требования отказавшихся от получения жилых помещений граждан-участников строительства или юридических лиц - участников строительства, преобразовываются в денежные требования в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Как следует из материалов дела, кредиторы, воспользовавшись предоставленным им п. 1 ст. 201.5 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротствеправом, отказались от исполнения заключенного с ООО «Монолит-град-строй» договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и предъявили к должнику денежное требование в размере, которое определениями Арбитражного суда города Москвы включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника. В реестр требований кредиторов также включены сведения о жилом помещении, являющемся предметом названного договора.

Определения арбитражного суда были приняты на основе личных волеизъявлений кредиторов относительно отказа от исполнения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и в дальнейшем не обжаловались. Кроме того, для удовлетворения требований кредиторов нет ни новых, ни вновь открывшихся обстоятельств, предусмотренных статьей 309 АПК РФ.

Более того, Арбитражный суд Московского округа указал, что изменение структуры реестра требований кредиторов, в связи с применением к делу о банкротстве должника правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, не предполагает исключение, либо включение, судом каких-либо иных требований заявителя, кроме уже установленных.

С учетом изложенного, Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении требований заявителей (в числе которых административные истцы по настоящему делу) о замене денежных требований участников строительства на требования о передаче жилых помещений.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года  218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» функциями и полномочиями Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее по тексту - Фонд) являются следующие: формирование компенсационного фонда за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и имущества, приобретенного за счет инвестирования указанных денежных средств (далее - компенсационный фонд); учет поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд и взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения контроля за исполнением застройщиком обязанности по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;  выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве(далее - нежилые помещения), при несостоятельности (банкротстве) застройщика, в том числе жилищно-строительного кооператива, в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам, являющимся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве и которому были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок (далее - кооператив), если требования указанных граждан были погашены в деле о банкротстве застройщика путем такой передачи в соответствии с реестром требований участников строительства (реестром требований о передаче жилых помещений) и если указанные граждане имеют в отношении соответствующего кооператива требования о передаче жилых помещений, машино-мест и (или) нежилых помещений; взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами для перечисления части возмещения при выплате его гражданину по договору, предусматривающему передачу жилых помещений, в размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала; аккредитация арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, и утверждение программы обучения арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков; финансирование за счет имущества Фонда мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, домов блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более), зданий (сооружений), предназначенных исключительно для размещения машино-мест (далее - объекты незавершенного строительства), а также по завершению строительства (строительству) объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях последующей безвозмездной передачи объектов инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность (далее - объекты инфраструктуры), в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения ввода при завершении строительства объектов незавершенного строительства в эксплуатацию; выдача поручительства, предусмотренного статьей 13.2 настоящего Федерального закона; реализация имущества, переданного Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии со статьей 13.4 настоящего Федерального закона; совершение в качестве агента некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года  214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Фонд субъекта Российской Федерации), юридических и иных действий, в том числе сделок, связанных с реализацией жилых и нежилых помещений, машино-мест в находящихся в собственности Фонда субъекта Российской Федерации объектах, завершение строительства которых осуществлялось с привлечением средств Фонда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, в том числе права на которые переданы Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с частями 2 - 4 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2020 года  542-ФЗ «О внесении изменений в статью 201.15-2-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве и статьи 3 и 13.4 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; осуществление функций технического заказчика, включая проведение Фондом или специально созданным им для данных целей юридическим лицом строительного контроля, в том числе путем создания Фондом для целей осуществления таких функций специального юридического лица, в отношении многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, завершение строительства которых осуществляется Фондом субъекта Российской Федерации с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом; осуществление иных функций и полномочий, связанных с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года  218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество Фонда может использоваться на следующие цели:  урегулирование обязательств застройщика перед участниками строительства, обязательств застройщика по строительству объектов инфраструктуры, в том числе финансирование мероприятий, указанных в части 2 настоящей статьи;  финансирование деятельности Фонда, связанной с осуществлением функций и полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Средства компенсационного фонда используются на финансирование указанной деятельности Фонда за счет части доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда; финансирование мероприятий, осуществляемых Фондом в соответствии со статьей 9.1 настоящего Федерального закона, в том числе по исполнению обязательств застройщика по передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в соответствии с условиями договора, на основании решения о финансировании, принятого Фондом в порядке, установленном настоящей статьей; выплата возмещения гражданам по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона; финансирование мероприятий, осуществляемых некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации (далее - Фонд субъекта Российской Федерации), в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года  214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в том числе по исполнению обязательств застройщика по передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в соответствии с условиями договора, на основании решения о финансировании, принятого Фондом в порядке, установленном настоящей статьей; возмещение расходов, понесенных Фондом за счет собственных денежных средств в соответствии с целями, предусмотренными настоящей частью, в том числе на уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам, предусмотренные кредитным договором иные платежи, включая платежи, связанные с предоставлением кредита, и (или) уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым займам (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора целевого займа) на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры.

В соответствии с частью 2 ст. 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года  218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с указанными в части 1 настоящей статьи целями имущество Фонда в целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства может использоваться:  на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры, в том числе мероприятий, связанных с содержанием жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов недвижимости до государственной регистрации права собственности участников строительства на указанные помещения и машино-места; на перечисление денежных средств застройщику в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», погашение требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте строительства, строительство которых завершено, или передачи Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями; на финансирование мероприятий, связанных с соблюдением условий и требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; на погашение расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 59, пунктом 3.2 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года  127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; на финансирование деятельности и мероприятий, осуществляемых Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 13.3 настоящего Федерального закона; на выплату возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона; на иные мероприятия, связанные с указанными в части 1 настоящей статьи целями, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

Согласно части 3.1. статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года  218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий (далее соответственно - решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования. Соответствующее решение должно быть принято Фондом не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства при условии, что Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве такого застройщика. О принятом решении Фонд уведомляет арбитражного управляющего в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия Фондом соответствующего решения.

Правила принятия решения Фондом о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года  218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года  1192 (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 8 Правил, решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации (далее - ходатайство), составленного в соответствии с типовой формой согласно приложению  1, подписанного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и направленного посредством личного кабинета субъекта Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства (при отсутствии технической возможности направления ходатайства посредством указанного личного кабинета ходатайство подается в Фонд на бумажном носителе). Решение о финансировании принимается Фондом по результатам рассмотрения ходатайства в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.

В силу пункта 9 Правил решение о финансировании принимается на основании заключенного с субъектом Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации по типовой форме согласно приложению  2, предусматривающего обязательство субъекта Российской Федерации по предоставлению Фонду субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда на цели, предусмотренные частью 2 статьи 13.1 Закона, в объеме, необходимом для исполнения расходного обязательства субъекта Российской Федерации о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона, в отношении объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, указанных в таком соглашении, и при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

Перечисление субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется субъектом Российской Федерации на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации на счет, открытый Фонду в кредитной организации, являющейся уполномоченным банком в сфере жилищного строительства в соответствии со статьей 2.1 Федерального закона «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а в случае перечисления субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета Республики Крым или г. Севастополя - на счет, открытый Фонду в кредитной организации, определенной решением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 статьи 9.2 Закона, в объеме финансирования за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации, определенном в решении о финансировании, принятом в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

Согласно пункту 10 Правил принятие Фондом решения о финансировании возможно, если: истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства; конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» проведена инвентаризация имущества застройщика; в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства); Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства объектов незавершенного строительства, определенный в соответствии с пунктом 10(1) настоящих Правил, и предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства (строительства) объектов инфраструктуры, определенный в соответствии с пунктом 10(2) настоящих Правил; конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 указанного Федерального закона возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями; Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом; Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона (далее - предельная сумма выплат). 

Вместе с тем в нарушении указанного выше порядка в Фонд соответствующее ходатайство от субъекта Российской Федерации не поступало, равно как и сведения, подтверждающие наличие в региональном бюджете денежных средств в целях реализации вопроса финансирования; соглашение с субъектом Российской Федерации не заключалось, мероприятия, предусмотренные пунктом 10 Правил не проведены, доказательств обратного суду не представлено.

Представленное в материалы дела административными истцами письмо Заместителя председателя Правительства РФ от 14 ноября 2019 года исх.  ВМ-П9-9909, поименованное истцами как «Постановление Правительства РФ», требованиям Правил не соответствует, и, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года  1192, не может рассматриваться в качестве достаточного основания для принятия решения Фондом.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации  1063-р от 26 мая 2017 года «Об утверждении формы плана-графика («Дорожной карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» Правительством Московской области был разработан План-график («Дорожная карта»), согласно которому принятие решения о выплате возмещения за счет мер регионального характера предусмотрено на 30 марта 2023 года; в случае принятия решения о выплате возмещения, начало выплаты возмещения  30 мая 2023 года. 

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Оценив все собранные по делу доказательства, суд не усматривает такой необходимой совокупности по настоящему делу, следовательно, не имеется и оснований для удовлетворения коллективных исковых требований административных истцов о признания незаконным бездействия Фонда, обязании устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении коллективного административного иска к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения  отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2022 года.

Решение суда в окончательной форме принято 28 февраля 2022 года

 

Судья                                                                                                                        О.В. Фомичева

02а-0006/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 18.02.2022
Истцы
Грушин Дмитрий Васильевич
Смолин Евгений Владимирович
Романова Светлана Алексеевна
Ляшко Людмила Ивановна
Швычкова Татьяна Николаевна
Федосова Юлия Александровна
Овчинникова Людмила Валентиновна
Долгушин Олег Анатольевич
Плаксин Алексей Петрович
Слепнева Ирина Васильевна
Смирнова Елена Владимировна
Филатов Александр Николаевич
Есипов Константин Борисович
Захарова Вера Александровна
Ситковская Ольга Викторовна
Алилова Калимат Мухтаровна
Соловьева Ольга Анатольевна
Белецкая Юлия Андреевна
Хворова Елена Сергеевна
Николаенко Леонид Леонидович
Хамитов Батыр Рамзиевич
Павловская Лариса Ивановна
Круглов Валерий Геннадьевич
Рахманова Зилола Уроковна
Канатов Александр Александрович
Мурриева Галина Атамамметовна
Подгорнов Петр Александрович
Стома Игорь Николаевич
Тукаева Ольга Андреевна
Шаблинский Сергей Алексеевич
Рамазанов Алексей Константинович
Турухина Вера Михайловна
Ответчики
Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"
Суд
Бабушкинский районный суд
Судья
Фомичева О.В.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
28.02.2022
Мотивированное решение
18.02.2022
Решение
05.07.2022
Определение суда апелляционной инстанции
01.03.2021
Определение об оставлении заявления без движения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее