Дело № 2-745/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2013 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,
при секретаре З.,
с участием:
представителя заявителя Е.,
заинтересованного лица К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-745/13 по заявлению В. об оспаривании постановления Администрации Томского района (№...),
у с т а н о в и л :
В. обратился с заявлением в суд об оспаривании постановления Администрации Томского района (№...). В обоснование требований указал, что на основании постановления Главы Коларовской сельской администрации от (дата) (№...), им было приобретено право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: (адрес). Постановлением Муниципалитета Томского района (№...) от (дата) о предоставлении дополнительного земельного участка заявителю в (адрес), был образован из земель поселений земельный участок в (адрес), площадью (...) кв.м., утвержден расчет цены выкупа земельного участка, и указанный земельный участок предоставлен в собственность заявителю для ведения личного подсобного хозяйства. Срок для произведения выкупа земельного участка установлен не был. Постановление отменено не было. Счел, что оспариваемым постановлением от (дата) (№...) нарушается его право на равный доступ к приобретению земельного участка в собственность, предусмотренное п.2 ст.15 ЗК РФ.
Представитель Администрации Томского района Ш., действующий на основании доверенности (№...) от (дата) сроком действия до (дата), будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, не явился.
В представленном суду письменном отзыве против удовлетворения требований возражал. Указал, что постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством. Право собственности на земельный участок, расположенный по адресу (адрес) зарегистрировано в установленном законом порядке.
Заявитель В., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, не явился. В судебное заседание направил своего представителя.
В соответствие с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие заявителя и представителя Администрации Томского района.
Представитель заявителя Е., действующий на основании доверенности (№...) от (дата) сроком действия три года, требования В. в судебном заседании поддержал в полном объеме. Просил признать незаконным и отменить постановление Администрации Томского района (№...)
Заинтересованное лицо К. возражал против удовлетворения требований. Пояснил, что в настоящее время право собственности на земельный участок по адресу: (адрес) им зарегистрировано. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения представителя заявителя, заинтересованного лица, допрошенных свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 46 Конституции РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дано разъяснение о том, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 17 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» предусмотрено, что предоставление земельных участков в собственность или аренду осуществляется по заявлению граждан, если это допускается действующим законодательством.
На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч.2 ст.11 ЗК РФ).
В соответствие с Законом Томской области «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» от 12.11.2005 № 241-ОЗ, территория Рыбаловского сельского поселения расположена в границах муниципального образования «Томский район». Право распоряжаться землями (в границах муниципального образования «Томский район»), государственная собственность на которые не разграничена в соответствие с абз.2,ч.10, ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», осуществляется Администрацией Томского района в лице Главы Администрации Томского района.
Статья 34 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п.2 ст. 34 ЗК РФ).
Согласно пункта 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения ( ст. 34 ЗК РФ).
Согласно ст.3 ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Постановлением муниципалитета Томского района от (дата) (№...) образован из земель поселений земельный участок в (адрес), площадью (...) кв.м., утвержден проект границ земельного участка; утвержден расчет цены выкупа земельного участка, составленный комитетом по управлению земельными и лесными ресурсами муниципального образования «Томский район»; В. в собственность предоставлен земельный участок из земель поселения в (адрес), площадью (...) кв.м. в границах его фактического использования для ведения личного подсобного хозяйства за плату по цене (...) в том числе НДС (...) рубля, дополнительно к имеющемуся в собственности земельному участку.
При этом заявителю необходимо было в силу приведенных норм закона обеспечить постановку предоставляемого участка на государственный кадастровый учет, заключить договор купли-продажи земельного участка с муниципальным образованием «Томский район», произвести оплату, а также осуществить регистрацию права собственности в учреждении юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, до настоящего времени В. не предпринял меры по заключению с муниципальным образованием «Томский район» договора купли-продажи образованного постановлением от (дата) земельного участка, плату за земельный участок не внес, в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не обращался.
Более того, как следует из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей Б., П., М., Ж. на протяжении последних 4-5 лет В. не использует предоставленный ему дополнительный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, так как проживает один. Данный земельный участок В. только обкашивал.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч.1 ст.551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с 2 ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как установлено в судебном заседании, в Администрацию Томского района поступило заявление (№...) от К. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению были приложены все необходимые документы.
Согласно представленной адресной справке от (дата) (№...) земельный участок по адресу: (адрес) является вновь образованным.
Из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области от (дата) на момент вынесения оспариваемого постановления сведения о земельном участке по адресу: (адрес) в кадастре недвижимости отсутствовали.
Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствующих координатах, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от (дата) (№...). Земельному участку присвоен кадастровый номер (№...).
Постановлением Администрации Томского района от (дата) (№...)-З земельный участок с кадастровым номером (№...) площадью (...) кв.м. по адресу: (адрес) был предоставлен К. в собственность за плату в границах, указанных в кадастром паспорте земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства. Постановлено К. заключить договор купли- продажи земельного участка с Администрацией Томского района, обеспечить регистрацию права собственности в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Согласно материалам дела К. реализовал свое право на приобретение земельного участка, заключив (дата) договор купли- продажи земельного участка по адресу: (адрес) общей площадью (...) кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства с Администрацией Томского района. Право собственности на указанный земельный участок было зарегистрировано К. (дата) (свидетельство о государственной регистрации права (№...)).
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243);7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса.
Оценив фактические обстоятельства по делу, суд считает, что довод заявителя о нарушении оспариваемым постановлением его права на приобретение в собственность земельного участка не основан на законе. Согласно ч.2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления Администрации Томского района (№...) от (дата).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (№...) ░░ (░░░░), ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
...