Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-755/2012 от 07.11.2012

Дело № 12 - 755                             29.11.2012г.                        Р Е Ш Е Н И Е

    Судья Свердловского районного суда г. Перми Роготнева Л.И.

при секретаре Мельчаковой Е.В..

с участием защитника Кузнецовой Ю.В. (по доверенности)

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана д.6, административное дело по жалобе Аникиной Н.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 41 Свердловского района г. Перми Новиковой Н.Н. от 23.10.2012г.

                    у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 41 Свердловского района г. Перми от 23.10.2012г. Аникина Н.М. была признана виновной в том, что в ходе плановой проверки общества было выявлено не выполнение ею, как должностным лицом ОАО «Пермэнергоремонт» - -ДОЛЖНОСТЬ1-, обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по адресу: <адрес>, а именно: не обеспечила работников учреждения средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) в необходимом количестве, отсутствует инструкция организации действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не прошёл обучение руководящий состав организации в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в организации не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, отсутствуют нештатные аварийно – спасательные формирования, не проведена первичная аттестация вновь созданных формирований, не проводится периодическая аттестация действующих формирований, чем нарушила требования ст. 14 федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 ФЗ от 21.12.1994г., п.16 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС», п. 4 положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, п.9 приказа МЧС России от 19.01.2004г. № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях…», п.4 ч.3, п.7 ч.5, ч.5. п.8 главы 2 приказа МЧС России № 993 от 21.12.2005г. «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», п.2 постановления Правительства РФ от 10.11.1996г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», т.е. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.6 ч.1 КоАП Российской Федерации. Аникиной Н.М. назначено административное наказание – штраф в сумме 10000 руб.

Аникина Н.М., не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой по постановление, в которой просит отменить его, производство по делу прекратить. Свою просьбу мотивирует тем, что при разрешении дела мировым судьей не было учтено, что контролирующим органом были допущены существенные нарушения требования закона о защите прав юридических лиц при проведении проверки - обществу не был вручен акт о проверке его подразделения по адресу: <адрес>. Эти нарушения являются грубыми, поэтому документы, составленные по результатам проверки, и протокол являются недопустимыми доказательствами. При рассмотрении дела обществом были представлены доказательства, но мировым судьей при рассмотрении дела они не были учтены. Также не было учтено, что в обществе имеются противогазы для работников, имеется резерв финансовых и материальных ресурсов необходимых для пожаротушения и противопожарной защиты. Кроме того, не было учтено, что она не является -ДОЛЖНОСТЬ1- общества, она только работник общества, действующий по доверенности. Функции единоличного руководителя общества в ДД.ММ.ГГГГ. по решению акционеров передано управляющей компании -ОРГАНИЗАЦИЯ-

В суд Аникина Н.М. не явилась, извещена судом в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП Российской Федерации, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

    В суде защитник на доводах жалобы настаивает полностью. Пояснила, что при проверке были в наличии и необходимые количество противогазов, имеется план по ликвидации вместо инструкции, есть все необходимые резервы. Но при проверке их предъявить не требовали, только представить документы, что обществом и было сделано. Функции по руководителя в части выполнения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не переданы действующей доверенностью. Просит постановление в отношении Аникиной Н.М. отменить, прекратить производство по делу.

    Суд, выслушав защитника, изучив материалы дела , проверив обоснованность и законность постановления в полном объеме, приходит к следующему:

Статья 14 федерального закона Российской Федерации № 68-ФЗ от 21.12.1994г. (в редакции от 1.04.2012г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 20 закона указывает, что руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

П. 2. Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 547 от 4.09.2003г. устанавливает, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

     Согласно п. 5, 9 Приказа МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований", подготовку должны проходить председатели комиссий по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, а также члены этих комиссий.

П. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (ред. от 04.09.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" устанавливает, что привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.

П.4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России № 993 от 21.121.2005г. (в редакции 19.04.2010г.) устанавливает, что обеспечением населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.

П. 7. положения предусматривает, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.

П. 8. Положения - накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

П.2. положения о порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. № 1340 предусматривает, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

П.3. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

П.4. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

П.5. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

П. 7. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

Статья 20.6 ч.1 КоАП Российской Федерации предусматривает, что невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5 - 6), акта плановой проверки ОАО «Пермэнергоремонт» в лице подразделения – <данные изъяты> по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13 - 14) следует, что обществом для обеспечения работников <данные изъяты> не приобретены противогазы – средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству работников, руководящий состав организации – члены комиссии по чрезвычайным ситуациям не прошли специальное обучение, отсутствует инструкция по организации действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные нарушения юридическим лицом в жалобе не оспариваются.

