Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6991/2021 от 09.11.2021

Дело № 2а-6991/2021

УИД: 36RS0003-01-2021-003920-67

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2021 года г.Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Соловьеву Анатолию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением к Соловьеву А.А. с требованиями взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4380 руб., пени по транспортному налогу за 2015 г. за период с 20.12.2016 г. по 13.05.2018 г. в размере 650,68 руб., пени по транспортному налогу за 2016 г. за период с 07.02.2018 г. по 24.02.2019 г. в размере 247,18 руб., пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 04.02.2020 г. в размере 58,88 руб., а всего 5336,74 руб.

В обоснование иска указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, так как в его собственности находится транспортное средство, указанное в иске.

В установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога Соловьев А.А. не исполнил, в связи с чем Инспекция, в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени, и, руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ, выставила требования об уплате налогов и пени от 05.07.2019 г. № 35346 на сумму 2647,60 руб., от 05.02.2020 г. № 48581 на сумму 4380 руб., 58,80 руб.

Кроме того, задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г. взыскана с Соловьева А.А. в рамках судебных приказов №2а-663/16, № 2а-949/17, однако сумма задолженности в бюджет не поступила, в связи с чем налоговым органом были начислены пени, выставлено требование от 05.07.2019 г. № 35346 на сумму 2514,55 руб., 133,05 руб.

В связи с наличием вышеуказанных задолженностей, Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с настоящим иском.

Определением Левобережного районного суда г.Воронежа от 11.10.2021 г. административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Соловьеву Анатолию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени передано на рассмотрение в Коминтерновский районный суд г.Воронежа по подсудности.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Соловьев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил письменные возражения, согласно которым полагает, что истцом пропущен срок подачи искового заявления после отмены судебного приказа. Кроме того, ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в мае 2019 г. транспортное средство было реализовано Левобережным РОСП г.Воронежа.

С учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены налоговые ставки и сроки уплаты транспортного налога.

Судом установлено, что ответчик Соловьев А.А. является владельцем транспортного средства <данные изъяты>, (ДД.ММ.ГГГГ) года выпуска, государственный номер (№), в связи с чем он являлся плательщиком транспортного налога.

Налоговой инспекцией в адрес Соловьева А.А. было направлено налоговое уведомление № 29160266 от 10.07.2019 г. о необходимости уплаты налогов.

По истечении срока платежа недоимка по налогам в бюджет не поступила.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку налогоплательщиком налоги не были уплачены в установленный срок, в отношении него налоговым органом было выставлено требование № 10507 по состоянию на 05.02.2020 г. об уплате транспортного налога за 2018 г. в сумме 4380 руб., пени по налогу в сумме 58,88 руб., которое было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением.

Кроме того, истец указывает, что с Соловьева А.А. была взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г. в рамках судебных приказов №2а-663/16, № 2а-949/17, однако сумма задолженности в бюджет не поступила, в связи с чем налоговым органом налогоплательщику было выставлено требование № 35346 по состоянию на 05.07.2019 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме 2514,55 руб., 133,05 руб., которое было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу п. п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.

После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют судебные приказы о взыскании с Соловьева А.А. задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г., сведения об их исполнении, проверить законность и обоснованность начисления пени не предоставляется возможным.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Таким образом, поскольку административным истцом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для начисления пени по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г., а, соответственно, не доказаны обстоятельства выставления требования № 35346 по состоянию на 05.07.2019 г., оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчика пени по транспортному налогу за 2015 г. за период с 20.12.2016 г. по 13.05.2018 г. в размере 650,68 руб., пени по транспортному налогу за 2016 г. за период с 07.02.2018 г. по 24.02.2019 г. в размере 247,18 руб. не имеется.

В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ) за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.

Требование № 10507 по состоянию на 05.02.2020 г. указывало срок исполнения обязанности до 31.03.2020 года. Судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 18.09.2020 г., т.е. налоговым органом соблюден срок на выдачу судебного приказа по данным требованиям. Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 15.02.2021 г. отменен судебный приказ о взыскании с ответчика указанной задолженности. В Левобережный районный суд г.Воронежа с данным административным иском МИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась 12.08.2021 г. согласно штампу на конверте.

Таким образом, судом установлено, что срок для обращения налогового органа с административным иском о взыскании налогов и пени, в рассматриваемом случае, не пропущен, в связи с чем заявление ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с иском не состоятельно.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом принимается расчет, представленный МИФНС России № 17 по Воронежской области, который ответчиком не оспорен. В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части взыскания в пользу истца с ответчика Соловьева А.А. задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4380 руб., пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 04.02.2020 г. в размере 58,88 руб., а всего 4438 рублей 88 копеек.

Возражения ответчика Соловьева А.А. против исковых требований со ссылкой на то обстоятельство, что в мае 2019 г. транспортное средство было реализовано Левобережным РОСП г.Воронежа, не состоятельны, поскольку истцом заявлено о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени за 2015, 2016, 2018 г., в то время как ответчик указывает на реализацию автомобиля в мае 2019 г.

При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, сумма задолженности в размере 4438,88 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Соловьеву Анатолию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Соловьева Анатолия Александровича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <данные изъяты>, в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4380 руб., пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 04.02.2020 г. в размере 58,88 руб., а всего 4438 рублей 88 копеек.

Взыскать с Соловьева Анатолия Александровича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <данные изъяты>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 11.01.2022 года

Дело № 2а-6991/2021

УИД: 36RS0003-01-2021-003920-67

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2021 года г.Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Соловьеву Анатолию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением к Соловьеву А.А. с требованиями взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4380 руб., пени по транспортному налогу за 2015 г. за период с 20.12.2016 г. по 13.05.2018 г. в размере 650,68 руб., пени по транспортному налогу за 2016 г. за период с 07.02.2018 г. по 24.02.2019 г. в размере 247,18 руб., пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 04.02.2020 г. в размере 58,88 руб., а всего 5336,74 руб.

В обоснование иска указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, так как в его собственности находится транспортное средство, указанное в иске.

В установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога Соловьев А.А. не исполнил, в связи с чем Инспекция, в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени, и, руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ, выставила требования об уплате налогов и пени от 05.07.2019 г. № 35346 на сумму 2647,60 руб., от 05.02.2020 г. № 48581 на сумму 4380 руб., 58,80 руб.

Кроме того, задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г. взыскана с Соловьева А.А. в рамках судебных приказов №2а-663/16, № 2а-949/17, однако сумма задолженности в бюджет не поступила, в связи с чем налоговым органом были начислены пени, выставлено требование от 05.07.2019 г. № 35346 на сумму 2514,55 руб., 133,05 руб.

В связи с наличием вышеуказанных задолженностей, Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с настоящим иском.

Определением Левобережного районного суда г.Воронежа от 11.10.2021 г. административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Соловьеву Анатолию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени передано на рассмотрение в Коминтерновский районный суд г.Воронежа по подсудности.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Соловьев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил письменные возражения, согласно которым полагает, что истцом пропущен срок подачи искового заявления после отмены судебного приказа. Кроме того, ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в мае 2019 г. транспортное средство было реализовано Левобережным РОСП г.Воронежа.

С учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены налоговые ставки и сроки уплаты транспортного налога.

Судом установлено, что ответчик Соловьев А.А. является владельцем транспортного средства <данные изъяты>, (ДД.ММ.ГГГГ) года выпуска, государственный номер (№), в связи с чем он являлся плательщиком транспортного налога.

Налоговой инспекцией в адрес Соловьева А.А. было направлено налоговое уведомление № 29160266 от 10.07.2019 г. о необходимости уплаты налогов.

По истечении срока платежа недоимка по налогам в бюджет не поступила.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку налогоплательщиком налоги не были уплачены в установленный срок, в отношении него налоговым органом было выставлено требование № 10507 по состоянию на 05.02.2020 г. об уплате транспортного налога за 2018 г. в сумме 4380 руб., пени по налогу в сумме 58,88 руб., которое было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением.

Кроме того, истец указывает, что с Соловьева А.А. была взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г. в рамках судебных приказов №2а-663/16, № 2а-949/17, однако сумма задолженности в бюджет не поступила, в связи с чем налоговым органом налогоплательщику было выставлено требование № 35346 по состоянию на 05.07.2019 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме 2514,55 руб., 133,05 руб., которое было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу п. п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.

После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют судебные приказы о взыскании с Соловьева А.А. задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г., сведения об их исполнении, проверить законность и обоснованность начисления пени не предоставляется возможным.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Таким образом, поскольку административным истцом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для начисления пени по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г., а, соответственно, не доказаны обстоятельства выставления требования № 35346 по состоянию на 05.07.2019 г., оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчика пени по транспортному налогу за 2015 г. за период с 20.12.2016 г. по 13.05.2018 г. в размере 650,68 руб., пени по транспортному налогу за 2016 г. за период с 07.02.2018 г. по 24.02.2019 г. в размере 247,18 руб. не имеется.

В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ) за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.

Требование № 10507 по состоянию на 05.02.2020 г. указывало срок исполнения обязанности до 31.03.2020 года. Судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 18.09.2020 г., т.е. налоговым органом соблюден срок на выдачу судебного приказа по данным требованиям. Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 15.02.2021 г. отменен судебный приказ о взыскании с ответчика указанной задолженности. В Левобережный районный суд г.Воронежа с данным административным иском МИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась 12.08.2021 г. согласно штампу на конверте.

Таким образом, судом установлено, что срок для обращения налогового органа с административным иском о взыскании налогов и пени, в рассматриваемом случае, не пропущен, в связи с чем заявление ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с иском не состоятельно.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом принимается расчет, представленный МИФНС России № 17 по Воронежской области, который ответчиком не оспорен. В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части взыскания в пользу истца с ответчика Соловьева А.А. задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4380 руб., пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 04.02.2020 г. в размере 58,88 руб., а всего 4438 рублей 88 копеек.

Возражения ответчика Соловьева А.А. против исковых требований со ссылкой на то обстоятельство, что в мае 2019 г. транспортное средство было реализовано Левобережным РОСП г.Воронежа, не состоятельны, поскольку истцом заявлено о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени за 2015, 2016, 2018 г., в то время как ответчик указывает на реализацию автомобиля в мае 2019 г.

При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, сумма задолженности в размере 4438,88 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Соловьеву Анатолию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Соловьева Анатолия Александровича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <данные изъяты>, в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4380 руб., пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 04.02.2020 г. в размере 58,88 руб., а всего 4438 рублей 88 копеек.

Взыскать с Соловьева Анатолия Александровича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <данные изъяты>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 11.01.2022 года

1версия для печати

2а-6991/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 17 по Воронежской области
Ответчики
Соловьев Анатолий Александрович
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Анисимова Лилия Викторовна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
09.11.2021Передача материалов судье
09.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2021Подготовка дела (собеседование)
09.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2021Судебное заседание
11.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее