Дело № 2-2143/2021г
(24RS0028-01-2021-002506-83)
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
14 сентября 2021г Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Майоровой О.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Егоровой С.Е.,
представителя истца (ответчика по встречному иску) – МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица (МКУ «Управление капитального строительства») – Сидоровой К.А.,
ответчиков (истцов по встречному иску) – Поволоцкой С.Б., Поволоцкой А.Ю.
ответчицы Поволоцкой О.Ю.
при секретаре Лейхтлинг Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Поволоцкой С.Б. , Поволоцкому Ю.Н. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкой О.Ю. о принудительном выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности, встречному иску Поволоцкой С.Б. , Поволоцкого Ю.Н. , Поволоцкой А.Ю. к МО «Город Красноярск» об обязании предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению,
у с т а н о в и л
МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Поволоцкой С.Б., Поволоцкому Ю.Н., Поволоцкой А.Ю., Поволоцкой О.Ю. о принудительном выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности, указывая на то, что многоквартирный жилой дом <данные изъяты> на основании заключения <данные изъяты> от 14.02.2014г признан аварийным, включен в перечень домов, подлежащих сносу и расселению в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярскому крае» на 2019-2025 годы, а земельный участок, на котором расположен дом, был признан подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Собственниками квартиры <данные изъяты> в вышеуказанном доме являются Поволоцкая С.Б., Поволоцкий Ю.Н., Поволоцкая А.Ю. (у каждого по 1/3 доли), которые фактически там проживают, состоят на регистрационном учете (за исключением Поволоцкой А.Ю., которая зарегистрирована и проживает в ином месте), также на регистрационном учете состоит и проживает Поволоцкая О.Ю., собственником не являющаяся. 18.10.2019г ответчикам (собственникам) было направлено требование о сносе дома в срок до 01.02.2020г. С целью определения размера возмещения за изымаемое имущество ООО «ИнвестОценкаАудит» на основании заявления МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» была произведена оценка спорной квартиры, рыночная стоимость которой по состоянию на 30.07.2020г, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причиненных собственникам при изъятии жилого помещения, составила 1.742.035 руб 50 коп. 13.08.2020г истец обратился к ответчикам (собственникам) с предложением заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое имущество, однако, от заключения указанного соглашения ответчики отказались. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец просит изъять для муниципальных нужд у Поволоцкой С.Б., Поволоцкого Ю.Н., Поволоцкой А.Ю. спорную квартиру, определить размер возмещения в сумме 1.742.035 руб 50 коп, прекратить их право собственности на указанную квартиру, выселить и снять с регистрационного учета Поволоцкую С.Б., Поволоцкого Ю.Н., Поволоцкую О.Ю. из спорного жилого помещения, признать за МО «Город Красноярск» право собственности на квартиру <данные изъяты>
Поволоцкая С.Б., Поволоцкий Ю.Н., Поволоцкая А.Ю. обратились в суд со встречным иском к МО «Город Красноярск», в котором просят возложить на ответчика обязанность предоставить им в собственность равнозначное жилое помещение взамен принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
В судебном заседании представитель истца – Сидорова К.А. (она же является представителем третьего лица - МКУ г. Красноярска «УКС»), действующая на основании доверенностей, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, встречные исковые требования не признала, пояснила, что при отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить такое помещение, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате возмещения, предоставление же иного жилья взамен изымаемого является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Кроме того, у ответчиков Поволоцкого Ю.Н. и Поволоцкой А.Ю. на праве собственности имеются иные жилые помещения, пригодные для проживания, в связи с чем обеспечить их жилым помещением в соответствии с мерами поддержки не представляется возможным.
Ответчики (истцы по встречному иску) Поволоцкая С.Б., Поволоцкая А.Ю., ответчица Поволоцкая О.Ю. исковые требования истца не признали, встречный иск (Поволоцкая С.Б. и Поволоцкая А.Ю.) поддержали в полном объеме, пояснив, что жилое помещение по <данные изъяты> было приобретено ими в собственность 17.06.1998г, в нем они вместе с Поволоцким Ю.Н. проживают до настоящего времени и состоят на регистрационном учете (за исключением Поволоцкой А.Ю.), иного жилья, пригодного для проживания, не имеют, полагают, что в рамках реализации адресной программы по переселению из аварийного жилья вправе рассчитывать на предоставление им другого жилья, равнозначного изымаемому для муниципальных нужд.
Ответчик (истец по встречному иску) Поволоцкий Ю.Н., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причине своей неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся ответчика и представителя третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагающего необходимым встречный иск удовлетворить, находит заявленные исковые требования (как первоначальные, так и встречные) законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007г N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007г № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г № 14 у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с приведенными выше положениями закона в их совокупности, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Поволоцкая С.Б. , Поволоцкий Ю.Н. , Поволоцкая А.Ю. на основании договора мены от 18.06.1998г являются равнодолевыми (по 1/3 доли) собственниками жилого помещения общей площадью 39.8 кв.м. (в том числе жилой 29.6 кв.м.), расположенного по адресу: <данные изъяты> право собственности зарегистрировано в установленном на тот момент законом порядке (в БТИ <данные изъяты>).
Согласно выписке из домовой книги от 22.10.2020г, выданной ООО УК «Гвардейский парк», на регистрационном учете в указанном жилом помещении состоят: Поволоцкая С.Б. – с <данные изъяты> Поволоцкая О.Ю. (собственником не является) – с <данные изъяты>, Поволоцкий Ю.Н. – с <данные изъяты>. Еще один собственник 1/3 доли жилого помещения – Поволоцкая А.Ю. на регистрационном учете в нем не состоит, проживает и зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> на основании заключения межведомственной комиссии <данные изъяты> от 14.02.2014г, назначенной постановлением администрации г. Красноярска от 21.05.2010г № <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу (ухудшение в связи с физическим износом 70% в процессе эксплуатации). Указанный многоквартирный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края 29.03.2019г.
18.10.2019г Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска в адрес Поволоцкой С.Б. было направлено уведомление - требование о сносе дома в срок до 01.02.2020г (получено адресатом 09.11.2019г).
Поскольку снос дома ею в установленный срок не был осуществлен, распоряжением Администрации г. Красноярска от 13.05.2020г № 54-арх принято решение об изъятии земельных участков и жилых помещений, в том числе жилого помещения <данные изъяты> расположенного на земельном участке по <данные изъяты>, для муниципальных нужд. Соответствующее уведомление было направлено в адрес собственников 19.05.2020г, факт получения которых они в судебном заседании не оспаривали.
По заданию администрации МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» ООО "ИнвестОценкаАудит» подготовило отчет об оценке № 4333.17-НД/20 от 05.08.2020г, согласно которому рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> по состоянию на 30.07.2020г, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причиненных собственникам при изъятии жилого помещения, составила 1.742.035 руб 50 коп.
13.08.2020г МО «Город Красноярск» подготовило соответствующий проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, полученный собственниками спорного жилого помещения, однако, 12.01.2021г они направили в адрес руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска совместное заявление об отказе от заключения указанного соглашения на предложенных условиях, ссылаясь на то, что не согласны с денежной выплатой.
Принимая решение об удовлетворении встречных исковых требований Поволоцкой С.Б., Поволоцкого Ю.Н., Поволоцкой А.Ю. и исковых требований МО «Город Красноярск», суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019г № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Дом № <данные изъяты> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017г, являющийся приложением к вышеуказанной программе.
Положениями п. 1 ст. 3 Закон Красноярского края от 9 июля 2020г № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, суд находит, что ответчики как собственники жилого помещения, признанного аварийным и включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеют право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, при этом они имеют право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В данном случае собственники реализовали свои конституционные права и обратились в суд с иском о предоставлении им жилого помещения взамен ветхого, аварийного и подлежащего сносу по критериям безопасности, выбрали способ обеспечения своих прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемого равнозначного по площади другого жилого помещения. Поскольку администрацией города обязанность по предоставлению им жилого помещения не исполнена, дом до настоящего времени не снесен, нарушенное право Поволоцкой С.Б., Поволоцкого Ю.Н., Поволоцкой А.Ю. должно быть восстановлено путем возложения соответствующей обязанности на ответчика по встречному иску. Отсутствие у МО «Город Красноярск» жилых помещений, подходящих для переселения собственников жилья, приобретение которых осуществлено в рамках Программы переселения граждан из аварийного жилья, не может влиять на гарантированные действующим законодательством права собственников аварийного жилья.
То обстоятельство, что Поволоцкий Ю.Н. имеет на праве собственности иное жилое помещение, не является основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований. Так, действительно, Поволоцкий Ю.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> право собственности зарегистрировано 03.06.2016г, однако, указанная собственность возникла в результате получения имущества в порядке наследования (свидетельство праве на наследство по закону от 09.12.2015г). Поволоцкая А.Ю. на основании договора купли-продажи являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> (право собственности было зарегистрировано 30.09.2014г), однако, 10.12.2020г указанная квартира была продана с торгов в связи с невыполнением собственником условий заключенного кредитного договора (право собственности за новым собственником зарегистрировано 08.04.2021г). Иного жилья у нее не имеется.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчики (собственники), реализуя предоставленное законодательством право выбора, имеют право на предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным, на МО «Город Красноярск» следует возложить обязанность предоставить им равноценное жилое помещение, расположенное на территории города Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, не менее 39.8 кв.м., в случае же предоставления жилого помещения площадью более чем на 13 кв.м., подлежат применению правила, установленные Законом Красноярского края от 09.07.2020г в части взимания разницы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Возложить на МО «Город Красноярск» в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить Поволоцкой С.Б. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкому Ю.Н. на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 39.8 кв.м., расположенное в границах города Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, взамен принадлежащего Поволоцкой С.Б. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкому Ю.Н. на праве общедолевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Изъять для муниципальных нужд у Поволоцкой С.Б. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкого Ю.Н. жилое помещение по адресу: г. <данные изъяты> после предоставления Поволоцкой С.Б. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкому Ю.Н. равнозначного жилого помещения площадью не менее 39.8 кв.м.
Прекратить право собственности Поволоцкой С.Б. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкого Ю.Н. (у каждого – по 1/3 доли) на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> после предоставления равнозначного жилого помещения площадью не менее 39.8 кв.м.
Выселить и снять с регистрационного учета Поволоцкую С.Б. , Поволоцкой О.Ю. , Поволоцкого Ю.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, после предоставления Поволоцкой С.Б. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкому Ю.Н. равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 39.8 кв.м.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> за муниципальным образованием «Город Красноярск» после предоставления Поволоцкой С.Б. , Поволоцкой А.Ю. , Поволоцкому Ю.Н. равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 39.8 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение 1 месяца со дня изготовления полного текста решения (16 час 00 мин 21.09.2021г).
Председательствующий Майорова О.А.