Дело №2а-545/2020 Строка 3.022
УИД № 36RS0004-01-2019-006452-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.02.2020 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. о признании незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Берг Дмитрий Олегович и Берг Олег Викторович обратились в суд с административным иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. о признании незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
В административном иске указано, что Бергу О.В. департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области выданы договоры купли-продажи земельного участка №39/19-3 от23.05.2019 г., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Между соистцами заключен договор совместной деятельности от 19.09.2019 г.
11.10.2019 г. Бергом О.В. в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возвращен договор купли-продажи земельного участка №39/19-з от 23.05.2019 г. и договоры сданы на государственную регистрацию.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав от 22.10.2019 г. государственная регистрация приостановлена, в том числе в связи с непредставлением заявления на государственную регистрацию департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Административные истцы указывают, что факт уклонения департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области подтвержден, в нарушение ч.2 ст.19 ФЗ №218-ФЗ департамент не направил в управление Росреестра по Воронежской области заявление о государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка по <адрес>, кадастровый № в течение 5 рабочих дней со дня его заключения (согласно п.1 ст.433 ГК РФ – дня возвращения подписанного покупателем договора купли-продажи в Департамент).
Истцы также указывают, что ссылка департамента на неоплату земельного участка не является основанием отказа в направлении заявления о государственной регистрации.
В связи с этим, административные истцы обратились в суд с настоящим иском и просят: признать незаконным бездействие департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и обязать направить заявление о государственной регистрации в управление Росреестра по Воронежской области.
Административные истцы, представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, административный ответчик заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскакова Г.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 10.12.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента когда административные истцы узнали о нарушении своих прав, поскольку уведомление о приостановлении государственной регистрации прав датировано 22.10.2019 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между 23 мая 2019 года Бергом О.В. (покупатель) и департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в лице заместителя руководителя департамента Баскаковой Г.В. (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка №39/19-з, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1938 кв.м., с кадастровым номером №.
Согласно п.1.2 данного договора на выкупаемом земельном участке находится принадлежащие покупателю на праве собственности автомоечный комплекс и сушильный комплекс.
В соответствии с п.4.2.1 договора Покупатель обязуется оплатить цену земельного участка, которая согласно п.2.1 договора составляет 487 213,2 руб. В соответствии с п.2.2 Покупатель перечисляет денежные средства в течение 7 рабочих дней с даты получения договора.
Согласно п.4.1.1 Продавец обязуется обеспечить государственную регистрацию права собственности за земельный участок.
Подписанный обеими сторонами договор купли-продажи земельного участка передан Бергом О.В. в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области 11.10.2019 года (л.д.10).
11.10.2019 года представитель Берга О.В. по доверенности обратился в управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, к которому приложен, в том числе договор купли-продажи земельного участка от 23.05.2019 г. №39/19-з.
Уведомлением №КУВД-001/2019-12773890/1 от 22 октября 2019 года (л.д.12) управлением Росреестра по Воронежской области действия по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> приостановлены в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно на государственную регистрацию не представлено заявление второй стороны договора купли-продажи, заявление о регистрации залога либо документы, подтверждающие расчет по договору купли-продажи.
15.11.2019 года Берг О.В. обратился в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области и предложил направить заявление о государственной регистрации (л.д.13).
12.11.2019 года заместителем руководителя департамента имущественных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. в адрес Берга О.В. направлено письмо №52-17-19724з (46), в котором сообщается, что направление в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав в настоящее время не представляется возможным, поскольку в производстве Арбитражного суда Воронежской области на рассмотрении находится дело №А14-13699/2019 по урегулированию разногласий по договору купли-продажи земельного участка №39/19-з от 23.05.2019 года относительно редакции пункта 2.2 указанного договора о перечислении денежных средств покупателем. На сегодняшний момент решение суда по указанному делу в законную силу не вступило.
Также в письме сообщалось, что согласно постановлению СУ СК России по Воронежской области о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 22.10.2019 года признан и приобщен к уголовному делу № в качестве вещественного доказательства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1938 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок оставлен на ответственное хранение департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области и наложен запрет на распоряжение им.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также других оснований.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 420 ГК РФ).
Таким образом, договор купли-продажи объекта недвижимости является сделкой, соответственно, если такая сделка заключается (совершается) органом государственной власти, на такой орган в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" возлагается обязанность направлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации договора аренды объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015г. N218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" следует, что именно орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
В силу статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Как установлено судом, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в управление Росреестра по Воронежской области не направлено заявление о государственной регистрации прав на спорный земельный участок в течение пяти дней с даты поступления в адрес департамента подписанного обеими сторонами договора купли-продажи (11.10.2019 года) по настоящее время, поскольку в производстве Арбитражного суда Воронежской области на рассмотрении находилось дело №А14-13699/2019 по урегулированию разногласий по договору купли-продажи земельного участка №39/19-з от 23.05.2019 относительно редакции пункта 2.2 указанного договора о перечислении денежных средств покупателем, по которому 21.10.2019 года Арбитражным судом Воронежской области принято решение об удовлетворении исковых требовании ИП Берга О.В. Постановлением девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2019 года по делу №А14-13699/2019 оставлено без изменения (л.д.58-61).
Кроме того, постановлением следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Воронежской области 06 августа 2019 года вынесено постановление о возбуждении уголовного дела № (л.д.63-67) по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.4 ст.159 УК РФ.
В рамках указанного уголовного дела следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Воронежской области вынесено постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 22.10.2019 года (л.д.30-33), согласно которому признан и приобщен к уголовному делу № в качестве вещественного доказательства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1938 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок оставлен на ответственное хранение департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области и наложен запрет на распоряжение им.
Запись о признании и приобщении к уголовному делу № в качестве вещественного доказательства земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, внесена в Технологическую книгу Единого государственного реестра недвижимости, что подтверждается уведомлением управлении Росреестра по Воронежской области от 03.12.2019 года (л.д.35).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не допущено бездействия, повлекшего нарушение прав административных истцов, поскольку в отношении спорного земельного участка установлены ограничения.
С учетом изложенного, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича о признании незаконным бездействие департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и обязании направить заявление о государственной регистрации в управление Росреестра по Воронежской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.03.2020 года
Дело №2а-545/2020 Строка 3.022
УИД № 36RS0004-01-2019-006452-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.02.2020 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. о признании незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Берг Дмитрий Олегович и Берг Олег Викторович обратились в суд с административным иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. о признании незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
В административном иске указано, что Бергу О.В. департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области выданы договоры купли-продажи земельного участка №39/19-3 от23.05.2019 г., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Между соистцами заключен договор совместной деятельности от 19.09.2019 г.
11.10.2019 г. Бергом О.В. в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возвращен договор купли-продажи земельного участка №39/19-з от 23.05.2019 г. и договоры сданы на государственную регистрацию.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав от 22.10.2019 г. государственная регистрация приостановлена, в том числе в связи с непредставлением заявления на государственную регистрацию департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Административные истцы указывают, что факт уклонения департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области подтвержден, в нарушение ч.2 ст.19 ФЗ №218-ФЗ департамент не направил в управление Росреестра по Воронежской области заявление о государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка по <адрес>, кадастровый № в течение 5 рабочих дней со дня его заключения (согласно п.1 ст.433 ГК РФ – дня возвращения подписанного покупателем договора купли-продажи в Департамент).
Истцы также указывают, что ссылка департамента на неоплату земельного участка не является основанием отказа в направлении заявления о государственной регистрации.
В связи с этим, административные истцы обратились в суд с настоящим иском и просят: признать незаконным бездействие департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и обязать направить заявление о государственной регистрации в управление Росреестра по Воронежской области.
Административные истцы, представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, административный ответчик заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскакова Г.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 10.12.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента когда административные истцы узнали о нарушении своих прав, поскольку уведомление о приостановлении государственной регистрации прав датировано 22.10.2019 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между 23 мая 2019 года Бергом О.В. (покупатель) и департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в лице заместителя руководителя департамента Баскаковой Г.В. (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка №39/19-з, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1938 кв.м., с кадастровым номером №.
Согласно п.1.2 данного договора на выкупаемом земельном участке находится принадлежащие покупателю на праве собственности автомоечный комплекс и сушильный комплекс.
В соответствии с п.4.2.1 договора Покупатель обязуется оплатить цену земельного участка, которая согласно п.2.1 договора составляет 487 213,2 руб. В соответствии с п.2.2 Покупатель перечисляет денежные средства в течение 7 рабочих дней с даты получения договора.
Согласно п.4.1.1 Продавец обязуется обеспечить государственную регистрацию права собственности за земельный участок.
Подписанный обеими сторонами договор купли-продажи земельного участка передан Бергом О.В. в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области 11.10.2019 года (л.д.10).
11.10.2019 года представитель Берга О.В. по доверенности обратился в управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, к которому приложен, в том числе договор купли-продажи земельного участка от 23.05.2019 г. №39/19-з.
Уведомлением №КУВД-001/2019-12773890/1 от 22 октября 2019 года (л.д.12) управлением Росреестра по Воронежской области действия по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> приостановлены в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно на государственную регистрацию не представлено заявление второй стороны договора купли-продажи, заявление о регистрации залога либо документы, подтверждающие расчет по договору купли-продажи.
15.11.2019 года Берг О.В. обратился в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области и предложил направить заявление о государственной регистрации (л.д.13).
12.11.2019 года заместителем руководителя департамента имущественных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. в адрес Берга О.В. направлено письмо №52-17-19724з (46), в котором сообщается, что направление в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав в настоящее время не представляется возможным, поскольку в производстве Арбитражного суда Воронежской области на рассмотрении находится дело №А14-13699/2019 по урегулированию разногласий по договору купли-продажи земельного участка №39/19-з от 23.05.2019 года относительно редакции пункта 2.2 указанного договора о перечислении денежных средств покупателем. На сегодняшний момент решение суда по указанному делу в законную силу не вступило.
Также в письме сообщалось, что согласно постановлению СУ СК России по Воронежской области о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 22.10.2019 года признан и приобщен к уголовному делу № в качестве вещественного доказательства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1938 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок оставлен на ответственное хранение департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области и наложен запрет на распоряжение им.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также других оснований.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 420 ГК РФ).
Таким образом, договор купли-продажи объекта недвижимости является сделкой, соответственно, если такая сделка заключается (совершается) органом государственной власти, на такой орган в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" возлагается обязанность направлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации договора аренды объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015г. N218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" следует, что именно орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
В силу статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 "О государственной регистрации недвижимости" лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Как установлено судом, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в управление Росреестра по Воронежской области не направлено заявление о государственной регистрации прав на спорный земельный участок в течение пяти дней с даты поступления в адрес департамента подписанного обеими сторонами договора купли-продажи (11.10.2019 года) по настоящее время, поскольку в производстве Арбитражного суда Воронежской области на рассмотрении находилось дело №А14-13699/2019 по урегулированию разногласий по договору купли-продажи земельного участка №39/19-з от 23.05.2019 относительно редакции пункта 2.2 указанного договора о перечислении денежных средств покупателем, по которому 21.10.2019 года Арбитражным судом Воронежской области принято решение об удовлетворении исковых требовании ИП Берга О.В. Постановлением девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2019 года по делу №А14-13699/2019 оставлено без изменения (л.д.58-61).
Кроме того, постановлением следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Воронежской области 06 августа 2019 года вынесено постановление о возбуждении уголовного дела № (л.д.63-67) по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.4 ст.159 УК РФ.
В рамках указанного уголовного дела следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Воронежской области вынесено постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 22.10.2019 года (л.д.30-33), согласно которому признан и приобщен к уголовному делу № в качестве вещественного доказательства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1938 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок оставлен на ответственное хранение департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области и наложен запрет на распоряжение им.
Запись о признании и приобщении к уголовному делу № в качестве вещественного доказательства земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, внесена в Технологическую книгу Единого государственного реестра недвижимости, что подтверждается уведомлением управлении Росреестра по Воронежской области от 03.12.2019 года (л.д.35).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не допущено бездействия, повлекшего нарушение прав административных истцов, поскольку в отношении спорного земельного участка установлены ограничения.
С учетом изложенного, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича о признании незаконным бездействие департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившееся в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и обязании направить заявление о государственной регистрации в управление Росреестра по Воронежской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.03.2020 года