Дело № 2-4861/2012
А-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2013 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,
при секретаре Кауц Е.Я.,
с участием представителя Военного комиссариата Красноярского края Чихачева Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шевченко А.В. об оспаривании решения отдела военного комиссариата, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Шевченко А.В. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя требование тем, что в 2011 году ему выдан военный билет с установлением ему категории годности к военной службе – «Z» – ограниченно годен, в связи с наличием у него Z. В последующем он проходил лечение и в настоящее время его состояние здоровья улучшилось. В целях трудоустройства в органы внутренних дел он обратился в военный комиссариат для переосвидетельствования. 18 июня 2013 года ему направлен отказ, который он считает незаконным, нарушающим его право на проведение медицинского переосвидетельствования. Просит признать отказ незаконным и возложить на военный комиссариат обязанность организовать переосвидетельствование заявителя в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу, выдать военный билет в соответствии с категорией годности, установленной в результате переосвидетельствования.
В судебное заседание Шевченко А.В. не явился. В предыдущем судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель военного комиссариата Красноярского края Чихачёв Г.И., действующий на основании доверенности У от 27 декабря 20012 года, против оставления заявления без рассмотрения возражал, настаивал на рассмотрении заявления по существу. С заявлением не согласен. Суду пояснил, что в связи с изменением законодательства медицинское переосвидетельствование граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, не предусмотрено.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, рассмотрев дело в порядке гл. 25 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
От призыва на военную службу освобождаются граждане признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 23 Закона).
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, именно военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу. Заключение военно-врачебной экспертизы является обязательным для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
Как установлено судом, решением медицинской комиссии от 23 ноября 2010 года Шевченко А.В., 00.00.0000 года года рождения, установлена категория годности к военной службе «Z» (ограниченно годен) на основании ст. Z
00.00.0000 года Шевченко А.В. выдан военный билет с указанием категории годности «Z».
Обращаясь в суд с вышеизложенными требованиями, Шевченко А.В. ссылается на то, что в период с 2009 года по 2013 год состояние его здоровья улучшилось, в связи с чем он решил трудоустроиться на службу в органы внутренних дел, требующую изменения категории годности его к военной службе. Однако 18 июня 2013 года Военный комиссариат Красноярского края отказал Шевченко А.В. в проведении повторного переосвидетельствования.
Рассматривая дело, суд исходит из того, что в соответствии с положениями п.1 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
В силу п. 3 ст. 5.1 указанного Закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных впункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
При этом постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 886 в Положение о военно-врачебной экспертизе были внесены изменения, в соответствии с которыми абзац первый пункта 38 признан утратившим силу.
В прежней редакции в силу требований абзаца первого пункта 38 граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежали обязательному медицинскому освидетельствованию раз в 3 года.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и в соответствии со статьей 52 упомянутого Федерального закона зачисляются в запас.
Пунктом 4 ст. 52 предусмотрено, что гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Вместе с тем Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123 не предусмотрено медицинское освидетельствование граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе.
При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годными к военной службе, не является основанием для призыва на военную службу на общих основаниях, равно как и основанием для повторного прохождения медицинского освидетельствования, учитывая также, что заключение о признании ограниченно годным к военной службе заявителем оспорено не было, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, приходит к выводу, что Шевченко А.В., признанный ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в связи с этим взапас, не подлежит повторному медицинскому освидетельствованию в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Шевченко А.В. об оспаривании решения отдела военного комиссариата, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.Н. Вожжова
Копия верна: Т.Н. Вожжова