Решение по делу № 2-58/2013 (2-1234/2012;) ~ М-1414/2012 от 26.11.2012

Дело №2-58/2013        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2013 г.

Чусовской городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.

при секретаре Никулиной Л.А.

с участием истца Тиуновой М.К.

представителя ответчика Абубакировой Л.В.

представителя третьего лица Бабковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Тиуновой М. К. к администрации Чусовского муниципального района, администрации Комарихинского сельского поселения, Правительству Пермского края о признании незаконным постановления о закреплении жилого помещения, постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л:

.... в суд обратилась Тиунова М.К. с иском о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Исковые требования предъявлены к ответчикам администрации Чусовского муниципального района, администрации Комарихинского сельского поселения, Правительству Пермского края. Тиунова М.К. просит признать незаконным пункт 3 постановления Главы администрации г. Чусового от 16.08.2004 г. № 1587 о закреплении за ней жилья по адресу: .... Просит обязать администрацию Чусовского муниципального района поставить её на учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв.м в черте ... за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам, на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Просит обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях последующего предоставления ей - Тиуновой М.К.

В судебном заседании Тиунова М.К. на исковых требованиях настаивала в полном объеме. Суду пояснила, что .... над ней было учреждено попечительство, в связи с тем, что родители не занимались воспитанием и содержанием. Жилое помещение, собственником которого в 1/ 4 доле она является, закреплено незаконно, поскольку уже на момент его закрепления было для проживания непригодно. На .... г. физический износ дома составил 74%, признан для проживания непригодным. Жильем она не обеспечена, одна воспитывает малолетнюю дочь, находится в отпуске по уходу за ребенком. О порядке обращения за постановкой на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей она не знала, в .... г. обратилась в прокуратуру ... с заявлением об оказании помощи в решении жилищного вопроса. Обратилась в суд уже по достижении 24-летнего возраста. Считает, что органы опеки не приняли в установленные сроки меры по восстановлению её нарушенных прав, нарушили её права, закрепив заведомо непригодное для проживания жилье.

Представитель ответчика администрации Чусовского муниципального района Абубакирова Л.В. с исковыми требованиями Тиуновой М.К. не согласилась. Суду пояснила, что истица в очереди категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» не состояла и не состоит. В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.2013 г. у администрации Чусовского муниципального района отсутствуют полномочия по выполнению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Как ненадлежащего ответчика просит администрацию Чусовского муниципального района от ответственности по иску освободить.

Ответчик администрация Комарихинского сельского поселения просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указали, что Тиунова М.К. не подавала заявление о постановке её на льготную очередь для улучшения жилищных условий. Жилое помещение по адресу: ... не пригодно для проживания, приведено в нежилое состояние, так как в нём никто не проживает. Ввиду отсутствия заявления о постановке на жилищный учёт, администрация поселения не может обеспечить Тиунову М.К. жилым помещением, так как обеспечение жилой площадью гарантируется детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, кто был поставлен на жилищный учёт до 18 лет.

Ответчик Правительство Пермского края просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. В отзыве на иск указали, что обеспечение жилой площадью гарантируется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Поскольку документ органа местного самоуправления о постановке на жилищный учет Тиуновой М.К. отсутствует, она теряет своё право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Данное право является необратимым. Непригодность для проживания закрепленного за Тиуновой М.К. жилого помещения является основанием для решения вопроса о предоставлении жилого помещения по основаниям нуждаемости в улучшении жилищных условий. Разрешение этих вопросов отнесено к вопросам местного значения поселений, за счет средств местных бюджетов. Считают, что у Тиуновой М.К. не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Она должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма за счет средств местного бюджета в порядке пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В дополнительном отзыве ответчик также указал, что с 1 января 2013 г. начал действовать новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявленные Тиуновой М.К. исковые требования не соответствуют нормам действующего законодательства.

Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам, привлеченного к участию в деле третьим лицом, Бабкова Л.В. с исковыми требованиями Тиуновой М.К. не согласилась. Пояснила, что Тиунова М.К. на жилищном учете не состоит в целях обеспечения жильем категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Со вступлением нового порядка предоставления жилья лицам указанной категории формируют списки очередников.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует: постановлением Главы администрации г. Чусового Пермской области от 16.08.2004 г. № 1587 учреждено попечительство над несовершеннолетней Тиуновой М.К., ... г. рождения, назначена попечителем над несовершеннолетней П., за несовершеннолетней закреплено право на жилье по адресу: ... (л.д. 17). Попечительство установлено по той причине, что мать Г. не занимается воспитанием и содержанием дочери, отец К., инвалид 2 группы по общему заболеванию. К. умер .... (л.д. 32 свидетельство о смерти).

Жилой дом по адресу: ... находится в собственности И., А., Г. (мать истицы) и истицы Тиуновой М.К., по 1/ 4 доле в праве собственности у каждого. Данная информация подтверждается техническим паспортом на дом (л.д. 37- 41) и договором мены от .... (л.д. 74).

В вышеуказанном доме Тиунова М.К. зарегистрирована (л.д. 16 копия паспорта), но с её слов не проживает, так как дом приведен в непригодное для проживания состояние. Также из пояснений истицы следует, что на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, и на учете категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» она не состоит.

Свидетель П. пояснила, что не решала вопрос о постановке Тиуновой М.К. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Тиунова М.К. предъявляет исковые требования к администрации Чусовского муниципального района о постановке её на учет категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» и возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам, на основании Положения о порядке распределения и использования средств, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. В целях предоставления жилого помещения, просит обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность.

Исковые требования Тиуновой М.К. сформированы таким образом, что истица настаивает на обеспечении её жилым помещением в порядке, действовавшем до .... г.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) вне очереди жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для указанной категории граждан. В редакции, действовавшей до 1.01.2013 г., статья 8 указанного Закона устанавливала право на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Закона Пермского края от 27.04.2012 г. № 31-П «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. № 147-ПК) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями до 31 декабря 2013 года в части обязательственных отношений, возникших до 1 января 2013 г.

Судом установлено, что Тиунова М.К. на учете категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в администрации Чусовского муниципального района, в полномочия которой входило решение вопроса о постановке на учет, предоставление жилья, не состоит. Следовательно, предъявленные к администрации Чусовского муниципального района требования об обеспечении жилым помещением в порядке, действовавшем до 1.01.2013 г., на законе не основаны. Требования к Правительству Пермского края о возложении обязанности выделить денежные средства органу местного самоуправления на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях последующего предоставления Тиуновой М.К., как вытекающие из указанных выше требований к администрации Чусовского муниципального района, также не могут быть признаны основанными на законе.

Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2013 г. предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В этой связи следует обратить внимание, что с 01.01.2013 г. утратил силу пункт 2 части 2 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающий внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1 января 2013 г. статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действует в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, пункт 1 которой предусматривает возможность однократного предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лиц указанной категории, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения. Порядок предоставления жилого помещения устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу положений статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. № 147-ПК) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

На основании изложенного у суда не имеется оснований для понуждения администрации Чусовского муниципального района обеспечить Тиунову М.К. жильем при установлении иного порядка обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Основания для признания незаконным пункта 3 постановления Главы администрации г. Чусового Пермской области от 16.08.2004 г. № 1587 о закреплении жилья по адресу: ... за несовершеннолетней Тиуновой М.К,. по мнению суда отсутствуют, поскольку не противоречило действовавшей на период принятия решения статье 60 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими гражданами в частности в случае помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены семьи. Более того, Тиунова М.К. является собственником 1/ 4 доли в праве собственности на жилой дом по ..., что подтверждается материалами дела. Поэтому само по себе закрепление принадлежащего ей на праве долевой собственности жилого помещения её права не нарушает.

Что касается доводов Тиуновой М.К. о невозможности проживания в указанном доме, это обстоятельство в рамках заявленных требований также не влечет безусловную обязанность у администрации Чусовского муниципального района обеспечить истицу жилым помещением в том порядке, который в настоящее время не действует. Каких-либо обязательств перед Тиуновой М.К. у данного ответчика не возникло, поскольку не заявлялась на соответствующий учет в установленном законом порядке.

Невозможность проживания в жилом помещении может рассматриваться, в том числе как основание для обеспечения жилым помещением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения поселения (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Тиунова М.К. на учете в администрации Комарихинского сельского поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит. Более того, самостоятельных исковых требований к администрации поселения о предоставлении жилого помещения, исходя из текста искового заявления, ею и не заявляются. Суд разрешает дело в рамках заявленных исковых требований, и по основаниям, обозначенным истцом.

На основании вышеизложенного суд в полном объеме отказывает Тиуновой М.К. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

отказать Тиуновой М. К. в удовлетворении исковых требований к администрации Чусовского муниципального района, администрации Комарихинского сельского поселения и Правительству Пермского края о признании незаконным пункта 3 постановления Главы администрации г. Чусового Пермской области от 16.08.2004 г. № 1587 о закреплении жилого помещения, возложении обязанности на администрацию Чусовского муниципального района поставить на учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставить жилое помещение, возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность.

Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.

Судья: Е.А. Шакирзянова

2-58/2013 (2-1234/2012;) ~ М-1414/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тиунова Марина Константиновна
Ответчики
Администрация Чусовского муниципального района
Правительство Пермского края
Администрация Комарихинского сельского поселения
Другие
ТУ Министрства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам
Суд
Чусовской городской суд Пермского края
Судья
Шакирзянова Е.А.
Дело на странице суда
chusovoi--perm.sudrf.ru
26.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2012Передача материалов судье
29.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2012Подготовка дела (собеседование)
28.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2013Судебное заседание
05.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее