РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2017 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия) к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» (ПАО «ТГК-1») о прекращении противоправных действий,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, реализуя правомочия, предоставленные ст.ст. 40 и 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», обратилось в суд с иском к ПАО «ТГК-1» в защиту неопределенного круга лиц о признании противоправным отключения ответчиком горячего водоснабжения на срок свыше 14 суток и об обязании прекратить такие действия. Требования мотивированы имевшими место в ДД.ММ.ГГГГ отключением горячего водоснабжения различных районов г.Петрозаводска на сроки <данные изъяты> и <данные изъяты> календарный день, что противоречит предписаниям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, и Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.2496-09 о 14-дневном сроке.
В последующем заявленные требования уточнены – истцом испрашиваются указанные оценка и запрет касательно действий по отключению горячего водоснабжения в период профилактического ремонта на срок свыше 14 суток и прекращению бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения на срок, превышающий допустимую законодательством продолжительность перерыва подачи горячей воды.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия иск поддержала по обозначенным доводам, представители ПАО «ТГК-1» высказали по нему возражения, полагая, что оспоренные действия закону не противоречат. Администрация Петрозаводского городского округа, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в суд не направила.
Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав письменные материалы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определяют, что условием предоставления этих услуг является в том числе соответствие их качества требованиям, приведенным в приложении № 1 данных правил (п. 3). При этом обеспечить такое качество обязан исполнитель услуги (п. 31).
Согласно же названному приложению горячее водоснабжение должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд, а для производства ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения она определяется СанПиН 2.1.4.2496-09. Последним соответствующее правило обозначено следующим образом – в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (п. 3.1.11).
Случаи нарушения ответчиком перечисленных почасовых периодов по делу не выявлены. Судебная же защита, закрепленная ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», вытекает из правил ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17) и предполагает запрет каких-либо отдельных действий или деятельности в целом, представляющих реальную опасность причинения вреда в будущем. Такая реальность, по смыслу закона, может быть обусловлена либо неизбежностью наступления негативных последствий без оперативного вмешательства в сложившуюся ситуацию, либо непосредственным установлением факта осуществления таких действий (ведения такой деятельности). Сам по себе формальный судебный запрет на действия, уже запрещенные законом, допустимым способом судебной защиты не является. Ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации на этот счет конкретизирует – защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, либо способами, прямо предусмотренными законом.
Однако заявленные исковые требования не признаются судом обоснованными и в остальной своей части.
Действительно, в летний период ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ТГК-1» в целях подготовки к очередному отопительному сезону отключало осуществляемое Петрозаводской ТЭЦ горячее водоснабжение отдельных районов г.Петрозаводска на срок более <данные изъяты>, но в пределах <данные изъяты> календарного дня. Схожие обстоятельства имели место в ДД.ММ.ГГГГ году. Но данные действия законны, увязаны с утвержденными через Администрацию Петрозаводского городского округа графиками и приведенной истцом нормативно-правовой базе соответствуют.
Единственным в настоящее время обязательным предписанием законодательства Российской Федерации о техническом регулировании относительно периода производства ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения является только названные СанПиН 2.1.4.2496-09. Причем, этот документ лишь частично регламентирует данный вопрос – только в отношении ежегодных профилактических ремонтов. С другой стороны, правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2).
В силу п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. А в с соответствии с п. 4.3 ч. 1 его ст. 17 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Этот законодательный акт в свою очередь закрепляет за ними согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения в ремонт, принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения (ч. 1 ст. 6).
Согласно п. 5.1.5 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, – 14 дней, в каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления. В г.Петрозаводске в рамках Правил подготовки и проведения отопительного сезона, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 18 февраля 1997 года № XXIII-IX/124, предусмотрено, что графики ремонтов и проведения испытаний тепловых сетей и остановок на плановый ремонт Петрозаводской ТЭЦ согласовываются с городским штабом по подготовке к зиме, в графиках ремонта тепловых сетей и источников теплоснабжения может допускаться перерыв в подаче горячей воды потребителям не более 21 дня по согласованию с городским штабом по подготовке к зиме (п.п. 2.6, 2.7).
Изложенное, а также иные нормативно-правовые и нормативно-технические источники (Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (ст. 21), Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя Российской Федерации от 13 декабря 2000 года № 285, Положение о системе планово-предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденное Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 06 апреля 1982 года № 214, Инструкция по капитальному ремонту тепловых сетей, утвержденная Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 20 апреля 1985 года № 220, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 229, Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей, утвержденные РАО «ЕЭС России» 25 декабря 2003 года, и др.) исходят из того, что прекращение горячего водоснабжения возможно и, более того, необходимо не только для «ежегодных профилактических ремонтов», под которыми имеются в виду работы по техническому обслуживанию соответствующих систем и оборудования, но и, в частности, для капитального ремонта.
Как следствие, подход о том, что отключение горячего водоснабжения не может превышать 14 суток вне зависимости от того, производится профилактика, текущий или капитальный ремонт, юридически ошибочен. Например, действующее в сфере теплоснабжения законодательство не содержит запрета на ограничение горячего водоснабжения в ходе капитального ремонта тепловых сетей на срок более 14 суток. Оно предусматривает лишь необходимость согласования данного ограничения с органами местного самоуправления.
Анализ документов о планировании и осуществлении в ДД.ММ.ГГГГ мероприятий технического характера (обслуживания и ремонта) в отношении эксплуатируемых ПАО «ТГК-1» для организации горячего водоснабжения г.Петрозаводска систем, включая источников тепловой энергии Петрозаводской ТЭЦ, свидетельствует, что прекращение ответчиком горячего водоснабжения испрашивалось, ему согласовывалось и фактически имело место как для соответствующих профилактических работ, так и для производства необходимого капитального ремонта. Обратное истец не доказал, не указаны им и какие-либо подтверждения, что характер работ и время, необходимое для их выполнения, допускали большую оперативность, и именно продолжительность профилактических ремонтов превысила 14-дневный период.
Таким образом, предложенные к судебной проверке действия ПАО «ТГК-1» противоречащими закону оценены быть не могут, соответственно, отсутствуют и правовые условия для введения в отношении ответчика обозначенного истцом запрета.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о прекращении противоправных действий отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов