Судья Найдина Г.В. Дело № 33-3641/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Юдина А.В., Головкова В.Л.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 22 июля 2010 года дело по кассационному представлению прокурора г.Ухты на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 мая 2010 года, которым отказано в удовлетворении требований прокурора г.Ухты к администрации МОГО "Ухта" о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет Шуклиной ... в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании признать ее нуждающейся в жилом помещении,
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение прокурора Ковригиной О.Н., поддержавшей кассационное представление прокурора г.Ухты, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Ухты обратился в суд с иском в интересах Шуклиной П.П. к администрации МОГО "Ухта" о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности по признанию его нуждающимся в жилом помещении. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Шуклина П.П. относится к категории граждан, пользующихся льготами, предусмотренными ФЗ РФ "О ветеранах". Дата обезличена г. Шуклина П.П. обратилась с заявлением в администрацию МОГО "Ухта" о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но в удовлетворении заявления ей было отказано. Данный отказ считает необоснованным, так как Шуклина П.П. с Дата обезличена г. имеет регистрацию и проживает в принадлежащей дочери и её мужу квартире, общей площадью ... кв.м.. Шуклина П.П. не является членом семьи собственника, поскольку переехала в указанное жилое помещение в связи с ухудшением состояния её здоровья, и проживает там вынуждено, по причине отсутствия собственного жилья и необходимости в получении ухода. На учете нуждающихся в администрации МОГО "Ухта" Шуклина П.П. не состояла и не состоит, своего жилья не имеет. В соответствии со ст.15 ФЗ РФ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 указанного закона.
В судебном заседании помощник прокурора г.Ухты Нургазина Н.Т. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Белонин П.В. исковые требования не признал.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. В обоснование кассационного представления указано, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы о вынужденном характере проживания совместно с дочерью. Соответственно, является неверным вывод суда о том, что Шуклина П.П. приобрела право пользования в квартире дочери о отсутствуют основания для постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции, Шуклина ..., Дата обезличенаг.рождения, в соответствии с удостоверением серии Номер обезличен Номер обезличен, выданным Агентством Республики Коми по социальному развитию Дата обезличенаг., имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ РФ "О ветеранах" супруга погибшего (умершего) инвалида войны или участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.
В силу ч.1 ст.21 Закона указанным лицам предоставляется, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
На основании ч.1 ст.23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Республики Коми принято Постановление Правительства РК от 22.03.2010 N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", которым утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения".
Таким образом, нормами федерального законодательства и принятых в порядке их исполнения правовых актов Республики Коми установлен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона РФ "О ветеранах". К числу таковых относится и Шуклина П.П..
Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета имеют перечисленные в законе лица, в том числе члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на основании установленных законом критериев.
Таким образом, обязательным условием при определении права лица на получение указанной меры социальной поддержки является установление его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В свою очередь, критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий специально для указанной категории граждан законодатель не определил, а потому подлежит применению общий порядок определения нуждаемости в жилье, установленный нормами ст.51 Жилищного кодекса РФ.
В данном случае, как правильно установлено судом первой инстанции, исходя из положений ст.51 Жилищного кодекса РФ, Шуклина П.П. не относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, из материалов дела следует, что Шуклина П.П. проживает в благоустроенной и пригодной для проживания квартире, находящееся в общей совместной собственности дочери - ФИО12 и её мужа - ФИО15, с Дата обезличена г., вместе с ФИО12, ФИО15, ФИО14 и ФИО13. В указанной квартире Шуклина П.П. имеет постоянную регистрацию. При этом из объяснений ФИО12 следует, что Шуклина П.П. ранее проживала в доме, расположенном в ... ..., а в настоящее время Шуклина П.П. проживает с ней, была вселен ею в квартиру, имеет постоянную регистрацию, она ухаживает за матерью и живет с ней одной семьей.
Все изложенное свидетельствует о том, что в силу положений ст.31 ЖК РФ Шуклина П.П. приобрела статус члена семьи собственника жилого помещения, является таковой и имеет равное с собственниками право пользования квартирой.
В этом случае нормами п.п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ предусмотрено, что он может быть признан нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.4 и ч.5 ст.50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В данном случае Решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" №23 от 01.03.2006г. учетная норма общей площади жилого помещения для постановки граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО "Ухта" определена в 11кв.м. на каждого члена семьи.
Учитывая, что общая площадь занимаемой Шуклиной П.П., а также ФИО12, ФИО15, ФИО14 и ФИО13 квартиры составляет ... кв.м., размер площади, приходящейся на каждого члена семьи, равен ... кв.м., что выше учетной нормы, установленной в г.Ухте.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для признания Шуклиной П.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий, и обоснованности отказа администрации МОГО "Ухта" в постановке Шуклиной П.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В кассационном представлении прокурор ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда. При этом коллегия также не может согласиться с доводами прокурора о том, что Шуклина П.П. не приобрела право пользования квартирой дочери, поскольку из представленных в суд доказательств следует обратный вывод.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационного представления своего подтверждения в ходе кассационного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, и с учетом изложенного коллегия считает, что обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора г.Ухты - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: