Дело № 2-2635/2019
64RS0044-01-2019-002755-75
Решение
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Зотовой Ю.Ш., при секретаре Силантьевой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оксинь С. Г. к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» о сохранении квартиры в перепланированном виде,
установил:
Оксинь С.Г. обратилась в суд с иском к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» о сохранении квартиры в перепланированном виде. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является собственников жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу<адрес>. В целях благоустройства жилого помещения и повышения уровня ее жизни была проведена перепланировка и переустройство указанной квартиры. Выполненная перепланировка не нарушает ничьих прав. Причина перепланировки – у истца на иждивении находится ребенок инвалид 03.01.2004 г.р. 11.06.2008 истец обратилась с заявлением в Администрацию Заводского района г. Саратова с целью провести перепланировку жилого помещения по вышеуказанному адресу, предоставляя проект перепланировки. Согласно экспликации первоначальному плану квартиры, до планировки между помещениями № 1- коридором, № 2- ванной комнаты, № 3 – туалетом, № 4 – кухни был узкий коридор, который разделял помещение № 5 жилая комната площадью 12.4 кв.м. № 6 – жилая комната площадью 10.6 кв.м., № 7 – жилая комната площадью 20.80 кв.м. В жилое помещение № 5, № 6, № 7 с узкого коридора можно было попасть через дверь, то есть все жилые комнаты были изолированными. В 2008 году истец подготовила проект, в соответствии с которым истец должна была убрать только двери в помещениях. Но за ребенком было нужно вести постоянное наблюдение и из кухни или ванной она этого делать не могла. На указанный проект истец получила разрешение. Однако истцу пришлось изменить проект перепланировки. Истец объединила помещение № 3 кухню 7,20 кв.м. с узким коридором с помещением № 4 площадью 11.70 кв.м. В результате объединения кухня стала меньше – 5,3 кв.м., жилая комнат № 4 стала больше – площадью 15 кв.м. Таким образом истец может наблюдать за ребенком круглосуточно, а также через перепланированный коридор сможет провозить ребенка на коляске на кухню. Жилые комнаты № 5, №6 стали меньше, истцу приходится все время держать их закрытыми. После перепланировки истец обратилась в Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации г. Саратова с целью выдачи акта приемочной комиссии о завершении перепланировки квартиры. Однако, в связи с тем, что истцом был изменен первоначальный проект перепланировки, истцу было отказано в выдаче Акта приемочной комиссии. В связи с чем истце обратилась ООО «Приоритет-оценка» г. Саратова с заявлением о проведении строительно-технического исследования. Экспертом установлено, что перепланировка, произведенная в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, соответствует строительным, техническим, санитарным, пожарным и иным нормативам и правилам, не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. В результате выполненных работ общая площадь исследуемой <адрес> незначительно увеличилась за счет выполненных работ по демонтажу перегородок, уточнения замеров, признаки реконструкции отсутствуют, коммуникации общего пользования не переносились. Указанная перепланировка не нарушает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома.
На основании изложенного истец просит суд вынести решение о сохранении в перепланированном состоянии жилой квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 60.07 кв.м., жилой площадью 44, 1 кв.м., состоящей из следующих помещений: коридор – 6,0 кв.м., совмещенные санузел 5,3 кв.м., кухня 5,3 кв.м., жилая комната 15,0 кв.м, жилая комната 9, 5 кв.м., жилая комната – 19, 6 кв.м, лоджии 0,0 кв.м.
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсуствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков Администрации МО «Город Саратов», Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации МО «Город Саратов», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ и пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии со ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно п. 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Судом установлено, что истец Оксинь С.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом МУП «Городское бюро технической инвентаризации» истцом произведена перепланировка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что перепланировка данного жилого помещения произведена истцом без получения разрешения на производство перепланировки, вследствие чего она является самовольной.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы от 24.06.2019 года №06/19-59 ООО «Приоритет-оценка» перепланировка <адрес> г.Саратова соответствует санитарным, строительно – техническим, пожарным, градостроительным нормам и правилам, не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. В результате выполненных работ общая площадь исследуемой <адрес> незначительно увеличилась за счет выполненных работ по демонтажу перегородок, уточнения замеров, признаки реконструкции отсутствуют, коммуникации общего пользования не переносились. Произведенная перепланировка в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не нарушает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома.
Судом принимается экспертное заключение, поскольку заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате них выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, эксперт указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных.
Оснований не доверять выводам, изложенным в заключении эксперта, не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что перепланировка жилого помещения, произведенная истцом, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозы их жизни или здоровью.
Анализ собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что жилое помещение - <адрес> в г.Саратове следует сохранить в перепланированном состоянии с общей площадью 60,7 кв.м., жилой площадью 44,1 кв.м., без площадей лоджии.
В судебном заседании установлено, что истец Оксинь С.Г. самовольно произвела перепланировку квартиры. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (строительство гаража, строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительство строений и сооружений вспомогательного использования; изменение объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности).
Таким образом, исходя из указанных норм материального права, до начала перепланировки объекта истец обязана была обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на строительство и получить положительное заключение, поскольку разрешение на перепланировку, согласно п. 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 ("Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию") Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Этой возложенной Законом обязанности истец не исполнила, осуществив самовольную перепланировку квартиры.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровья.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом в отсутствие разрешительных документов и согласования с собственниками помещений, самовольно произвела перепланировку квартиры. Однако площадь занимаемого жилого помещения осталась прежней, интересы третьих лиц при этом не нарушены, не создает угрозы их жизни или здоровью, в связи с чем требования о сохранении в перепланированном состоянии квартиры по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь п.4 ст.29 ЖК РФ, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Сохранить в перепланированном состоянии квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 60.07 кв.м., жилой площадью 44, 1 кв.м., состоящей из следующих помещений: коридор – 6,0 кв.м., совмещенные санузел 5,3 кв.м., кухня 5,3 кв.м., жилая комната 15,0 кв.м, жилая комната 9, 5 кв.м., жилая комната – 19, 6 кв.м, лоджии 0,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2019 года.
Судья Ю.Ш. Зотова