г. Сыктывкар Дело № 2а-3821/2019 г.
(№ 33-6401/2019 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Ушаковой Л.В., Шерстневой А.А.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2019 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО «Сыктывкар» и Мищанин И.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 июня 2019 года, по которому
административное исковое заявление Мищанин И.Н. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа от 30.01.2019 № 1/232 в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, удовлетворено.
Признан незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.01.2019 № 1/232 в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретения жилья» по категории «Молодые семьи».
Обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» повторно рассмотреть заявление Мищанин И.Н. о постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретения жилья» по категории «Молодые семьи».
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Мищанин И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа от 30.01.2019 № 1/232 в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретения жилья» по категории «Молодые семьи». В обоснование указано, что администрацией МО ГО «Сыктывкар» необоснованно отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Определением суда от 03.04.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Н.С.
Определением суда от 15.05.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Туробова В.А., Туробов К.А.
Судом дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства и принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит решение отменить со ссылкой на нарушение норм материального права.
Истица в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть ее заявление и удовлетворить первоначально заявленные требования о возложении на ответчика обязанности принять истицу на учет с момента обращения, то есть с 17.01.2019г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 октября 2019 года дело с апелляционными жалобами сторон передано для рассмотрения в судебную коллегию Верховного Суда Республики Коми по гражданским делам.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц, извещенных надлежащим образом и не сообщивших об уважительных причинах неявки в судебное заседание.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретения жилья, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 1 указанного Закона право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании пункта 4 части 13 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с решением Совета МО «Город Сыктывкар» № 20/11-282 от 28.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Мищанин И.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м. совместно с сыном Мищанин П.К., <Дата обезличена> года рождения. В указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают Туробов К.А., Туробова В.А. 17.01.2019 Мищанин И.Н. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республике Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», по категории «Молодые семьи» с составом семьи 2 человека. Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.01.2019 № 1/232 Мещанин И.Н. отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с п. 4 ч. 13 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Согласно протоколу № 4 от 30.01.2019 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, Мищанин И.Н. предложено отказать в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми № 30-РЗ в соответствии с п. 4 ч. 13 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, поскольку заявитель зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м., с составом семьи 4 человека, в том числе Мищанин П.К. (сын), Туробов К.А. (прочие), Туробова В.А. (прочие). По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми Туробову К.А. на праве собственности принадлежала ? доля в праве на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м. (1/4=8,75 кв.м.) Дата государственной регистрации права – 03.12.2015. Дата государственной регистрации прекращения права – 17.12.2015. С учетом полученных сведений, общественная комиссия по жилищным вопросам пришла к выводу о том, что отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> можно считать намеренным ухудшением жилищных условий. Установив указанные обстоятельства и руководствуясь положениями Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истица и ее сын недвижимого имущества на праве собственности не имеют, Туробовы членами семьи истицы не являются, следовательно, администрацией МО ГО «Сыктывкар» необоснованно при принятии решения учитывалось жилое помещение, принадлежавшее ранее Туробову К.А.Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда, поскольку из буквального толкования пункта 4 части 13 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ следует, что отказать в принятии граждан на учет уполномоченный орган вправе, если действия, ухудшающие жилищные условия совершены гражданами или лицами, указанными в качестве членов семьи. При этом судебная коллегия учитывает, что согласно запросу Мищанин И.Н. о принятии на учет от 17.01.2019г., поданному на бланке и по установленной форме, являющейся Приложением № 1 к Закону Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, в качестве членов своей семьи она указала себя и несовершеннолетнего ребенка. Туробов К.А., совершивший действия по отчуждению доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, в качестве члена семьи Мищанин И.Н. не указан, а указан в качестве лица, проживающего в жилом помещении. Настаивая на правомерности отказа в принятии на учет Мищанин И.Н. в связи с отчуждением Туробовым К.А. принадлежащей ему доли в жилом помещении, администрация МО ГО «Сыктывкар» в тоже время вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации никаких доказательств, в обоснование своих доводов не представила. Доводы апелляционной жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась администрация МО ГО «Сыктывкар» в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционной жалобы истицы о необходимости дополнить решение суда указанием на дату постановки истицы на учет судебная коллегия считает заслуживающими внимания по следующим основаниям. В соответствии с ч. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с приложением документов. Поскольку истица первоначально заявляла требования о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности принять ее на учет для получения единовременной социальной выплаты, то при признании незаконным отказа в принятии на учет, на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию истицы на такой учет с первоначальной даты подачи запроса, то есть с 17 января 2019 года. На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегияопределила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда следующим абзацем:
«Возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность принять Мищанин И.Н. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по Закону Республики Коми от 5 апреля 2005 года за № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» с составом семьи 2 человека, в том числе Мищанин И.Н. и Мищанин П.К., <Дата обезличена> года рождения с даты подачи заявления – 17 января 2019 года».
Председательствующий
Судьи