Дело № 2-630/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Ивановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
06 сентября 2016 года гражданское дело по иску Нурмухаматовой Н.С. к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
установил:
Нурмухаматова Н.С. обратилась в суд с иском к АМО СП «Спаспоруб» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В обоснование иска указано, что была поставлена на учет 03.05.2003 года. 17 мая 2003 года над истцом было учреждено попечительство. 17 июня 2003 года постановлением главы администрации с. Спаспоруб была поставлена на учет во внеочередной список на получение жилья совместно с сестрой. 26 марта 2007 года постановлением администрации МР «Прилузский» попечительство на истцом было снято по достижении совершеннолетия. На сегодняшний день истец лишена возможности получения жилья, учитывая, что к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится. Учитывая изложенное обратилась в суд с настоящим иском.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Сектор опеки попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты РК по Прилузскому району.
Определением суда от 28.07.2016 года произведена замена ответчика с АСП «Спаспоруб» на АМО МР «Прилузский».
Истец в суде на удовлетворении требований, заявленных к АМР «Прилузский», об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения настаивает.
Представитель истца, действующая на основании доверенности, в ходе рассмотрения дела требования уточнила, просила предоставить Нурмухаматовой Н.С. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В судебном заседании поддерживает позицию истца.
Представитель ответчика АМО МР «Прилузский» в суде с требованиями Нурмухаматовой Н.С. не согласен.
Представитель третьего лица, Сектора опеки попечительства требования Нурмухаматовой Н.С. не признала, пояснив, что истец должна была обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения 23 лет, однако таким правом не воспользовалась, не имея на то уважительных причин.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личные дела Нурмухаматовой (Артамоновой) Н.С., суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что Артамонова (в связи с вступлением в брак фамилия изменена на Нурмухаматову) Н.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ у родителей ФИО1 и ФИО2.
Постановлением АМО «Прилузский район» от 27 мая 2003 года №, в связи с тем, что мать истца ФИО2 находилась в местах лишения свободы, а отец ФИО1 умер, попечителем над несовершеннолетней Артамоновой Н.С. назначена ФИО3
В связи с достижением совершеннолетия Артамоновой Н.С., ФИО3 освобождена от обязанностей попечителя над опекаемой.
Согласно справки Сектора опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию от 21.05.2014 года № Артамонова Н.С. была выявлена и принята на первичный учет в качестве, оставшейся без попечения родителей 03 мая 2003 года в Прилузском районе. Право пользования жилым помещением за Артамоновой Н.С. не сохранялось.
Поскольку до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение, в соответствии с законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», последняя обратилась в суд с настоящим иском.
Рассматривая правовую позицию истца, суд руководствуется следующим.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в т.ч. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что приговором Прилузского федерального районного суда РФ от 17.06.2002 года ФИО2, мать истца, признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ.
Согласно постановления Прилузского федерального районного суда РК от 10.02.2003 года условное осуждение в отношении ФИО2 отменено, последняя направлена для отбытия наказания на два года лишения свободы в колонию-поселение.
Свидетельством о смерти установлено, что ФИО1 (отец истца) умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЗАГСа Прилузского района Управления ЗАГСа РК).
Согласно ст. 33 ГК РФ (ред. от 10.01.2003г.) попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
27 мая 2003 года администрацией МО «Прилузский район» издано постановление №, согласно которого попечителем над несовершеннолетней Артамоновой Н.С. назначена ФИО3
Постановлением администрации с. Спаспоруб МО «Прилузский район» № от 17.06.2003 года Артамонова Н.С. поставлена во внеочередной список на получение жилья.
Справкой ОП № 18 МО МВД России «Сысольский» от 31.03.2014г. № установлено, что ФИО2 наказание отбывала в учреждении ФКУ ИК-18, освобождена условно 23 декабря 2005 года постановлением Кунгурского городского суда Пермской области от 13.12.2005г.
В силу ст. 39 ГК РФ орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.
Между тем, как следует из материалов дела, на основании постановления АМР «Прилузский» № от 26.03.2007 года ФИО3 освобождена от обязанностей попечителя над Артамоновой Н.С., в связи с достижением опекаемой совершеннолетия.
Справкой ГОУНПО ПУ № от 26.03.2007 году установлено, что Артамонова Н.С. являлась учащейся дневного обучения отделения группы 028 ПУ № г. Сыктывкара в период с 01.09.2005г. по 30.06.2008г. Артамонова Н.С. не находится на гос.обеспечении, не пользуется общежитием, обмундированием.
Из объяснений представителя АМР «Прилузский» следует, что Нурмухаматова Н.С. с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращалась, в данный список не включена.
В суде Нурмухаматова Н.С. пояснила, что не знала о том, что необходимо было обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением по вопросу постановки на учет для получения жилья до 23 лет. Кроме того, в октябре 2011 года у истца родился ребенок, в связи с чем, последняя не могла выехать в Прилузский район для того, чтобы написать заявление и собрать соответствующие документы.
Между тем, как пояснила в суде свидетель ФИО4, ранее она работала в Секторе опеки и попечительства Прилузского района, занималась в т.ч. вопросами постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО4 указала, что неоднократно разъясняла Нурмухаматовой Н.С. её право на обращение в органы местного самоуправления для включения в список лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений до достижения возраста 23 лет, однако, последняя данным правом не воспользовалась. Также свидетель указала, что в 2011 году у неё на приеме были сестры Артамоновы Н.С. и ФИО5, которым была дана консультация о постановке в очередь для получения жилого помещения, о чем имеется запись в журнале регистрации и обращений граждан. ФИО4 пояснила, что работа с ФИО5 (сестра истца) дала положительные результате, т.к. ей было предоставлено жилое помещение, в то время как Артамонова Н.С. так и не обратилась с заявлением и с соответствующими документами о постановке на учет на получение жилья. Свидетель также показала, что всеми возможными способами помогали детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей встать на учет: консультировали, помогали собирать документы и т.д.
Суд доверяет показаниям свидетеля, т.к. они согласуются с письменными материалами дела, кроме того, ФИО4 предупреждена об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Из представленных в суд документов следует, что последняя в 2016 году обращалась в администрацию МО ГО «Сыктывкара» Эжвинского района, к депутату Совета МО ГО «Сыктывкар» ФИО6 с вопросом о предоставлении жилого помещения, постановки на учет.
Ответами, данными Нурмухаматовой Н.С. на её обращения, разъяснялся порядок включения в список для предоставления жилых помещения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, судом установлено, что истец с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющей право на социальные гарантии, предусмотренные законодателем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не обращалась, учитывая, что постановка на указанный учет носит заявительный характер и должна быть реализована самим гражданином, которому положена социальная гарантия, до достижения им 23-летнего возраста. Правовое регулирование не предусматривает обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления самостоятельно, без заявления лиц указанной категории, осуществлять их постановку на данный учет.
Уважительных причин, объективно препятствующих Нурмухаматовой Н.С. в период до достижения 23-летнего возраста обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением по вопросу постановки на учет для получения жилья, не установлено. На момент подачи настоящего иска в суд истец достигла возраста 27 лет, в связи с чем, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, и положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на нее не распространяются.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке, поскольку после достижения 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в вышеуказанном Федеральном законе. При этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такому лицу жилое помещение.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и нормы Жилищного кодекса РФ.
Согласно внесенным изменениям, действующим с 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для лиц указанной категории отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (статья 92 Жилищного кодекса РФ), предоставление которых осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей с 01.01.2013, в частности предусмотрела, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной выше категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, в силу норм правового регулирования, вступивших в действие с 01.01.2013, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ с учетом внесенных в указанную статью изменений, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста. По достижении возраста 23 лет данные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Нурмухаматова Н.С. не была поставлена уполномоченным органом на соответствующий учет до достижения ею возраста 23 лет, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления не обращалась, на дату обращения к ответчику с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и на дату подачи настоящего иска в суд, ей исполнилось 27 лет, в связи с чем истцу надлежит отказать в удовлетворении иска.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск Нурмухаматовой Н.С. к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий