Дело № 2-2125/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гандымовой К.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,
представителя истца Правительства Республики Мордовия ГуськовойИ.С., действующей по доверенности № 01-17/293 от 20 мая 2013 года,
ответчицы Терентьевой М.В., ее представителя – адвоката Евдокимовой О.В., действующей по ордеру № 476 от 19 июня 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Мордовия к Терентьевой М.В. об изъятии путем выкупа для государственных нужд земельного участка и жилого дома,
установил:
Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с иском к Терентьевой М.В. об изъятии путем выкупа для государственных нужд земельного участка и жилого дома.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованным в газете «Известия Мордовии» №177 от 25 ноября 2010 года, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 326 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения автомобильной дороги межмуниципального значения «Обход г.Саранска от автодороги 1Р178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород-Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия».
Необходимость изъятия указанного земельного участка подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованным в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 года, жилой дом общей площадью 52,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, также подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения вышеуказанной автомобильной дороги.
20 декабря 2010 года Управлением Росреестра по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а 26 апреля 2011 года - государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Жилой дом общей площадью 52,2 кв.м. и земельный участок площадью 326 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Терентьевой М.В., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
26 мая 2011 года Терентьевой М.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности спорного имущества, которое она получила 31 мая 2011 года.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости домовладения №7/2012, подготовленного по состоянию на 16 марта 2012 года, рыночная стоимость спорного жилого дома и земельного участка, включая плодово-ягодные насаждения, составила 2169 372 рубля.
Однако, ответчица от предложенных условий изъятия путем выкупа спорного имущества отказалась.
В связи с чем Правительство Республики Мордовия просит суд после уплаты выкупной цены в размере 2169 372 рубля прекратить право собственности Терентьевой М.В. на жилой дом общей площадью 52,2 кв.м. и земельный участок площадью 326 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
В судебном заседании представитель истца Правительства Республики Мордовия Гуськова И.С. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчица Терентьева М.В. и ее представитель – адвокат ЕвдокимоваО.В. в судебном заседании исковые требования не признали, просили оставить их без удовлетворения. Суду объяснили, что не согласны с выкупной ценой земельного участка и жилого дома.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Правительства Республики Мордовия подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, Терентьевой М.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 326 кв.м. с кадастровым номером № и жилой дом общей площадью 52,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 88, 89).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 принято решение изъять (в том числе путем выкупа) земельные участки (согласно приложению) для государственных нужд Республики Мордовия, в том числе земельный участок по адресу: <адрес>. Указанное постановление Правительства Республики Мордовия с приведением перечня земельных участков, подлежащих изъятию, опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25 ноября 2010 года (л.д. 12-17, 18-21, 22, 23, 24, 25, 43).
Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории, а именно Генеральным планом г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 года № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск».
Согласно Генеральному плану предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс).
На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 (с изменениями от 21 июля 2010 года), и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193 (с изменениями от 24 декабря 2010 года) в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 года № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31 июля 2009 года № 1752, от 1 октября 2009 года № 2250, от 28 октября 2010 года № 2915, от 7 февраля 2011 года № 210, от 5 апреля 2011 года № 893, от 17 мая 2012 года № 1799) (л.д. 49, 52, 53, 54, 57, 63, 64).
Указанным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес> целях размещения объекта - автодорога Обход г. Саранска (л.д. 50-51, 55-56, 58-59).
Разработчиками проекта «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское - Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск. Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО ГипродорНИИ», г. Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов.
Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.
Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).
24 января 2011 года Управлением Государственной экспертизы Республики Мордовия утверждено положительное заключение № 13-3-5-0033-11 по рабочему проекту «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс) (л.д. 66-87).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2011 года № 210 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территорий для размещения автомобильной дороги «Обход города Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс – 1, 2, 3 очереди строительства; 2 пусковой комплекс; 3 пусковой комплекс) согласно приложению.
Постановлением Правительства Республики Мордовия № 401 от 31 октября 2011 года ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» поручено организовать в установленном порядке работу по проведению оценки изымаемых жилых помещений, недвижимого имущества и убытков, причиненных их изъятием, определить выкупную цену на основании произведённой оценки и заключить с собственниками изымаемых жилых помещений и недвижимого имущества соглашения о возмещении выкупной цены (л.д. 40).
Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
На основании вышеуказанной правовой нормы принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 29 ноября 2010 года №463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованного в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 года, согласно которому жилые помещения и недвижимое имущество, жилой дом общей площадью 52,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовии в целях размещения автомобильной дороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия (1 пусковой комплекс) Правительство Республики Мордовия (л.д. 26-32, 45-46).
В судебном заседании также установлено, что 20 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 года), регистрация № от 20 декабря 2010 года.
26 апреля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, регистрация № от 26 апреля 2011 года.
26 мая 2011 года Терентьевой М.В. направлено уведомление Государственного комитета имущественных и земельных отношений о том, что земельный участок по адресу: <адрес> с расположенным на нем жилым домом подлежит изъятию путем выкупа для государственных нужд Республики Мордовия по истечении одного года с момента получения уведомления об изъятии (л.д. 121).
14 января 2013 года ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» на имя Терентьевой М.В. направлено письмо, в котором предложено в течение пяти календарных дней со дня его получения рассмотреть приложенный проект соглашения о возмещении выкупной цены и направить подписанный экземпляр в адрес ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» (л.д. 123-125).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, № 7/2012, подготовленному Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия по заказу ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», рыночная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 16 марта 2012 года с надворными постройками и зелеными насаждениями составляет 1686 050 рублей, рыночная стоимость земельного участка составляет 520656 рублей (л.д. 92-108).
Исходя из рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, Правительством Республики Мордовия определена выкупная цена принадлежащего ответчице на праве собственности изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества в размере 2169 372 рубля.
Ответчица не согласилась с размером выкупной цены жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, полагая, что указанные в отчете суммы необоснованно занижены.
По ходатайству ответчиков определением суда от 12 июля 2013 года по настоящему гражданскому делу назначена комплексная строительно-техническая и товароведческая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Оценочные системы».
Согласно Заключению эксперта № 13/07/847-н от 26 августа 2013 года рыночная (выкупная) стоимость земельного участка площадью 326 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, составляет 978149 рублей, рыночная (выкупная) стоимость жилого дома общей площадью 52,2 кв.м. и всех надворных построек, включая погреб и выгребную яму, по указанному адресу составляет 2 132528 рублей, в том числе: стоимость жилого дома – 1857531 рубль, стоимость всех построек – 274997 рублей. Рыночная (выкупная) стоимость плодово-ягодных насаждений составляет 16374 рубля. Размер убытков, которые понесет собственник в связи с изъятием жилого дома и земельного участка при переезде в пределах городского округа Саранск, составляет 41600 рублей.
Суд считает данное заключение объективным и принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства при разрешении возникшего спора, поскольку в данном заключении экспертом дана полная характеристика объекта оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома), необходимая информация отражена в таблицах и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик. При проведении данной экспертизы использовался затратный подход, сравнительный подход с корректировкой цены продаж. Экспертом дано объяснение примененных корректировок.
Заключение эксперта ООО «Оценочные системы» № 13/07/847-н от 26 августа 2013 года соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Заключение составлено экспертом, имеющим право на проведение такого рода экспертизы, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании эксперт ФИО7 выводы экспертизы подтвердила.
В свою очередь, представленный истцом в качестве подтверждения рыночной стоимости спорного домовладения Отчет № 7/2012, подготовленный по заказу ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия по состоянию на 16 марта 2012 года, в данном случае не может быть принят судом в качестве достоверного доказательства по данному гражданскому делу, поскольку в указанном отчете рыночная стоимость спорного жилого дома и земельного участка определена по состоянию на 16 марта 2012 года, то есть на дату предшествующую дате предъявления Правительством Республики Мордовия настоящего иска в суд более, чем на год.
В то время, как выкупная цена изымаемого жилого дома и земельного участка должна определяться судом по состоянию на момент разрешения спора.
В Отчете отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности, отсутствует балансовая стоимость объектов оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данном отчете суду не представляется возможность определить характеристики взятых аналогов для сравнения.
Исходя из изложенного, суд считает необходимым определить выкупную стоимость принадлежащего ответчице земельного участка, жилого дома, надворных построек и плодово-ягодных насаждений с учетом убытков в связи с их изъятием в соответствии с Заключением ООО «Оценочные системы» № 13/07/847-н от 26 августа 2013 года. Вместе с тем из стоимости жилого дома с надворными постройками подлежит исключению стоимость холодной пристройки (литер а1) площадью 8,9 кв.м. в размере 9456 рублей, поскольку данное строение является самовольным, право собственности на него у ответчицы не возникло.
Таким образом, рыночная (выкупная) стоимость принадлежащего Терентьевой М.В. изымаемого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, и размер убытков в связи с его изъятием составляет 3159195 рублей (978149 рублей + 2 132528 рублей + 16374 рубля + 41600 рублей – 9456 рублей).
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК Российской Федерации).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Таким образом, право собственности Терентьевой М.В. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты Правительством Республики Мордовия выкупной цены данного имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Соответственно, исходя из вышеуказанных норм права, учитывая, что земельный участок изымается для государственных нужд в связи с размещением автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчицы на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд путем выкупа Правительством Республики Мордовия соблюден.
При таких обстоятельствах исковые требования Правительства Республики Мордовия к Терентьевой М.В. о прекращении права собственности на земельный участок площадью 326 кв.м. и жилой дом, общей площадью 77,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, и другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 ГПК Российской Федерации).
Согласно представленным ответчицей Терентьевой М.В. квитанциям ею понесены расходы в размере 10100 рублей на оплату судебной комплексной строительно-технической и товароведческой экспертизы.
Данная экспертиза была назначена определением Ленинского районного суда г.Саранска от 12 июля 2013 года по ходатайству ответчицы. На основании заключения эксперта ООО «Оценочные системы» 13/07/847-н от 26 августа 2013 года судом установлена рыночная (выкупная) стоимость принадлежащего ответчице земельного участка и жилого дома с надворными постройками, а также размер убытков, связанных с их изъятием.
В связи с чем, принимая во внимание, что при вынесении решения суд руководствовался именно заключением экспертизы, проведенной по ходатайству ответчицы, суд считает необходимым взыскать с Правительства Республики Мордовия в пользу ответчицы расходы на оплату судебной экспертизы в размере 10100 рублей.
Кроме того, в соответствии со статьей 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Ответчицей Терентьевой М.В. заявлено письменное ходатайство о взыскании в ее пользу расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей. Указанные расходы подтверждаются квитанциями КА«ЩИТ» от 1 июля 2013 года и 5 сентября 2013 года.
Учитывая степень сложности дела, время, затраченное представителем на участие в судебном заседании и необходимое для подготовки к нему, ценность нарушенного права, суд находит понесенные ответчицей расходы на оплату услуг представителя завышенными и взыскивает с Правительства Республики Мордовия в пользу Терентьевой М.В. 7000 рублей.
Таким образом, сумма судебных расходов, подлежащих возмещению с истца в пользу ответчицы, составляет 17100 рублей (10100 рублей + 7000 рублей).
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Правительства Республики Мордовия к Терентьевой М.В. об изъятии путем выкупа для государственных нужд земельного участка и жилого дома удовлетворить частично.
После уплаты выкупной цены в размере 3159195 (три миллиона сто пятьдесят девять тысяч сто девяносто пять) рублей прекратить право собственности Терентьевой М.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 326 кв.м. и жилой дом общей площадью 52,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия в пользу Терентьевой М.В. судебные расходы в размере 17100 (семнадцать тысяч сто) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд <адрес> Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю. Догорова