Дело №2-188/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2019 года с. Красногорское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.А.,
при секретаре Аникиной Е.В.,
с участием представителя заявителя Администрации муниципального образования «Красногорское» - Главы муниципального образования «Красногорское» Максимова М. В.,
представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «<адрес>» – главного специалиста эксперта отдела правовой экспертизы и судебного представительства Администрации муниципального образования «<адрес>» Ульяновой Н. В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ без права передоверия сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Красногорское» о признании за муниципальным образованием «Красногорское» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Красногорское» (далее - Администрация МО «Красногорское») обратилась в суд с заявлением о признании за муниципальным образованием «Красногорское» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, мотивируя тем, что искусственное сооружение на реке Убыть, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, - кадастровый №, назначение объекта: гидротехническое сооружение, протяженность 240 м (далее – объект) было поставлено на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, номер записи №. В связи с истечением годичного срока учета объекта как бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании ст.225 ГК РФ просит признать за МО «Красногорское» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: искусственное сооружение на реке Убыть, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес> или иные лица, обладающие правами на данный объект, неизвестны. Ранее данный объект фактически содержался Администрацией МО «<адрес>», то есть выделялись денежные средства для его ремонта. На сегодняшний день с целью приведения в соответствие исполняемых полномочий и содержания имущества в рамках исполнения полномочий необходимо закрепление объекта за МО «Красногорское». В соответствии с Уставом МО «Красногорское» Администрация является органом местного самоуправления «Красногорское», действует от имени МО «Красногорское», осуществляет от его имени и в его интересах имущественные и иные права и обязанности. В соответствии с п.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности может глава местной администрации. Также статьей 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ. Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ и в соответствии с ч.1 ст.7.4. Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» (в ред. Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ) к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных ч.3 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся и иные вопросы, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Установление данного факта имеет для муниципального образования «Красногорское» юридическое значение, т.к. позволяет ему реализовать свое право на оформление бесхозяйного объекта недвижимого имущества – искусственного сооружения на реке Убыть, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, - в собственность и дальнейшее распоряжение им, а именно, осуществлять полномочия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения МО «Красногорское», а также осуществлять содержание объекта (проведение капитального и текущего ремонта), решение вопросов, связанных с выделением денежных средств на вышеуказанные цели (включение расходных обязательств в бюджет муниципального образования «Красногорское»). Администрация МО «Красногорское» просит признать за муниципальным образованием «Красногорское» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - искусственное сооружение на реке Убыть, адрес (местонахождение объекта): Удмуртская Республика, <адрес>; кадастровый №; назначение объекта: сооружение гидротехническое протяженностью 240 м.
В судебном заседании представитель заявителя Администрации МО «Красногорское» - Глава МО «Красногорское» Максимов М.В. поддержал заявленные требования, пояснив, что все основные доводы изложены в заявлении. Гидротехническое сооружение на реке Убыть по <адрес> состоит на учете как бесхозяйный объект недвижимого имущества со ДД.ММ.ГГГГ. За все время постановки на учет права собственности на данный объект не заявлялись, собственника нет. Заказчиком строительства данного объекта являлась <адрес>. Просит признать за МО «Красногорское» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - искусственное гидротехническое сооружение на реке Убыть по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> МО «Красногорское» для регистрации права собственности, чтобы его можно было содержать, выделять денежные средства из бюджета поселения на ремонт, осуществлять полномочия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «<адрес>» Ульянова Н.В. признала заявленные требования, пояснив, что объект – искусственное гидротехническое сооружение ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. В <адрес> с заявлением и признании права собственности на данный объект никто не обращался. Данного объекта на балансе <адрес> нет. <адрес> была заказчиком строительства объекта, т.к. объект расположен на территории района, но собственником указанного объекта не являлась.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ и главой 33 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Частью 2 статьи 290 ГПК РФ устанавливается, что заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч.2 ст.291 ГПК РФ в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
На основании ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Заявителем - Администрацией МО «Красногорское» представлены суду: копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: кадастровый номер объекта №; наименование объекта – искусственное сооружение на реке Убыть; назначение объекта – сооружение гидротехническое, площадь объекта 240 м; адрес (местоположение объекта): Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>; правообладатель: Администрация МО «Красногорское»; принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества №У; сообщение о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в котором сообщается о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: кадастровый номер объекта №; наименование объекта: искусственное сооружение на реке Убыть; назначение объекта: сооружение гидротехническое; площадь объекта 240 м; адрес (местоположение объекта): Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>; номер записи о принятии на учет: №У; дата принятия на учет: ДД.ММ.ГГГГ; копия кадастровой выписки гидротехнического сооружения – искусственного сооружения на реке Убыть; копия технического плана сооружения от ДД.ММ.ГГГГ – искусственного сооружения на реке Убыть; копия технического паспорта - искусственного сооружения на реке Убыть, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В копии справки Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ указано об отсутствии сведений в реестре муниципальной собственности МО «<адрес>» о недвижимом имуществе: искусственном сооружении на реке Убыть, адрес местоположения: Удмуртская Республика, <адрес>, год постройки 2014.
Согласно информации Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте – искусственном сооружении на реке Убыть, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - кадастровый №, - отсутствуют.
В информации Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ сообщается об отсутствии в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики сведений об объекте – искусственном сооружении на реке Убыть, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - площадь 3508,0 кв.м, протяженность 240,0 м.
Из справки Игринского филиала Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости - искусственное сооружение на реке Убыть, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - регистрации права собственности не имеет.
Обстоятельства, сведения о которых содержатся в изложенных выше письменных доказательствах, согласно ст.ст.59, 60 ГПК РФ суд признает относимыми и допустимыми.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ).
Также в соответствии с ч.1 ст.7.4 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения), 6 (за исключением создания условий для жилищного строительства), 7, 7.1, 7.2, 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.33 Устава МО «Красногорское» Администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Согласно п.8 ст.34 Устава МО «Красногорское» к полномочиям Администрация муниципального образования относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.
Согласно п.5 ч.1 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Таким образом в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона №131-ФЗ, Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Уставом МО «Красногорское» к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных ч.3 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся и иные вопросы, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление Администрации МО «Красногорское» о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: кадастровый номер объекта: 18:15:070001:29; наименование объекта: искусственное сооружение на реке Убыть; назначение объекта: сооружение гидротехническое; площадь объекта: 240 м; адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>, - подано в суд надлежащим органом - Администрацией МО «Красногорское», уполномоченным управлять муниципальным имуществом, и вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимого имущества в настоящее время не имеет собственника.
Кроме того, истек годичный срок со дня постановки указанного сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в установленном законом порядке органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
Спор о праве собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – искусственное сооружение на реке Убыть, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - отсутствует.
Таким образом, суд считает заявление Администрации МО «Красногорское» о признании за муниципальным образованием «Красногорское» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: искусственное гидротехническое сооружение на реке Убыть, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - кадастровый номер объекта: 18:15:000000:787, площадь 240 м, подлежащим удовлетворению.
Признание права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества имеет для Администрации МО «Красногорское» юридическое значение, т.к. позволяет ей реализовать свое право на оформление бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность и дальнейшее распоряжение им, а также осуществление содержания объекта (проведение капитального и текущего ремонта), решение вопросов, связанных с выделением денежных средств на вышеуказанные цели (включение расходных обязательств в бюджет муниципального образования «Красногорское»).
Руководствуясь ст.ст.194-198, п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Администрации муниципального образования «Красногорское» о признании за муниципальным образованием «Красногорское» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Красногорское» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: искусственное сооружение на реке Убыть; назначение объекта: сооружение гидротехническое; площадь 240 м; адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>; кадастровый номер объекта: 18:15:000000:787.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Елькина С.А.