Дело № 2а-3617/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи Анциферовой Н.Л.,
при секретаре Евстигнеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному прокурора Ленинского района г.Ульяновска к Харитонову Дмитрию Александровичу о прекращении действии права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Харитонову Д.А. о прекращении права управления транспортным средством.
В обоснование иска указал, что Харитонов Д.А. находится в базе данных ГУЗ УОКНБ с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>
Из информации, предоставленной УГИБДД УМВД России по Ульяновской области следует, что Харитонову Д.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение № (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ), категории «<данные изъяты>
Наличие у Харитонова Д.А., действующего водительского удостоверения и, соответственно, права управления транспортным средством создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Анастасин О.А., заявленные требования поддержал по доводам административного иска.
Административный ответчик Харитонов Д.А. в судебном заседании с иском согласился. Пояснил, что не знал, что был поставлен на учет. Осенью 2020 года было рассмотрено уголовное дело в отношении него по ст. №. В настоящее время он сдает анализы, не употребляет вещества с момента возбуждения уголовного дела.
Заинтересованное лицо УГИБДД по Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовали. Судом извещались.
Заинтересованное лицо ГУЗ «УОКНБ», в лице представителя в судебном заседании не присутствовал. Судом извещались. Представлен отзыв, содержащий ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствии. Также сообщили, что Харитонов Д.А. состоит в ГУЗ УОКНБ с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> Не может быть допущен к управлению транспортным средством.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при данной явке и вынести решение.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений.
Учитывая, что требования о лишении права осуществления деятельности, связанной с управлением источником повышенной опасности возникают из административных публичных правоотношений, требования истца подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 упомянутого выше закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст.5 указанного выше закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст.8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договором Российской Федерации.
Статьями 25, 26 названного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средства и основные требования по подготовке водителей транспортных средств. При этом предусмотрено, что право на управление транспортными средствами приобретают граждане, не имеющие ограничений к водительской деятельности.
В соответствии со ст.23 указанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации №377 от 28.04.1993, лица, страдающие заболеванием «алкоголизм», не имеют право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами.
Из п.п.12.1, 12.3 Приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» следует, что хронический алкоголизм, наркомания являются противопоказаниями к управлению транспортными средствами.
Согласно п.15 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации №782 от 20.07.2000 при приеме документов должностным лицом: устанавливается личность кандидата в водители; проверяется, в том числе, наличие и срок действия медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами тех категорий, право на управление, которыми испрашивается кандидатом в водители.
В судебном заседании установлено, что Харитонову Д.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение № (сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), категории «<данные изъяты>
По информации ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» Харитонов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>
При таких обстоятельствах административный ответчик Харитонов Д.А., управляя источником повышенной опасности – транспортным средством, создает и может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих – участников дорожного движения, их имуществу, поскольку страдает <данные изъяты> Наличие у административного ответчика данного заболевания исключает его право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Изложенное является основанием для прекращения права Харитонова Д.А. на управление транспортными средствами до снятия его с диспансерного учета в названном выше лечебном учреждении.
Прекращение названного права ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст.55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного иска взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, в силу ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № (░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░), ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.08.2021.