Дело № 2-1659/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2015 г. Канский городской суд Красноярского края в городе Канске в составе:
председательствующего судьи Корниенко А.Н.
при секретаре Сербуновой Е.В.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Сапинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах ФИО5 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № о признании незаконным бездействия по необеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах инвалида ФИО5 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № о признании незаконным бездействия по необеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что в филиале № Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2014 году и за истекший период 2015 г. не все граждане - получатели набора социальных услуг, в нарушение ФЗ РФ №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ обеспечены санаторно-курортными путевками на основании поданных ими заявлений. Аналогичное нарушение допущено и в отношении истца. Истец ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратился в филиал № ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования с письменным заявлением и справкой для получения путевки на санаторно-курортное лечение, которая до настоящего времени истцу не предоставлена. Более того, ДД.ММ.ГГГГ истцом была предоставлена в филиал № ФСС справка для получения путевки, при этом он не отказывался от набора социальных услуг.
Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика по необеспечению инвалида путевкой на санаторно–курортное лечение и обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала № обеспечить инвалида путевкой на санаторно – курортное лечение в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Сапинская Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание истец ФИО5 не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, в возражениях на исковое заявление просила отказать в удовлетворении требований прокурора, поскольку денежные средства в ФСС на оплату стоимости путевок отсутствуют, контракты не заключены, срок 2 месяца для обеспечения инвалида путевкой на санаторно – курортное лечение слишком мал, поскольку заключение контракта с организацией, которая будет предоставлять санаторно-курортное лечение, – это длительная процедура, на которую необходимо не менее 6 месяцев.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.10,11.1 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ и Фонда социального страхования (далее ФСС) РФ.
Согласно п. 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2347-р, санаторно-курортное лечение включено в реабилитационные мероприятия.
В силу требований ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемых в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно п. 3.3 которого, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», установлено, что в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Как установлено в судебном заседании, ФИО5 является инвалидом 3 группы, что подтверждается копией справки МСЭ (л.д. 11). ФИО5 обратился ДД.ММ.ГГГГ в филиал № ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о получении путевки на санаторно – курортное лечение (л.д. 8) и предоставил справку для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), однако в течение 2014 г. и до настоящего времени он путевкой на санаторно–курортное лечение не обеспечен.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что, исходя из требований вышеприведенных нормативных актов, филиал № Красноярского регионального отделения ФСС РФ обязан выдать истцу путевку на санаторно-курортное лечение, но не сделал этого.
При этом суд принимает во внимание, что, в соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Поскольку обязанность в обеспечении инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение лежит на ответчике, то таким образом, бездействие ответчика по необеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение является незаконным.
Согласно статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства прав всех инвалидов на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Иное истолкование закона умаляло бы права инвалида.
Срок, в который ответчику надлежит выдать инвалиду путевку на санаторно-курортное лечение, следует установить с учетом общегражданских принципов разумности и справедливости в 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Канского межрайонного прокурора Красноярского края и признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению ФИО5 путевкой на санаторно-курортное лечение.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала № выдать ФИО5 путевку на санаторно-курортное лечение в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский горсуд.
Судья Корниенко А.Н.