Дело № 2-568/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2015 года пос. Игра Удмуртская Республика
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Емельяновой С.Н.
При секретаре Ершовой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.О.В., Ш.О.В. к Администрации муниципального образования «Игринский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Т.О.В., Ш.О.В. обратились в суд с иском к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении им вне очереди жилого помещения, указав, что проживают в муниципальном жилом помещении, в однокомнатной квартире, площадью 34,9 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше помещение признано непригодным для проживания. Из акта обследования жилого <адрес> республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по указанному адресу находится четырехквартирный дом. В ходе обследования установлено: фундамент- деревянные стулья, утрачена несущая способность фундамента, деформация стен и значительное растрескивание штукатурного слоя. Проведение капитального ремонта нецелесообразно из-за ветхости и существенного загнивания деревянных конструкций. Жилой дом признается непригодным для постоянного проживания. Из письма администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ года №, направленного в адрес Ш.О.В. следует, что вышеуказанный дом является аварийным. Расселять жителей с указанного дома ответчик не имеет возможности в связи с отсутствием свободных жилых помещений и финансовых средств на данные цели. Постановлением администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ истец – Т.О.В.,В. признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Постановление администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ Т.О.В. признан малоимущим в целях применения Жилищного законодательства РФ. На дату подачи заявления истцы проживают в указанном аварийном доме. Проживание в указанном доме является опасным для жизни и здоровья проживающих там лиц, поскольку существует реальная угроза обрушения дома. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05.03.2009 года № 376-О-П, ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких- либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в устанолвенном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. В связи с чем, считают, что истец Ш.О.В. также имеет право на получение жилого помещения, что в свою очередь корреспондирует обязанность ответчика предоставить ей жилое помещение на вышеуказанных условиях. На основании изложенного, просят суд обязать ответчика – администрацию МЛ «Игринский район» предоставить истцам: Т.О.В. и Ш.О.В. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34,9 кв.м., не менее однокомнатной квартиры в пределах территории пос. Игра.
Истцы Т.О.В., Ш.О.В., представитель Ш.О.В. М.Н.Г., действующая на основании устного заявления, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации МО «Игринский район» Ш.К.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, при этом пояснил суду, что дом, в котором проживают истцы по адресу : УР, <адрес> межведомственной комиссией признан непригодным для постоянного проживания. Истец Т.О.В. постановлениями Администрации МО «Игринский район» признан малоимущим в целях применения Жилищного кодекса РФ, а также признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Семье второго истца – Ш.О.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ, также отказано в признании семьи Ш.О.В. малоимущей в целях применения Жилищного кодекса РФ в связи с превышением размера дохода, приходящего на каждого члена семьи. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № Ш.О.В. на праве собственности владела жилым домом <адрес> УР, общей площадью 89,9 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение своей собственности, тем самым ухудшила свое жилищное условие. Согласно ст. 89 ЖК РФ жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи с признанием дома аварийным другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Согласно выписке из домовой книги, в <адрес> прописаны четверо граждан. Жилое помещение, предоставляемое истцам должно отвечать требованию равнозначности и его площадь подлежит определению пропорционально ранее занимаемой одним лицом площади, то есть предоставляемое жилое помещение должно быть не менее 8,7 кв.м. На основании изложенного, Администрация МО «Игринский район» просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третье лицо на стороне истца Ш.Ю.П. просит суд удовлетворить требования истцов.
Третье лицо на стороне истца Ш.А.Ю. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица на стороне истца Ш.А.Ю.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Конституцией РФ гарантировано и закреплено право каждого на жилище (ст. 40) и одновременно возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления этого права, по оказанию содействия в обеспечение нормальных жилищных условий гражданам.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
Согласно ст. 15 ЖК РФ признание жилого помещения непригодным для проживания производится по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 ( в ред.Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года № 494) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным м подлежащим сносу.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с ч. 2 ст. 89 ГПК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение жилого помещения, состящего из того же числа комнат,
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 ст. 57, 58Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете ( ст. 55 ЖК РФ).
В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Как видно из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, Ш.О.В. является нанимателем квартиры общей площадью 34,9 кв.м., являющейся муниципальной собственностью, расположенной по адресу: УР, <адрес>.
В п. 1.3. указанного договора указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется член семьи: брат Т.О.В..
Кроме истцов в указанной квартире зарегистрированы Ш.Ю.П., (муж истца Ш.О.В.), Ш.А.Ю. (сын истца Ш.О.В.)., что подтверждается поквартирной карточкой. Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, произведено обследование жилого <адрес> УР, о чем составлен соответствующий акт № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного акта и заключения следует, что жилой <адрес> УР одноэтажный, четырехквартирный, фундамент –деревянные стулья. Стены – щитовые, утепленные фиброплитой, оштукатуренные. На штукатурном слое вертикальные трещины, отдельными местами разрушения, высокая воздухопроницаемость. Деревянная обвязка щитов подвержена гниению. На внутренних стенах, обшитых мягкой плитой, имеется деформация (выпучивание).В углах между несущими межквартирными стенами образовалась щель. Крыша – двухскатная, покрыта шифером, имеет прогиб в сторону сеней. На шифере сколы и трещины.коробка и подоконная доска подвержены гниению. Перекрытие – деревянной, утепленное, имеет провисание. На потолке следы протечи. Между квартирами № и № деревянная балка имеет прогиб. Угрозы обрушения нет. Окна- деревянные, перекошенные, в местах сопряжения коробок со стенами – щели. Внутренняя отделка – оклейка стен обоями, покраска деревянных конструкций. В углах на обоях трещины и обрывы. Отопление –печное. В квартирах 1,2,4 печи в удовлетворительном состоянии, квартире № – на печи отслаивание штукатурного слоя, трещины. На дымовой трубе следы протечек, вследствие чего происходит выкрашивание раствора из швов кладки. Электропроводка- ветхая. В ходе обследования установлено: утрачена несущая способность фундамента, деформация стен и значительное растрескивание штукатурного слоя. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: проведение капитального ремонта нецелесообразно из-за ветхости и существенного загнивания деревянных конструкций. Заключение: жилой дом по адресу : УР, <адрес> признается непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ Т.О.В. признан малоимущим в целях применения Жилищного кодекса РФ.
Постановлением администрации МО «Игринский район» №от ДД.ММ.ГГГГ, Т.О.В. признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.
Как следует из письменного ответа Администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ жильцам <адрес>, что их дом относится аварийному, но не включен в Региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку был признан непригодным для проживания после ДД.ММ.ГГГГ. Региональная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная Постановлением Правительства УР № 169 от 15.04.2013 года, предполагает расселение всех многоквартирных домов до ДД.ММ.ГГГГ, которые были признаны аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Администрация указывает, что иного способа расселения из непригодного для проживания жилья Администрация района не имеет в виду отсутствия свободных жилых помещений и финансовых средств на данные цели.
В соответствии с ч.1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно ст. 3 Закона Удмуртской Республики « О порядке признания граждан малоимущими в целях применения жилищного кодекса Российской Федерации» № 57-РЗ от 13.10.2005 года, если заявитель является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения и с ним заключен соответствующий письменный договор, состав членов семьи определяется на основании указанного договора.
Как было установлено в судебном заседании, и следует из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Ш.О.В. является нанимателем жилого помещения, а её брат - истец Т.О.В. вселен в жилое помещение как член семьи.
В судебном заседании истцы показали, что кроме того, что проживают в одном жилом помещении, они еще ведут общее хозяйство.
Исходя из изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу о том, что истцы Т.О.В. и Ш.О.В. являются членами одной семьи.
Согласно ч.2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Таким образом, суд считает, что в судебном заседании установлено, что истцы имеют жилое помещение, непригодное для проживания, следовательно, предоставление жилого помещения Т.О.В., обладающему в силу п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями ст.ст. 87,89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку второй истец Ш.О.В., в силу прямого указания закона является членом семьи истца Т.О.В., а предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, то предоставив жилое помещение только Т.О.В. будут улучшены его жилищные условия, что законом не предусмотрено. Поэтому требования Ш.О.В. о предоставлении жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому также подлежат удовлетворению.
В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.02.2011 года № 85-В10-7 указано следующее: «Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч 2 данной статьи случаев. В силу п.1 ч.2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствиия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди(список внеочередников), тем более от времени включении в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.»
Исходя из данной правовой позиции Верховного Суда РФ следует, что жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей пощади ранее занимаемому, истцам должно быть предоставлено незамедлительно, после вынесения заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилой дом истцов был признан непригодным для проживания.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени мероприятия по отселению из непригодного для проживания граждан дома и предоставлению жилого помещения истцам, органом местного самоуправления не проведены.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления обязан предоставить истцам взамен непригодного для проживания для проживания жилого помещения, другое жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах п. Игра.
Довод представителя ответчика о том, что истец Ш.О.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия, не может быть принят во внимание при рассмотрении данного спора.
Отказывая Ш.О.В. в признании её семьи малоимущей, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Администрация учитывала состав её семьи : мужа Ш.Ю.П., сына Ш.А.Ю.
В данном же споре суд пришел к выводу, что Ш.О.В. в силу прямого указания закона является членом семьи Т.О.В., который в законном порядке признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении. На день рассмотрения спора в суде постановления Администрации МО «Игринский район» о признании Т.О.В. малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не отменены, не признаны незаконными.
Кроме того, суд считает несостоятельным, довод представителя ответчика о том, что на одного зарегистрированного члена семьи истцов приходится 8,7 кв. м. ( 34,9 : 4), поэтому Т.О.В. имеет право претендовать на жилое помещение именно этой площадью.
Суд считает, что указанный способ предоставления жилого помещения не предусмотрен действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов госпошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Т.О.В., Ш.О.В. к Администрации муниципального образования «Игринский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Игринский район» предоставить Т.О.В., Ш.О.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, отвечающее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 34, 9 кв. м. в пределах п. Игра Игринского района Удмуртской Республики.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Игринский район» в пользу Т.О.В., Ш.О.В. счет возврата государственной пошлины по 150 рублей каждому.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>