дело № 2-343/2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Елизово Камчатского края 24 июня 2021 года
Елизовский районный суд Камчатского края
в составе председательствующего судьи Конышевой Я.А.,
при секретаре судебного заседания Брилевой В.О.,
с участием представителя истца Царькова Д.А., помощника Елизовского городского прокурора Соломка А.В.,
ответчика Самойловой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Паратунского сельского поселения к Самойловой Наталье Михайловне об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд,
у с т а н о в и л:
Администрация Паратунского сельского поселения (далее-Администрация, истец) обратилась с иском в суд к Самойловой Н.М. об изъятии принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения-<адрес>, расположенной по адресу: <адрес> для муниципальных нужд в свою пользу путем выкупа с прекращением права собственности Самойловой Н.М. на указанное жилое помещение, установив размер выкупной цены в сумме 2504 116 рублей и возложении на Самойлову Н.М. обязанности освободить жилое помещение в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Самойлова Н.М. является собственником указанного жилого помещения. Постановлением Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 30 декабря 2011 года № 332 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что собственники многоквартирного <адрес> не осуществили его снос в разумный срок, Администраций принято Постановление 04 апреля 2018 года № 116 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд с кадастровым номером № под жилым домом, расположенным по адресу: Камчатский край, Елизовский муниципальный район, Паратунское сельское поселение, <адрес>» (далее-Постановление № 116), которое прошло в установленном порядке государственную регистрацию. Согласно уведомлению Администрация установила срок принятия Самойловой Н.М. решения о подписании ей Соглашения об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд Паратунского сельского поселения, в котором установлена в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации сумма возмещения в размере 2504 116 рублей в течение 5 дней с момента его получения. Указанное уведомление было направлено Самойловой Н.М. по почте. Вместе с тем, до настоящего времени какой-либо информации от ответчика по поводу принятия ею решения о подписании соглашения не поступало, в связи с чем Администрация расценивает данное обстоятельство как отказ Самойловой Н.М. от его подписания. Ссылаясь на то, что жилищные права собственника, проживающего в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, подлежат реализации в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа у него (собственника) жилого помещения, истец просил иск удовлетворить.
Представитель истца Администрации Паратунского сельского поселения Царьков Д.А. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что размер выкупной стоимости жилого помещения должен быть определен судом на основании представленного суду заключения экспертизы. Полагал возможным обязать Самойлову Н.М. освободить жилое помещение в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик Самойлова Н.М., пояснила, что она желает остаться проживать в своей квартире, с выкупной стоимостью жилого помещения, определенной заключением экспертизы в целом согласилась.
На основании определения Елизовского районного суда Камчатского края от 26 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечены Самойлов М.Н., Самойлов А.М., Самойлов А.М., Самойлова Н.А., Самойлов В.А.
Третьи лица Самойлов М.Н., Самойлов А.М., Самойлов А.М., Самойлова Н.А., Самойлов В.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании не участвовали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материала гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 8 статьи 32 названного кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный Закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в перечень расселяемых аварийных домов в рамках подпрограммы 3 «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П.
Как следует из материалов дела и установлено судом Самойлова является собственником жилого помещения <адрес> расположенной по адресу: <адрес> (т.1 л.д.124-131).
Постановлением главы Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 30 декабря 2011 года, многоквартирный дом, по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу ( т.1 л.д.12).
04 апреля 2018 года Администрацией Паратунского сельского поселения Елизовского района было принято постановление № 116 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд с кадастровым номером: № под жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>».(т.1 л.д.15).
Поскольку, как установлено в судебном заседании жилой дом в котором проживает ответчик включен в перечень расселяемых аварийных домов в рамках подпрограммы 3 «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П следовательно, Самойлова Н.М. будучи собственником спорной квартиры, расположенной в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, имеет право выбора обеспечения своих жилищных прав, как путем выкупа жилого помещения, так и путем предоставления другого жилого помещения в собственность.
В ходе рассмотрения дела и до подачи иска Самойлова Н.М. не изъявляла желание о реализации своих жилищных прав путем предоставления ей равнозначного жилого помещения, однако с выкупной ценой предложенной истцом была не согласна, в связи с чем по её ходатайству судом была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
Согласно заключению эксперта № 99/21 от 09 апреля 2021 года рыночная стоимость жилого помещения-квартиры на момент проведения оценки составляет 2 570 444 рубля, сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого помещения-квартиры составляет 1525 585 рублей, величина убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием на дату проведения оценки составляет 521562 рубля (т.2 л.д.3-135).
При этом при определении размера возмещения за жилое помещение –во избежании двойного счета не следует учитывать рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, поскольку эти суммы включены в рыночную стоимость жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Таким образом, к числу убытков, подлежащих возмещению собственнику квартиры в соответствии с названной статьей Жилищного кодекса Российской Федерации, может быть отнесена и сумма компенсации за не произведенный наймодателем капитальный ремонт дома.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Изымаемое жилое помещение расположено в доме 1977 года постройки. Сведений о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, не представлено.
Как следует из заключения экспертизы по данным техпаспорта, а также при сопоставлении со сборниками УПВС оцениваемое здание принадлежит к 4 группе капитальности со сроком службы 50 лет. К началу приватизации зданию было по меньшей мере 16 лет и оно накопило более 30 % износа. Вместе с тем, капитальный ремонт наймодателем выполнен не был, что привело к ускоренному обветшанию здания, в результате чего Постановлением администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 30 декабря 2011 года № 322 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
С учетом вышеизложенного, ответчику подлежит возмещению за изымаемое жилое помещение сумма в размере 4399829 рублей (2570444 рыночная стоимость квартиры+1525585 рублей компенсация за капитальный ремонт+303800 убытки, связанные с изъятием жилого помещения).
В силу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым установить срок для исполнения обязательства по освобождению жилого помещения-<адрес>, расположенной по адресу: <адрес> в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, исходя из обстоятельств дела, статуса ответчика, требований разумности.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пункту 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
С учетом имущественного положения ответчика, категории спора, суд полагает возможным освободить Самойлову Н.М. от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Исковые требования Администрации Паратунского сельского поселения к Самойловой Наталье Михайловне –удовлетворить.
Изъять у Самойловой Натальи Михайловны для муниципальных нужд в пользу Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района жилое помещение –<адрес> расположенную по адресу: <адрес> путем выкупа с прекращением права собственности Самойловой Натальи Михайловны на указанное жилое помещение, установив размер выкупной цены в сумме 4399829 рублей.
Обязать Самойлову Наталью Михайловну освободить жилое помещение – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 30 июня 2021 года.
Председательствующий Я.А. Конышева