Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2835/2023 ~ М-2746/2023 от 23.10.2023

Дело № 2а-2835/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                                                         23 ноября 2023 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Галицкой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2835/23 по административному исковому заявлению администрации г. Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производство МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Ходак И.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

администрация г. Ульяновска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования мотивированы тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве -ИП от 07 сентября 2023 г.

Данное исполнительное производство возбуждено МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании исполнительного листа серии ФС , выданного Железнодорожным районным судом г. Ульяновска по делу а-573/2023, о возложении на администрацию МО «город Ульяновск» обязанности по признанию бесхозяйными наружных сетей водоотведения многоквартирных домов <адрес> до выгребной ямы.

Установлен срок для добровольного исполнения решения суда: 5 дней.

27 сентября 2023 г. по данному исполнительному производству административным ответчиком принято постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В качестве обоснования взыскания исполнительского сбора указан факт неисполнения администрацией МО «город Ульяновск» исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Однако его исполнение в 5-дневный срок невозможно по объективным причинам. Для исполнения требования, содержащегося в решении суда, необходимо соблюдение процедуры, установленной законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что в администрации г. Ульяновска отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность сетей к недвижимости, признание на них права муниципальной собственности будет осуществляться в порядке, установленном ст. 226 ГК РФ, то есть на основании решения суда о признании сетей бесхозяйными.

Для исполнения требования исполнительного листа ФС 045411531 необходимо совершить ряд действий в следующие сроки: получение сведений из реестров федерального имущества, государственного имущества Ульяновской области (включая подготовку и направление запросов, получение ответа): 40 дней; получение сведений из АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» (включая подготовку и направление запроса, получение ответа): 40 дней; подготовка постановления администрации г. Ульяновска об определении УМУП «Ульяновскводоканал» в качестве обслуживающей организации сетей: 14 дней; ожидание установленного срока до обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на сети: 3 месяца; подготовка и направление иска о признании права муниципальной собственности на сети: 5 дней; судебный процесс по признании права муниципальной собственности на сети: 2 месяца; вступление решения суда в законную силу: 30 дней; получение решения суда с отметкой о вступлении в законную силу, направление документов судебному приставу-исполнителю: 30 дней.

Таким образом, исполнение решения суда ожидается ориентировочно 01 августа 2024 г. Тем временем меры для исполнения требования исполнительного документа ФС 045411531 административным истцом приняты.

Также, направлены запросы в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, МТУ Росимущества, АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области».

Следует отметить, что во исполнение решения суда по делу выдано 2 исполнительных листа: ФС – о возложении обязанности по признанию бесхозяйными наружных сетей водоотведения многоквартирных домов <адрес> до выгребной ямы – о возложении обязанности по признанию права муниципальной собственности в отношении сетей водоотведения многоквартирных домов <адрес> до выгребной ямы. При этом, исполнение требования, содержащегося в исполнительном листе , невозможно без исполнения требования, содержащегося в исполнительном листе

О невозможности исполнить решение суда в 5-дневный срок судебный пристав-исполнитель был извещен УМС администрации г. Ульяновска. Таким образом, постановление от 27 сентября 2023 г. о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей вынесено административным ответчиком без учета фактических обстоятельств.

Ссылаясь на ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит освободить администрацию муниципального образования «город Ульяновск» от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Ходак И.В. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения по исполнительному производству -ИП.

Представитель административного истца администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель УФССП России по <адрес> ФИО1, представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика УФССП России по <адрес>, представитель заинтересованного лица прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

    Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 14 марта 2023 года административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ульяновска о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей по признанию имущества – сетей водоотведения бесхозяйными и по признанию права муниципальной собственности в отношении указанного имущества удовлетворены.

Бездействие администрации г. Ульяновска в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов , , по <адрес> в <адрес> в <адрес> признано незаконным.

На администрацию г. Ульяновска возложена обязанность обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов , , по <адрес> в <адрес> в <адрес>.

Бездействие администрации г. Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее    обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов , , по <адрес> в <адрес> в <адрес> до выгребной ямы, бесхозяйными признано незаконным.

На администрацию    города Ульяновска возложена обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов , , по <адрес> в <адрес> в <адрес> до выгребной ямы, бесхозяйными.

На администрацию    города Ульяновска возложена обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов , , по <адрес> в <адрес> в <адрес>, расположенных от внешних границ стен указанных многоквартирных домов до выгребной ямы.

Указанное решение вступило в законную силу 01 августа 2023 года, выдан исполнительный лист ФС от 15 августа 2023 г., 07 сентября 2023 года возбуждено исполнительное производство -ИП о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов , , по <адрес> в <адрес> в <адрес>, расположенных о внешних границ стен указанных многоквартирных домов до выгребной ямы.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств -ИП от 27 сентября 2023 г. с администрации г. Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (постановление получено должником 28 сентября 2023 г.).

Определением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 16 ноября 2023 г. администрации г. Ульяновска предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2а-573/2023 на срок до 07 сентября 2024 г.

В силу статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как разъяснено в пункте 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утверждены Федеральной службой судебных приставов 07.07.2014) в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых.

Как установлено в частях 6-9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и разъяснено в пунктах 74 - 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из анализа приведенных законоположений и практики их применения можно сделать вывод, что закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. Помимо указанной материально-правовой дефиниции, нормы права об исполнительском сборе регулируют и процедуру его взыскания.

При этом взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный законодателем размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Взыскание с должника исполнительского сбора, как уже указывалось выше, производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен без уважительных причин. При наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Должник в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также подтвердить, что нарушение установленных сроков для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности; доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Из административного искового заявления администрации г. Ульяновска следует, что для исполнения требования исполнительного листа ФС 045411531 необходимо совершить ряд действий в следующие сроки: 40 дней; получение сведений из АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» (включая подготовку и направление запроса, получение ответа): 40 дней; подготовка постановления администрации г. Ульяновска об определении УМУП «Ульяновскводоканал» в качестве обслуживающей организации сетей: 14 дней; ожидание установленного срока до обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на сети: 3 месяца; подготовка и направление иска о признании права муниципальной собственности на сети: 5 дней; судебный процесс по признании права муниципальной собственности на сети: 2 месяца; вступление решения суда в законную силу: 30 дней; получение решения суда с отметкой о вступлении в законную силу, направление документов судебному приставу-исполнителю: 30 дней.

Очевидно, что весь объем требуемых для исполнения решения суда невозможно исполнить в короткие сроки.

Указанные обстоятельства объективно препятствуют администрации                         г. Ульяновска исполнить решение суда в установленный постановлением о взыскании исполнительского сбора срок в силу объективных причин.

Таким образом, в действиях администрации г. Ульяновска отсутствует противоправное бездействие в неисполнении решения суда в установленный срок, что является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ульяновской области от 27 сентября 2023 г. по исполнительному производству -ИП.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск администрации г. Ульяновска удовлетворить.

Освободить администрацию г. Ульяновска от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Ходак И.В. от 27 сентября 2023 г. в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                                             О.Б. Земцова

                      Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2023 г.

2а-2835/2023 ~ М-2746/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация муниципального образования "город Ульяновск"
Ответчики
судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В.
УФССП по Ульяновской области
Другие
прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Земцова О. Б.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация административного искового заявления
23.10.2023Передача материалов судье
26.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2024Дело оформлено
15.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее