7-1995-2015 (21-25/2016)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Няшин В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Борщовым А.В., рассмотрев 14 января 2016 года в судебном заседании в г. Перми жалобу Бусовиковой Н.С. на решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 3 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Плаксина А.В. № ** от 17.09.2015 года Бусовикова Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 руб. Нарушение выразилось в необоснованном ограничении доступа хозяйствующим субъектам к участию в конкурсе на право заключения муниципального контракта на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом на районном маршруте пригородного сообщения на территории Осинского муниципального района «***» (сезонный) в 2014 г., путём размещения извещения о торгах (конкурсной документации) в срок не соответствующий п. 2 ст. 448 ГК РФ, в том, что ею был издан приказ от 19.05.2014 г. №**, который, в части установления срока размещения извещения о торгах, приёма заявок на участие в конкурсе, не соответствует требованиям ст. 448 ГК РФ. ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что привело, или могло привести к ограничению конкуренции на торгах и нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, в т.ч. ООО «***», ООО «***».
Указанное лицо обратилось в суд с жалобой, в которой просило отменить указанное постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу. Решением судьи этого суда в удовлетворении жалобы отказано, однако, размер штрафа снижен до 20 000 рублей. В жалобе, поданной в краевой суд, заявитель просит об изменении решения судьи, снижении размера штрафа до 15 000 рублей, указав, что вывод судьи об отсутствии оснований для такого снижения штрафа является ошибочным. В судебном заседании в краевом суде защитник заявителя Конев В.В. на доводах жалобы настаивал. Заявитель, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Ваганова Е.Д. с жалобой не согласна.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, доводы жалобы, судья краевого суда не находит оснований для отмены или изменения решения судьи. В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП Российской Федерации действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ определено, что ответственность за нарушение антимонопольного законодательства несут должностные лица организаций. В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Под конкуренцией, согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Как следует из материалов дела, заявитель является должностным лицом органа местного самоуправления и несет всю полноту персональной ответственности за действия органа местного самоуправления в части проведения конкурса и неразмещения обязательной информации на официальном сайте.
С учетом указанных обстоятельств, судья сделал правильный вывод о том, что действия заявителя правильно квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, поскольку заявитель не приняла мер, направленных на соблюдение органом местного самоуправления требований антимонопольного законодательства РФ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, свободы экономической деятельности. Указанное обстоятельство заявитель не оспаривает.
Судья обоснованно исходил из того, что в границах Осинского района Порядок проведения конкурса утверждён постановлением Администрации Осинского муниципального района от 23.03.2015 г. №196. В соответствии с п. 5.2. Порядка конкурсная документация должна содержать сведения, в том числе о маршруте (схеме), расписании движения транспортных средств на маршруте, предмете конкурса. Согласно пунктам 9. 11 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Судья отметил, что из п. 9,11 ст. 2 Устава, п. 5.2. Порядка следует, что конкурсная документация должна была в обязательном порядке содержать, кроме указания на начальный и конечный остановочные пункты маршрута «***», также сведения о его промежуточных остановочных пунктах, и прочих характеристиках, индивидуализирующих данный маршрут. Указание в извещении, конкурсной документации, проекте договора только начального и конечного остановочного пункта маршрута, перевозки по которому планируется осуществлять по результатам проведения конкурса, без указания промежуточных остановочных пунктов, как это было сделано в данном случае, нарушает требования п. 5.2. Порядка проведения конкурса. При этом выставление на конкурс права на заключение договора на пассажирские перевозки по маршруту с неопределенной схемой движения, включающей только начальный и конечный остановочные пункты, как правильно отметил судья, прямо нарушает права потенциальных участников конкурса и приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, поскольку не позволяет хозяйствующим субъектам, желающим принять участие в конкурсе, объективно просчитать окупаемость данного маршрута, структуру подвижного состава для его покрытия и работников, расходы по его обслуживанию, поскольку данные параметры можно рассчитать только в случае, если известна схема движения по такому маршруту, включая промежуточные остановочные пункты.
Согласно проекту договора на оказание услуг по перевозке, являющегося частью конкурсной документации, обязанностью перевозчика является обеспечение перевозок пассажиров и багажа в строгом соответствии с расписанием движения автомобильного транспорта на районном маршруте пригородного сообщения на территории Осинского муниципального района «***» (п. 2.3.2), оказание услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе Уставом автомобильного транспорта (п. 2.3.1), а также обязанность производить посадку и высадку пассажиров только на остановочных пунктах, согласованных с ГИБДД с соблюдением правил дорожного движения (п. 2.3.12).
При этом нарушение условий оказания транспортных услуг перевозчиком влечет ответственность, установленную законодательством РФ, а также договором (п. 4.1- 4.3 договора), в том числе штрафные санкции. В связи с этим, отметил судья, комиссией Пермского УФАС России признано нарушением организатором торгов порядка проведения конкурса, (п. 5.2. Порядка), выразившееся в отсутствии в конкурсной документации сведений, индивидуализирующих выставляемый на конкурс маршрут (в том числе промежуточных остановочных пунктов), может привести к сокращению числа потенциальных участников конкурса, являющихся конкурентами, что, в свою очередь, приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания транспортных услуг населению в границах Осинского муниципального района.
Факт совершения административного правонарушения и вина Бусовиковой Н.С. в его совершении подтверждаются: выпиской из распоряжения о переводе муниципального служащего №** от 03.09.2012г. на муниципальную должность - исполняющей обязанности заместителя главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района, начальника Управления развития инфраструктуры администрации Осинского муниципального района, решением по жалобе ООО «***», предписанием по жалобе ООО «***» от 17.04.2015 г., протоколом об административном правонарушении от 03.09.2015 г., решением Арбитражного суда Пермского края от 18.08.2015, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 г.
Доводы жалобы заявителя о том, что у судьи имелись основания для еще большего снижения размера назначенного штрафа, не влекут изменение решения, поскольку законных оснований для этого не имеется.
Ссылки на то, что оспариваемое постановление было вынесено по результатам проведения внеплановой проверки, которое предварительно не было согласовано с органами прокуратуры, соответственно, проверка и принятые в связи с ее проведением решения являются незаконными, не могут быть признаны обоснованными.
В данном случае, судя по материалам дела, внеплановая проверка в отношении заявителя или подразделения органа местного самоуправления, который она возглавляет, антимонопольным органом не назначалась и не проводилась. Должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях - Б. - были непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которые содержатся в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 апреля 2015 года, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы ООО «***», после чего ею был составлен протокол об административном правонарушении.
Ссылки на наличие у ООО «***» задолженности по налогам на момент проведения конкурса, не имеют правового значения для рассмотрения данного дела. Кроме того, как было отмечено выше, допущенное заявителем нарушение порядка размещения конкурсной информации приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания транспортных услуг населению в границах Осинского муниципального района, нарушению прав любых потенциальных участников конкурса, а не только данного предприятия.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л :
решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 3 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу Бусовиковой Н.С. – без удовлетворения.
Судья – подпись – Няшин В.А.