№ 2а-89/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2023 г. г. Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Лещенко Д.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковырзиным В.О., секретаре судебного заседания Косцовой П.А. с участием административного истца Панфутовой Л.Н. и ее представителя Спиридонова Д.Г., представителя административного ответчика Ханахмедова Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-89/2023 по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> Панфутовой Людмилы Николаевны об оспаривании решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по <данные изъяты> оформленного протоколом от 26 января 2023 г. №, в части предоставления жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на состав семьи 1 человек,
установил:
Панфутова Л.Н. обратилась в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением в котором просит признать незаконным решение жилищной комиссии <данные изъяты> оформленное протоколом от 26 января 2023 г. №, в части предоставления жилищной субсидии на состав семьи 1 человек.
В административном исковом заявлении Панфутова Л.Н. указала, что решением жилищной комиссии войсковой части № от 25 февраля 2016 г. №, была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с составом семьи 2 человека, вместе с дочерью ФИО7, однако на основании решения жилищной комиссии <данные изъяты> от 26 января 2023 г. №, ей была предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек.
Посчитав свои права нарушенными, Панфутова Л.Н. просила признать оспариваемое решение жилищной комиссии <данные изъяты> незаконным.
В судебном заседании административный истец и его представитель Спиридонов Д.Г. заявленные требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца показал, что оспариваемым решением жилищной комиссии <данные изъяты> Панфутовой Л.Н. была предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек, то есть не в полном объеме, при наличии решения жилищной комиссии войсковой части № от 25 <данные изъяты> 2016 г. №, о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с составом семьи 2 человека, а также решения жилищной комиссии <данные изъяты> оформленного протоколом от 14 октября 2022 г. №, на основании которого Панфутова Л.Н. и ее дочь ФИО11. приобрели внеочередное право на обеспечение денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений, с составом семьи 2 человека. Кроме того, показал, что ФИО7 и ее мать зарегистрированы при части по адресу: <адрес>, и проживают совместно по адресу: <адрес>. При этом дочь административного истца ФИО7 полностью находится на обеспечении своей матери, обучается в Самарском колледже железнодорожного транспорта имении А.А. Буянова, по очной форме обучения, является членом семьи Панфутовой Л.Н. и в установленном законом порядке с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания не снималась.
Представитель <данные изъяты> <данные изъяты> – ФИО9 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав свои доводы, изложенные в возражениях и утверждал, что решением жилищной комиссии Управления <данные изъяты> от 26 января 2023 г. № административному истцу, была предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек в виду того, что Панфутова Л.Н. на момент принятия решения о предоставлении субсидии не подтвердила факт ее совместного проживания со своей дочерью - ФИО7
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания административный ответчик - жилищная комиссия <данные изъяты>, а также заинтересованное лицо на стороне административного истца ФИО7, в суд не прибыли, своих представителей не направили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, суд посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав пояснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в материалах административного дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод (часть 1). Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Рассматривая требования административного истца об оспаривании решения жилищной комиссии <данные изъяты> оформленного протоколом от 26 января 2023 г. №, в части предоставления жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на состав семьи 1 человек, суд исходит из того, что административное исковое заявление поступило 19 мая 2023 г., а сведений об ознакомлении Панфутовой Л.Н. с оспариваемым решением ранее 28 февраля 2023 г., при его получении лично, в судебном заседании не установлено.
По этой причине суд считает возможным не применять положения части 8 статьи 219 КАС РФ и рассмотреть настоящее административное дело, по существу.
Как видно из решения жилищной комиссии <данные изъяты> от 26 января 2023 г. №, Панфутовой Л.Н. была предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек, поскольку последней не подтвержден факт совместного проживания с дочерью - ФИО7
Вместе с тем, обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения жилищной комиссии, по мнению суда, являются ошибочными.
Из справки выданной начальником штаба <данные изъяты> от 8 июня 2023 года № усматривается, что <данные изъяты> Панфутова Л.Н. с 23 ноября 2017 г. зачислена в распоряжение начальника <данные изъяты>
Справкой выданной начальником отделения учета и комплектования штаба Управления Росгвардии по <данные изъяты> от 16 января 2023 г. №, подтверждается, что по состоянию на 16 января 2023 г. выслуга лет административного истца в календарном исчислении составляет более 22 лет.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 1998 г., прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 г., и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Самарского гарнизонного военного суда от 27 июня 2012 г., установлено, что Панфутова Л.Н. (до замужества ФИО10) состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2007 года, была незаконно уволена и исключена из списков войсковой части 6779 по причине необеспечения ее жилым помещением, в связи чем приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 11 июля 2011 г. №, в части увольнения Панфутовой Л.Н. с военной службы и исключения из списков личного состава части, а также решение жилищной комиссии этой же воинской части от 12 ноября 2009 г., в части исключения заявителя из списков военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях признаны незаконными и не действующими с момента издания.
Из решения также усматривается, что по заключению военно-врачебной комиссии от 23 августа 2010 г. №, утвержденному председателем Центральной военно-врачебной комиссии ВВ МВД России 20 сентября 2010 г. административный истец признана «Д» - не годной к военной службе.
Как видно из решения жилищной комиссии войсковой части № от 25 февраля 2016 г. №, Панфутова Л.Н. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с составом семьи 2 человека (административный истец и ее дочь – ФИО7).
Из справки выданной начальником отдела правового обеспечения <данные изъяты> усматривается, что согласно приказу ФИО1 от 28 сентября 2017 г. №, ФИО1 по <адрес> является правопреемником войсковой части №.
Из заявления Панфутовой Л.Н. от 21 мая 2021 г. о предоставлении ей жилищной субсидии и решения жилищной комиссии <данные изъяты>, оформленного протоколом от 3 декабря 2021 г. № следует, что административный истец подлежит обеспечению жилищной субсидией с составом семьи 2 человека.
Как следует из решения жилищной комиссии <данные изъяты> от 14 октября 2022 г. №, Панфутова Л.Н. считается приобретшей внеочередное право на предоставление жилищной субсидии с составом семьи 2 человека.
Из свидетельства о рождении I-ЕР № № от 15 января 2002 г. видно, что ФИО7, 30.12.2001 г.р. является дочерью административного истца.
Обстоятельства того, что Панфутова Л.Н. и ее дочь ФИО7 зарегистрированы по адресу: <адрес>, проживают совместно по адресу: <адрес>, ведут общее хозяйство, подтверждены ходе судебного заседания административным истцом.
Из исследованной в судебном заседании справки от 25 апреля 2023 г. № видно, что ФИО7 обучается на 3 курсе Самарского колледжа железнодорожного транспорта имении А.А. Буянова - структурного подразделения государственного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщений» по очной форме.
Факт регистрации ФИО7 по адресу: <адрес>, подтверждается также свидетельством о регистрации по месту пребывания от 17 июня 2022 г. №.
Согласно п. 5 Приказа Росгвардии от 28 сентября 2018 г. № 428 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, желающие получить жилищную субсидию, представляют в Центральную жилищную комиссию Росгвардии, центральную жилищную комиссию управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, жилищную комиссию территориального органа Росгвардии, управления соединения, воинской части, военной образовательной организации высшего образования и иной организации войск национальной гвардии по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета.
Пунктами 17 и 18 «Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768, предусмотрено, что военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: до предоставления им жилых помещений, до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета, до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы, до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.
Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом (учреждением) не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.
В соответствии с п.п. 14-15.1 Приказа Росгвардии от 11 августа 2022 г. № 265 «Об утверждении Порядка учета военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также форм решений, необходимых для указанного учета» уполномоченный орган в срок, установленный пунктом 18 Правил, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 17 Правил, принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с учета нуждающихся военнослужащих по форме согласно приложению № 3 к настоящему приказу, не позднее 3 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с учета нуждающихся военнослужащих секретарь уполномоченного органа (в его отсутствие - заместитель председателя уполномоченного органа): вносит изменения в список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и в журнал.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений ФИО1 административного ответчика, решение жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в отношении Панфутовой Л.Н. до принятия решения о предоставлении административному истцу жилищной субсидии, либо наряду с ним, в установленном порядке не принималось, административным ответчиком либо его представителем, ни в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ни в ходе судебного разбирательства, представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в отсутствии решения уполномоченного органа о снятии Панфутовой Л.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятого в установленном законом порядке, административный истец подлежала обеспечению жилищной субсидией на состав из 2 человек, в связи с чем решение жилищной комиссией <данные изъяты>, оформленное протоколом от 26 января 2023 г. №, в части предоставления административному истцу жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на состав семьи 1 человек, признает незаконным.
Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что решением жилищной комиссии <данные изъяты>, оформленным протоколом от 22 февраля 2023 г. №, административный истец была снята с учета очередников на получении субсидии с составом семьи 2 человека (она и дочь ФИО7), только после выплаты субсидии, в размере, установленном оспариваемым решением.
Вопреки доводам представителя административного ответчика, наличие у Панфутовой Л.Н. заболевания, при котором согласно Приказу Минздрава России от 29 ноября 2012 г. №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и не представление административным истцом документов, подтверждающих факт совместного проживания со своей дочерью - ФИО7, не может свидетельствовать об утрате последней статуса члена семьи административного истца, признанного нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, без решения о снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятого в установленном законом порядке.
Удовлетворяя требования Панфутовой Л.Н., суд принимает во внимание состояние здоровья последней и ее диагноз, то обстоятельство, что административный истец признана не годной к военной службе, в связи с чем приходит к выводу, что в данном конкретном случае непредставление Панфутовой Л.Н. каких-либо документов в жилищную комиссию не может являться основанием для снятия ее с учета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, гарнизонный военный суд,
решил:
Административное исковое заявление военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> Панфутовой Людмилы Николаевны об оспаривании решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Самарской области, оформленного протоколом от 26 января 2023 г. № 1, в части предоставления жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на состав семьи 1 человек, удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии <данные изъяты>, оформленное протоколом от 26 января 2023 г. №, в части предоставления <данные изъяты> Панфутовой Людмиле Николаевне жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения на состав семьи 1 человек, незаконным.
Обязать жилищную комиссию <данные изъяты> повторно рассмотреть вопрос о предоставлении <данные изъяты> Панфутовой Людмиле Николаевне жилищной субсидии на состав семьи из 2 (двух) человек, с учетом признания незаконными настоящим решением суда доводов, послуживших основаниями для принятия решения жилищной комиссии <данные изъяты>, оформленного протоколом от 26 января 2023 г. №.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и административному истцу не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 23 июня 2023 года.