Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1752/2021 ~ М-1421/2021 от 21.04.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июня 2021 года Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Смоловой Е.К.,

при секретаре Зиминой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1752/2021 по иску Департамента градостроительства городского округа Самара к Омельчуку А.В. о признании объекта капитального строительства самовольной постройки и возложении обязанности осуществить ее снос,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Омельчуку А.В. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности осуществить ее снос.

В обоснование своих требований истец указал, что в Департамент поступило уведомление от Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по Самарской области по адресу: <адрес> зарегистрирован объект капитального строительства - сооружение (строительной индустрии, незавершенный объект строительством готовностью 68%), принадлежит на праве собственности Омельчуку А.В.. Согласно акту проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, составленному инспектором муниципального земельного контроля Администрации, установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание, возведенное с нарушением требований, установленных Правилами землепользования и застройки в городском округе Самара. Часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Вместе с тем сведения о выданной разрешительной документации на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес>,отсутствуют, что наделяет данный объект признаками самовольной постройки в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ. В данном случае спорный объект не может считаться возведенным с соблюдением градостроительного и строительного законодательства, а следовательно, не может быть признан не создающим угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером на котором возведена спорная постройка, имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ответчику на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером - сооружение (строительной индустрии, незавершенный строительством объект готовностью 68%), площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ). На указанный объект недвижимости зарегистрировано ограничение от ДД.ММ.ГГГГ (запрещение регистрации). В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> занимаемый спорным объектом капитального строительства, расположен в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4) по Карте правового зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61 (далее - Правила землепользования и застройки). Земельный участок имеет ограничения в использовании объекта в виде охранной зоны газопровода, установленные в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878. Кроме того, часть земельного участка расположена в границах красных линий <адрес>. Из представленных материалов Администрации следует, что спорный объект капитального строительства, возведен на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Однако размещение гостиницы, кафе, бани, не относится ни к основным, ни к условным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Ж-4, что свидетельствует о нарушении ответчиком травил градостроительного зонирования. Кроме того, расположение на вышеуказанном земельном участке: гостиницы, кафе, бани - свидетельствует о нарушении ответчиком правил целевого использования земли. Несоответствие строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной и возложить на лицо, которое возвело эту постройку, обязанность снести ее (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.06.2015 № 18-КГ 15-65). В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером , на котором возведен спорный объект капитального строительства, принадлежит на праве собственности Омельчуку А.В., осуществить снос или привести в соответствие с установленными требованиями объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, в административном порядке путем принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями не представляется возможным.

Ссылаясь на изложенное, истец просил: 1) Признать самовольной постройкой объект капитального строительства - двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером ; 2) Обязать Омельчуку А.В. осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта капитального строительства - двухэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 3) В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос указанного объекта с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

В судебном заседании представитель истца Департамента градостроительства г.о. Самара Берешвили В.Р. требования поддержала, пояснила, что пункты и просительной части искового заявления не являются самостоятельными требованиями, были заявлены как ходатайство об обеспечении иска.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил, о причинах неявки не уведомил.

Представители третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ОАО «Самарагаз» о слушании дела извещены надлежаще, в судебное заседание представителей не направили.

Третье лицо –Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара – представило отзыв, в котором поддержало исковые требования в полном обеъеме.

Выслушав явившегося участника процесса, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 4 ст. 212 ГК РФ, права всех собственников защищаются равным образом.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим его лицом, либо за его счет.

По смыслу ст. 12 ГК РФ, снос самовольной постройки по своей правовой природе представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Из материалов дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости по Самарской области по адресу: <адрес> зарегистрирован объект капитального строительства - сооружение (строительной индустрии, незавершенный объект строительством готовностью 68%), принадлежащий на праве собственности Омельчуку А.В..

Согласно акту проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, составленному инспектором муниципального земельного контроля Администрации, установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание, возведенное с нарушением требований, установленных Правилами землепользования и застройки в городском округе Самара.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером на котором возведена спорная постройка, имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ответчику на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером - сооружение (строительной индустрии, незавершенный строительством объект готовностью 68%), площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ). На указанный объект недвижимости зарегистрировано ограничение от ДД.ММ.ГГГГ (запрещение регистрации).

Часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Сведения о выданной разрешительной документации на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес> отсутствуют, что наделяет данный объект признаками самовольной постройки в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ определено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Статья 40, 42 Земельного кодекса РФ устанавливает, что собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ следует, что право собственника земельного участка ограничено, в том числе требованиями строительных и иных, норм и правил.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, для правильного разрешения дела необходимым является установление обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки и т.д.

По смыслу статей 2, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, статьи 222 Гражданского кодекса РФ разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдаются в подтверждение того обстоятельства, что указанный объект не представляет какой-либо угрозы жизни и здоровью граждан (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.10.2012 по делу № 33- 12237/2012).

В данном случае спорный объект не может считаться возведенным с соблюдением градостроительного и строительного законодательства, а, следовательно, не может быть признан не создающим угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные, в том числе на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> занимаемый спорным объектом капитального строительства, расположен в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4) по Карте правового зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61 (далее - Правила землепользования и застройки).

Земельный участок имеет ограничения в использовании объекта в виде охранной зоны газопровода, установленные в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878. Кроме того, часть земельного участка расположена в границах красных линий <адрес>. Из представленных материалов Администрации следует, что спорный объект капитального строительства, возведен на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Земельный участок имеет ограничения в использовании объекта в виде охранной зоны газопровода, установленные в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878.

В частности, согласно пункту 14 указанных Правил на земельных участках, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра, а также совершать иные действия, которые могут повлечь за собой повреждение или нарушение условий нормальной эксплуатации газораспределительных сетей.

Кроме того, часть земельного участка расположена в границах красных линий <адрес>.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных    участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.

В силу указанной нормы Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.

Как установлено в пункте 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.

В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию», содержащий сведения, предусмотренные частью «в» пункта 4 статьи 56 Градостроительного Кодекса РФ, состоит из общей и специальной части. Специальная часть раздела III содержит, в том числе и ссылки на подраздел, содержащий актуализированные карты (схемы), раздела «Геодезические и картографические материалы.

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.

Границы улицы предусмотрены как действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 № 539, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог:

полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Согласно постановлению Администрации от 22.09.2014 №1441 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара» <адрес> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения городского округа Самара.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из положений статей 40, 41 Земельного кодекса РФ следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка.

Из представленных материалов Администрации следует, что спорный объект капитального строительства, возведен на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Однако размещение гостиницы, кафе, бани, не относится ни к основным, ни к условным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Ж-4, что свидетельствует о нарушении ответчиком травил градостроительного зонирования. Кроме того, расположение на вышеуказанном земельном участке: гостиницы, кафе, бани - свидетельствует о нарушении ответчиком правил целевого использования земли.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 09.06.2015 № 18-КГ 15- 65, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 Градостроительного кодекса РФ, статья 85 Земельного кодекса РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Несоответствие строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной и возложить на лицо, которое возвело эту постройку, обязанность снести ее (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.06.2015 № 18-КГ 15-65). В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером , на котором возведен спорный объект капитального строительства, принадлежит на праве собственности Омельчуку А.В., осуществить снос или привести в соответствие с установленными требованиями объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, в административном порядке путем принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями не представляется возможным.

В соответствии с частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения, в том числе от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:

- принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ;

- обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

- направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки;

Таким образом, спорный объект возведен без получения необходимых разрешений и согласований, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.

Однако в данном случае спорный объект расположен в непосредственной близости от земельных участков, застроенных жилыми домами, что, по мнению суда, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Градостроительный кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

По убеждению суда, деятельность самовольно возведенного объекта – баня, кафе, гостиница - оказывает негативное воздействие на окружающею среду, а также ставит под угрозу экологическую безопасность населения.

Пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ содержит требование, согласно которому самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ решение о сносе самовольной постройки или решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером , на котором возведен спорный объект капитального строительства, принадлежит на праве собственности Омельчуку А.В., осуществить снос или привести в соответствие с установленными требованиями объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, в административном порядке путем принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями не представляется возможным.

Таким образом, спорный объект, возведенный без получения необходимых разрешений и согласований, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, подлежит сносу или приведению постройки в соответствие с установленными требованиями в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указание в решении суда на самостоятельное право Департамента за свой счет осуществить снос самовольной постройки с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика, по мнению суда, преждевременно, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность изменения порядка исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Департамента градостроительства г.о. Самара к Пономареву С.В. о признании объекта капитального строительства самовольной постройки и возложении обязанности осуществить ее снос – удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект капитального строительства - двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать Омельчуку А.В. осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта капитального строительства - двухэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос указанного объекта с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 24.06.2021.

Судья:

2-1752/2021 ~ М-1421/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент градостроительства г.о. Самара
Ответчики
Омельчук А.В.
Другие
Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара
ОАО "Самарагаз"
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Смолова Е. К.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2021Передача материалов судье
28.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021Дело оформлено
28.07.2021Дело передано в архив
19.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.10.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.11.2021Судебное заседание
25.05.2022Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее