Дело №2а-390
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2016 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой И.М.
при секретаре Селянкиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Питкярантского городского поселения к Отделу судебных приставов по Питкярантскому району, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении отсрочки его уплаты
установил:
Администрация Питкярантского городского поселения обратилась с административным исковым заявлением по тем основаниям, что постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по Питкярантскому району УФССП России по РК от ДД.ММ.ГГГГ., принятым в рамках исполнительного производства №, с администрации взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты>.
Административный истец указывает, что исполнительный документ не был исполнен в связи со сложной финансовой ситуацией, поскольку в бюджете Питкярантского городского поселения на 2016 год пре6дусмотрены средства только на первоочередные статьи расходов.
Администрация Питкярантского городского поселения просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ., принятому в рамках исполнительного производства №, возбужденному на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ. №, о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> и предоставить отсрочку его исполнения до 31.12.2016г.
В судебное заседание представитель административного истца надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явился, представили ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, на заявленных требования настаивают.
Представитель административного ответчика и.о.начальника Отдела судебных приставов по Питкярантскому району УФССП по Республике Карелия Стародуб Е.И., действующая по доверенности, требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ отделом судебных приставов возбуждено исполнительное производство в пользу Крапивиных. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено администрации нарочным ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в установленный 5-ти дневный срок администрация добровольно не исполнила требования исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. Администрацией не предоставлено доказательств того, что решение суда не может быть исполнено ею в связи с наличием исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению. Отсутствие в бюджете денежных средств и свободного жилищного фонда не являются исключительными обстоятельствами, препятствующими исполнению решения суда..
Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения административного представителя ответчика, считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.3 ст.363 КАС РФ если порядок разрешения вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), ети вопросы разрешаются по правилам, установленным ч.2 ст.358 КАС РФ.
Согласно ст.358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить исполнение судебного акта.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 2 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 112 указанного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания приведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
В судебном заседании установлено, что решением Питкярантского городского суда от 13.11.2015г., вступившим в законную силу 15.12.2015г., администрация Питкярантского городского поселения обязана предоставить ФИО8., ФИО8 ФИО8., ФИО8. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г.Питкяранта общей площадью не менее 60 кв.м. на состав семьи из 4 человек.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом судебных приставов по Питкярантскому району возбуждено исполнительное производство №. Должнику предоставлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику и вручено нарочным ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается реестром отправки исходящей корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов исполнительного производства № усматривается, что в течение 5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не сообщил судебному приставу-исполнителю о причинах неисполнения требований исполнительного документа, не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Питкярантского городского поселения исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований об уменьшении размера исполнительского сбора администрация Питкярантского городского поселения ссылается на дефицит бюджета, отсутствие в казне муниципального образования «Питкярантское городское поселение» свободного жилого фонда.
Между тем, обстоятельства на которые ссылается должник, к числу обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", не относятся. Недостаточность денежных средств в бюджете, само по себе нельзя расценивать как принятие администрацией Питкярантского городского поселения всех мер для надлежащего исполнения решения суда. Отсутствие финансирования не может свидетельствовать об отсутствии вины администрации Питкярантского городского поселения в неисполнении решения суда о предоставлении жилого помещения. Участие администрации в федеральной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и планируемое переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде в 2017г., не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией решения суда. В материалы дела не предоставлено доказательств того, что семья ФИО8, как проживающая в аварийном жилом фонде, будет переселена в другое жилое помещение в 2017г.
Учитывая вышеизложенное, оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не имеется.
Требования о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора до 31.12.2016г. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Основанием для отсрочки исполнения решения суда в силу закона являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение не позволяет исполнить решение суда в установленные законом сроки. Такими обстоятельствами могут быть болезнь должника, стихийное бедствие, изменение условий жизни, переезд на другое место жительства, а также то, что в скором времени у должника появится реальная возможность исполнить решение суда в срок, на который он просит предоставить рассрочку.
Таким образом, для положительного разрешения вопроса о предоставлении отсрочки заявитель должен подтвердить наличие конкретных исключительных обстоятельств, имеющих временный характер, а также то, что по истечении срока, на который заявитель просит предоставить отсрочку, у должника появится реальная возможность исполнить постановление судебного пристава-исполнителя.
Между тем в административном исковом заявлении администрацией не указано, в связи с чем она просит предоставить отсрочку, а также не представлены доказательства того, что до 31.12.2016г. должник сможет исполнить постановление судебного пристава-исполнителя и выплатить исполнительский сбор. В соответствии с решением XXVII сессии III созыва Совета Питкярантского городского поселения от 29.12.2015г. местный бюджет является дефицитным, следовательно, не имеется оснований полагать, что по истечении срока предоставления отсрочки у должника изменится к лучшему имущественное положение
Поскольку заявленное требование о предоставлении отсрочки не мотивировано административным истцом, оснований для его удовлетворения не имеется..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 358,363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Питкярантского городского поселения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.М.Прокофьева
Мотивированное решение в порядке ст.177 КАС РФ составлено 11.08.2016г.