Судья Ракунова Л.И. Дело № 33а-18562/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Бирюковой Е.Ю.,
при секретаре Горохове С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 июля 2018 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 18 апреля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Новиковой <данные изъяты>, Гнездилова <данные изъяты>, Никифоровой <данные изъяты>, Мелехиной <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя административных истцов – Воитто А.Н.,
установила:
Новикова М.Г., Гнездилов Ю.П., Никифорова Н.Ю., Мелехина И.Е. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих им на праве собственности земельных участков, имеющих категорию – земли сельхозназначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, в районе дер. Высоково, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату государственной кадастровой оценки земель – 01.01.2013.
В обоснование административного иска указали, что кадастровая стоимость поименованных в иске земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, составленном независимым оценщиком. По утверждению административных истцов, более высокая кадастровая стоимость земельных участков по сравнению с их рыночной стоимостью ведёт к необоснованному увеличению земельного налога.
В судебном заседании представитель административных истцов настаивал на удовлетворении уточненного административного иска (л.д. 150-152, том 2), просил суд установить кадастровую стоимость участков в размере, определенном проведенной по делу судебной оценочной экспертизой.
Представители административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области не возражали против удовлетворения административного иска об установлении кадастровой стоимости участков в размере их рыночной стоимости, при этом подвергли критике заключение судебной экспертизы.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились.
Решением Московского областного суда от 18 апреля 2018 года административный иск удовлетворен: суд установил кадастровую стоимость заявленных в иске земельных участков в размере их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, - 01.01.2013; указал, что данное решение является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
На данное решение Минимуществом Московской области подана апелляционная жалоба, в которой указано, что судебное постановление основано на недостоверном доказательстве – заключении судебной экспертизы; апеллянт ходатайствует о назначении по делу повторной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
При этом в силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки земель, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка: установление рыночной стоимости, определенной по результатам индивидуальной оценки объекта, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что Новикова М.Г. является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, Гнездилов Ю.П. - долевым собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, Никифорова Н.Ю. - долевым собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, Мелехина И.Е. - долевым собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м; все участки расположены в районе деревни Высоково Чеховского района Московской области и имеют категорию земель - земли сельхозназначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Кадастровая стоимость участков определена уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2013 и составляет: с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб.
Согласно представленному административными истцами отчету № О-562/1 от 09.06.2017 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленному оценщиком ООО «Роосконсалтгруп», рыночная стоимость земельных участков определена соответственно в <данные изъяты> руб.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом ЗАО Аудиторская компания «ХОЛД-ИНВЕСТ-АУДИТ» Крутской О.В., рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составила: с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> – <данные изъяты> руб.
Вывод суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих административным истцам на праве долевой собственности, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости (на 01.01.2013), согласно заключению проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы Минимущества Московской области о том, что заключение судебной экспертизы по настоящему делу является недостоверным, а потому недопустимым доказательством, судебная коллегия находит несостоятельным: экспертное заключение эксперта Крутской О.В. содержит подробное описание проведенного исследования, имеет ссылки на Федеральные стандарты оценки, даны исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, заключение не содержит суждений, позволяющих иным образом оценить выводы эксперта. Опрошенная в судебном заседании эксперт Крутская О.В. аргументировано ответила на все возникшие у представителей административного ответчика по экспертному заключению вопросы, в том числе относительно использованных экспертом объектов-аналогов и корректировок.
Оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ, для назначения по делу повторной экспертизы судом как первой, так и апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения соответствующего ходатайства Минимущества Московской области.
Судебная коллегия находит постановленное по делу решение законным и обоснованным, а потому не подлежащим отмене.
Доводы апелляционной жалобы Минимущества Московской области аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом исследования и надлежащей оценки последнего, с выводами которого судебная коллегия не находит оснований не согласиться, в связи с чем не могут служить поводом к отмене обжалуемого судебного постановления как направленные на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минимущества Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи