РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2021 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Туляковой О.А.
при секретаре Полянской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №22 по Самарской области (прежнее наименование ИФНС по Советскому району г. Самара) к Макарову Л.В. о взыскании страховых взносов на обязательное страхование и санкций и по встречному иску Макарова Л.В. к Межрайонной ИФНС России №22 по Самарской области ( прежнее наименование ИФНС по Советскому району г. Самара) о признании незаконным решения налогового органа в виде требования № от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
Административный истецМежрайонная ИФНС России №22 по Самарской областиИФНС России (прежнее наименование ИФНС по Советскому району г. Самара) обратилась в суд с административным иском к Макарову Л.В. о взыскании страховых взносов на обязательное страхование и санкций.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Макаров Л.В., ИНН 631803667818 состоит на учете в качестве налогоплательщика, зарегистрирован в качестве адвоката. Страховые взносы за 2020 ответчиком не уплачены, в связи с чем, образовалась задолженность.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд взыскать с Макарова Л.В. задолженность в доход бюджета на общую сумму 31 214, 02 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 в размере 31 156, 64 рублей; пени по ОКТМО 36701345 в сумме 57, 38 рублей.
В ходе рассмотрения дела ответчика Макаров Л.В. обратился в суд со встречным исковым заявлением, в котором просил принять встречное исковое заявление, признать незаконным решение ИФНС России по Советскому району г.Самары в виде требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), полностью отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного истца Земцова А.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, во встречном иске отказать.
Административный ответчик Макаров Л.В. в судебном заседании исковые требования не признал по мотивам, изложенным во встречном иске, встречный иск просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Самарской области в судебном заседании исковые требования административного истца поддержал, просил иск удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 57 Конституции РФ и 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ч. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ответчик Макаров Л.В. является плательщиком страховых взносов, в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГпо настоящее время зарегистрирован в качестве адвоката.
Согласно ст. 430 НК РФ установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.
В силу вышеуказанного, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с не оплатой страховых взносов за 2020 административным ответчиком, налоговой инспекцией произведен расчёт сумм страховых взносов в фиксированном размере – 31 156, 64 рублей на обязательное пенсионное страхование, л.д. 6.
Ответчику налоговым органом выставлено требование об уплате страховых взносов №в общей сумме 31 156, 64 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и необходимости ее оплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Факт направления требования подтверждается сведениями из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (л.д. 9).
Макаров Л.В. обязанность по уплате страховых взносов не исполнил.
Сведениями, свидетельствующими об обратном, суд не располагает.
ИФНС России по Советскому району г. Самары, обратилась к мировому судье судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника в доход местного бюджета недоимки.
ДД.ММ.ГГГГ от должника поступило заявление о возражении относительно исполнения судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № 53Советского судебного района г. Самары Самарской области судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Макарова Л.В. отменен. (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам поступило в Советский районный суд г. Самары.
Таким образом, сроки обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки, установленные законом со стороны налогового органа соблюдены.
Рассматривая вопрос об обоснованности встречного искового заявления Макарова Л.В. суд приходит к следующим выводам.
Согласно удостоверения за № от ДД.ММ.ГГГГ Макаров Л.В., звание подполковник, является получателем пенсии за выслугу лет.
Постановлением от 28 января 2020 года N 5-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения РоссийскойФедерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании (во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") решается вопрос о возложении на адвокатов из числа лиц, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (военных пенсионеров), обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по солидарной части тарифа, без установления гарантий получения при наступлении страхового случая страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты.
Данные законоположения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, относя указанных лиц к страхователям по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате соответствующих страховых взносов с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Наряду с этим оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими конституции РФ, либо постановления конституционного суда РФ о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими конституции РФ в данном конституционном Судом РФ истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующим Конституции РФ, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным судом РФ в этом постановлении истолкованием.
Обращаясь в суд со встречным исковым заявлением Макаров Л.В. указывает на то, что с ДД.ММ.ГГГГ – календарной датой официального опубликования Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.20020 №5-П на официальном портале правовой информации и вступлении его в силу, содержащего указание на несоответствие Конституции РФ вышеупомянутых нормативных правовых актов в связи с наличием неопределенности нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, ИФНС России по Советскому району г.Самары не имела право выносить требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в доход бюджета сумы в размере 31 214, 02 рублей, что свидетельствует о незаконности такого решения.
Из материалов дела следует, что на решение налогового органа о вынесении требования об уплате № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» в Управление Федеральной налоговой службы Самарской области подан жалоба от ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением ФНС по Самарской области по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалобы без удовлетворения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П (п.3 резолютивной части) федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в вопросе применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.
Так, федеральным законом от 30.12.2020 за № 502-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» статья 6 и статья 7 ФЗ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Нормами ст. 419 НК РФ определено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральным законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ №4468-1, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статьей 6 ФЗ от 14.06.1994 №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» предусмотрено, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
При таком положении адвокаты из числа военных пенсионеров признаются плательщиками страховых взносов и, соответственно, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с момента вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
В связи с вступлением ФЗ №502-ФЗ в силу 10.01.2021, у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ №, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная позиция подтверждена также письмом ФНС от ДД.ММ.ГГГГ за №@,письмом ФНС от ДД.ММ.ГГГГ №№
Таким образом, вопреки доводам Макарова Л.В. решение налогового органа, выразившееся в направлении требования за № в адрес ответчика является законным и соответствует нормам налогового законодательства.
Частью 1 ст. 45 того же Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а ч. 1 ст. 69 определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Несмотря на истечение указанных в налоговых требованиях сроков исполнения обязанности, задолженность по страховым взносам ответчиком не погашена, что влечет взыскание сумм в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени за 2020 г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме в общей сумме 31 214, 02 рублей, а встречные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №22 по Самарской области ( прежнее наименование ИФНС по Советскому району г. Самара) к Макарову Л.В. о взыскании страховых взносов на обязательное страхование и санкций- удовлетворить.
Взыскать с Макарова Л.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №22 по Самарской области ( прежнее наименование ИФНС по Советскому району г. Самара)в доход бюджета задолженность на общую сумму 31 214, 02 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 в размере 31 156, 64 рублей; пени по ОКТМО 36701345 в сумме 57, 38 рублей.
В удовлетворении встречного административного искового заявления Макарова Л.В. к Межрайонной ИФНС России №22 по Самарской области ( прежнее наименование ИФНС по Советскому району г. Самара) о признании незаконным решения налогового органа в виде требования № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: (подпись) О.А. Тулякова
Копия верна
Судья
Секретарь