Не влекут отмену постановления доводы жалобы о том, что у общества вместо инструкции имеется план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с тем, что на день проверки в цехе, данный план в нем отсутствовал. Представленная копия реестра об отправке письма в ГО Свердловского района г. Перми не может принята как доказательство выполнения обществом требований закона – данный план не утвержден в установленном законом порядке, не согласован с уполномоченным органом. Факт что он ДД.ММ.ГГГГ был направлен в отдел по гражданской обороне Свердловского района г. Перми, не означает, что план является действующим, и он доведен до сведения лиц, ответственных за его выполнения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Не влекут отмену постановления доводы жалобы, что в обществе созданы резервы материальных и финансовых ресурсов необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с тем, что при проведении проверки в цехе централизованного ремонта в нем отсутствовали данные резервы, а также документы, подтверждающие нахождение их в другом помещении общества, из которого они будут доставлены в цех в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Не влекут отмену постановления и доводы жалобы в части, что у общества имеются в наличии противогазы для работников цеха, т.к. на день проверки они в цехе отсутствовали.

Не влекут отмену постановления доводы жалобы о том, что органом государственного надзора были нарушены существенные требования федерального закона Российской Федерации № 294-ФЗ – общество не получило второй экземпляр акта проверки.

Статья 16 федерального закона Российской Федерации № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что ч.1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах

Ч. 2. В акте проверки указываются дата, время, продолжительность и место проведения проверки.

В соответствие с требованиями ст. 20 закона, ч.1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Ч. 2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: п. 6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Из исследованных доказательств – следует, что по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, копия которого была направлена обществу по месту проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением (л.д. 13-14). Из копии уведомления следует, что заказное письмо с актом получил по доверенности представитель ОАО «Перэнергоремонт» ДД.ММ.ГГГГ Иные доказательства в материалах дела отсутствуют. Поэтому выводы мирового судьи в постановлении, что при проведении плановой проверки общества не было допущено грубых нарушений требований закона № 294-ФЗ соответствуют обстоятельствам дела, сделаны на основании исследованных доказательств, а также правильного применения норм материального права.

Доводы жалобы о том, что мировым судьей в постановлении указано нарушение допущенное обществом – не созданы внештатные аварийно – спасательные формирования, не проведена первичная аттестация вновь созданных формирований, не проводится периодическая аттестация вновь созданных формирований, которое не вменялось обществу протоколом об административном правонарушении , нашли в суде свое подтверждение. Поэтому из постановления мирового судьи от 23.10.2012г. подлежит исключению суждение о нарушении общественном требований закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в этой части.

Согласно требованиям ст.2.4 КоАП Российской Федерации, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Из копии договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества управляющей организации и оказания услуг в области управления от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ОАО «Пермэнергоремонт» и -ОРГАНИЗАЦИЯ- (л.д.43 - 49), следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. именно эта управляющая компания выполняла все функции единоличного исполнительного органа ОАО «Пермэнергоремонт», в т.ч. и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно копии доверенности (л.д. 23- 26), выданной -ОРГАНИЗАЦИЯ- на ДД.ММ.ГГГГ., Аникина Н.М. не наделена полномочиями осуществлять какие - либо действия, обеспечивающие выполнение требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, только в области пожарной безопасности и промышленной безопасности. Иные доказательства возложения обязанностей на Аникину Н.М. в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствуют.

Следовательно, Аникина Н.М., несмотря на то, что является должностным лицом ОАО «Пермэнергоремонт», не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч.1 КоАП Российской Федерации.

Поэтому постановление в отношении Аникиной Н.М. подлежит отмене.

В связи с отменой постановления, производство по делу в отношении Аникиной Н.М. подлежит прекращению на основании требований ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП Российской Федерации, т.к. в её действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 3 КоАП Российской Федерации, судья

                 Р Е Ш И Л А:

Постановление мирового судьи судебного участка № 41 Свердловского района г. Перми от 23.10.2012г. в отношении Аникиной Н.М. отменить.

    Прекратить производство по делу в отношении Аникиной Н.М. в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

    Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

                Судья:

12-755/2012

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Аникина Нина Михайловна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Роготнева Любовь Ивановна
Статьи

ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
07.11.2012Материалы переданы в производство судье
29.11.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее