Дело № 2-2121/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2020 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Юршо М. В.,
при секретаре Столяровой П. Э.,
с участием представителя истца Пономарева П. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева А.А. к Санкт-Петербургскому городскому суду и МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о признании права собственности на квартиру,
у с т а н о в и л:
Пономарев А. А. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургскому городскому суду с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Судебного департамента при Верховном суде РФ, о признании права собственности на квартиру по адресу: .... (далее по тексту также – Квартира № 661), указав в обоснование заявления, что решением жилищной комиссии от .... как судья .... был принят на учет судей данного суда, нуждающихся в улучшении жилищных условий. .... ответчиком в отношении спорного жилого помещения был заключен государственный контракт. .... зарегистрировано право оперативного управления ответчика на данное помещение. .... Квартира № 661 была предоставлена в пользование истцу и членам его семьи на основании заключенного между сторонами договора найма специализированного жилого помещения. Между тем решение об отнесении спорного помещения в категории служебных до заключения договора не принималось, что, по мнению истца, свидетельствует о недействительности (ничтожности) договора специализированного найма жилого помещения и не исключает возможности предоставления Квартиры № 661 в собственность истца.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 года гражданское дело передано для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд Новгородской области.
В ходе судебного разбирательства спора к участию в деле в качестве соответчика привлечено МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тяжкина Т. П. и Росимущество.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя истца Пономарева Д. А., поддержавшего исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом из объяснений представителя истца и письменных материалов дела, в соответствии с решением 1 Сессии 21 созыва Ленинградского городского Совета народных депутатов .... истец Пономарев А. А. назначен на должность судьи ....
Указом Президента Российской Федерации .... Пономарев А. А. назначен на должность судьи ..... Указом Президента Российской Федерации .... Пономарев А. А. назначен на должность первого заместителя председателя ...., .... уволен в связи с уходом в отставку.
Решением жилищной комиссии Санкт-Петербургского городского суда от .... Пономарев А. А. принят на учет судей данного суда, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих площадь менее 12 кв. м на каждого члена семьи. Как на дату принятия на учет, так и на дату судебного разбирательства спора, истец Пономарев А. А. зарегистрирован по месту жительства в квартире общей площадью ....
Решением жилищной комиссии Санкт-Петербургского городского суда от ....) Пономареву А. А. выделено из бюджетных ассигнований 4 500 000 руб. на приобретение квартиры, с возложением на него обязанностей по оплате коммунальных услуг.
Как следует из представленного ответчиком сообщения от .... материалы жилищной комиссии Санкт-Петербургского городского суда не содержат решения о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в то же время по состоянию на август 2013 года и февраль 2014 года состоящим на таком учете истец также не значился.
.... ответчиком Санкт-Петербургским городским судом был заключен государственный контракт о приобретении в федеральную собственность по адресу: г....
.... право государственной собственности Российской Федерации на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также зарегистрировано право оперативного управления Санкт-Петербургского городского суда.
.... между Пономаревым А. А. и Санкт-Петербургским городским судом в отношении Квартиры № 661 заключен договор найма специализированного жилого помещения. На правах членов семьи истца в спорное жилое помещение вселены Тяжкина Т. П. и ФИО ..... В данном жилом помещении с .... по настоящее время зарегистрированы Тяжкина Т. П. и несовершеннолетний ФИО .....
Пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 года, было определено, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Согласно п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ отменен ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации.
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 6 декабря 2005 года № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году». Согласно пункту 1 ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 года Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановлениями от 17 июля 2006 года № 440 и от 23 февраля 2007 года № 126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Федеральный законодатель обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такой порядок законом на дату предоставления истцу спорного жилого помещения установлен не был.
Исходя из ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 30 октября 2018 года № 375-ФЗ, обеспечение судей жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета путем предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата). Судьям на основании их заявления вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность.
В силу ст. 4 Федерального закона от 30 октября 2018 года № 375-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2019 года, судья, ушедший или удаленный в отставку, имеющий стаж работы непосредственно судьей не менее 10 календарных лет, судья, ушедший или удаленный в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи вследствие увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, независимо от стажа работы, которые не были обеспечены ранее жилыми помещениями в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», имеют право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо на предоставление жилых помещений в собственность в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 по месту нахождения суда, из которого судья уходил или удалялся в отставку, если на день ухода или удаления в отставку такой судья мог быть признан нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), без учета права на дополнительную площадь жилого помещения.
Как установлено судом из письменных материалов дела, на дату ухода в отставку Пономарев А. А. являлся лицом, нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (по пп. 2 п. 4 ст. 19.1 данного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Как следует из представленного ответчиком сообщения от 07 апреля 2020 года, в отношении спорной Квартиры № 661 не принималось решения об отнесении к специализированному (служебному) жилищному фонду. В материалах дела отсутствуют данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду и предоставлялось истцу в качестве такового.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше норм материального права суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение было приобретено в собственность Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и передано истцу в бессрочное владение и пользование в связи с признанием его как судьи нуждающимся в жилом помещении, статуса специализированного жилищного фонда спорная квартира не имеет, в связи с чем имеются правовые основания для признания за истцом права собственности на спорную Квартиру № 661.
Соответственно, решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Санкт-Петербургского городского суда на Квартиру № 661, а также основанием для регистрации права собственности истца на данное жилое помещение в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пономарева А.А. удовлетворить.
Признать за Пономаревым А.А. право собственности на квартиру ....
Решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Санкт-Петербургского городского суда на квартиру .... а также основанием для регистрации права собственности Пономарева А.А. на данное жилое помещение в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 15 июля 2020 года.
Председательствующий М. В. Юршо