Дело № 2-1569/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевченко П.В.
при секретаре Демченко И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Киреевой Т.А. к Кирееву В.В. о признании договора купли-продажи заключенным и признании права собственности на объекты недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Киреевым Т.А. обратилась в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к Кирееву В.В. о признании договора купли-продажи сооружений и нежилого здания в отношении сооружения – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенного на земельных участках, с кадастровыми номерами №, № по адресу: <адрес>; сооружения – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; нежилое здание – ТП, назначение нежилое, площадью <данные изъяты> расположенного на земельном участке, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, заключенным и признании права собственности на указанное недвижимое имущество.
В судебное заседание истец Киреевым Т.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, на удовлетворении исковых требований настаивала.
В исковом заявлении требования Киреевой Т.А. мотивированы тем, что 10 марта 2016 года между Киреевой Т.А. и ответчиком Киреевым В.В. был заключен договор купли – продажи объектов недвижимости, а именно: сооружения – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты> м, сооружения – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты> м, нежилого здания – ТП, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. Согласно договору, указанные объекты недвижимости продаются за <данные изъяты> рублей, которые продавец получил от покупателя, до подписания указанного договора купли-продажи. Расчет произведен полностью. Материальных и иных претензий стороны друг к другу не имеют. Передача указанных объектов недвижимости была осуществлена до подписания настоящего договора без каких-либо передаточных актов. Договор принимает силу и значение акта приема – передачи. Стороны пришли к соглашению, что составление иного дополнительного документа не требуется. К техническому состоянию приобретаемого имущества покупатель претензий не имеет. То есть Киреевой Т.А. полностью выполнены обязательства по оплате указанной суммы за объекты недвижимости, что подтверждается распиской в получении денежных средств. С момента приобретения указанного имущества Киреевым Т.А. стала владеть и пользоваться им как своим собственным, данные объекты являются вспомогательными и необходимы для эксплуатации существующей базы отдыха. Также договором купли-продажи на продавца возложена обязанность по направлению в регистрационные органы указанного договора купли-продажи, а также предоставление покупателю правоустанавливающих документов на указанную недвижимость. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда Киреевым Т.А., фактически осуществляющая владение недвижимым имуществом не может оформить на него право собственности в установленном законом порядке. Истцу необходимо произвести государственную регистрацию права собственности на приобретенное недвижимое имущество, однако, препятствием к этому служит отсутствие правоустанавливающих документов на указанное в договоре недвижимое имущество, а ответчик уклоняется от регистрации и предоставления необходимых документов.
Ответчик Киреев В.В. в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без его участия, также указал, что не возражает против удовлетворения заявленных Киреевой Т.А. исковых требований.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Киреевой Т.А. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям:
В материалах дела имеет место копия договора купли-продажи сооружения и нежилого здания, имевшего место 10 марта 2016 года между Киреевым В.В. и Киреевой Т.А..
Пунктом 1 указанного договора установлено, что продавец Киреев В.В. продал, а покупатель Киреевым Т.А. купила сооружение – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенное на земельных участках, с кадастровыми номерами №, № по адресу: <адрес>; сооружение – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; нежилое здание – ТП, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Пунктом 2 данного договора установлено, что цена проданного нежилого здания, определенная по договоренности в размере <данные изъяты> рублей, которые покупатель передал продавцу в полном объеме до подписания настоящего договора. Расчет между сторонами произведен полностью. Материальных и иных претензий стороны друг к другу не имеют. Передача указанного нежилого здания - домик для отдыха была произведена до подписания договора купли-продажи. Договор имеет силу и значение акта приема-передачи. Стороны пришли к соглашению, что составление иного дополнительного документа не требуется.
Пунктом 7 договора установлено, что настоящий договор содержит весь объем соглашений между сторонами в отношении предмета настоящего договора, отменяет и делает недействительными все другие обязательства или представления, которые могли быть приняты или сделаны сторонами, будь-то в устной или письменной форме, до заключения настоящего договора.
Из искового заявления Киреевой Т.А. следует, что денежные средства за отчуждаемое имущество ответчик получил от нее, в полном объеме, до подписания договора купли-продажи от 04 сентября 2015 года, никаких претензий стороны друг к другу не имеют.
Данное обстоятельство подтверждается распиской Киреева В.В., согласно которой он получил от Киреевой Т.А. денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в качестве оплаты за проданные объекты недвижимости.
В соответствии с договором о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности от 04.03.2015 года Киреев В.В. переуступил Киреевой Т.А. все права и обязанности по договору аренды земельного участка № от 22.07.2005 года, в отношении земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для реконструкции и эксплуатации базы отдыха на 50 мет, по адресу: <адрес>. Договор зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно выводам, изложенным в акте строительно-технической экспертизы южного филиала ОАО «Госземкадастрсъемка – ВИСХАГИ» № от 25.10.2017 года, подпорная стена литер №, расположенная по адресу: <адрес>, по своему техническому состоянию, архитектурно-планировочным и конструктивным особенностям, угрозу для жизни и здоровья граждан не создает и соответствует СНиП.
Также согласно выводам, изложенным в акте строительно-технической экспертизы южного филиала ОАО «Госземкадастрсъемка – ВИСХАГИ» № от 23.10.2017 года, подпорная стена литер №, расположенная по адресу: <адрес>, по своему техническому состоянию, архитектурно-планировочным и конструктивным особенностям, угрозу для жизни и здоровья граждан не создает и соответствует СНиП.
В соответствии с выводами, изложенным в акте строительно-технической экспертизы южного филиала ОАО «Госземкадастрсъемка – ВИСХАГИ» № от 25.10.2017 года, завершенное строительством нежилое здание – ТП литер №, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям строительных норм и правил, предъявляемым к нежилым зданиям в части месторасположения относительно существующей застройки на прилегающих земельных участках, архитектурно-планировочного решения, конструктивного решения относительно антисейсмических мероприятий, санитарных и противопожарных требований соответствует. Нежилое здание – ТП, Литер №, по своему техническому состоянию, архитектурно-планировочным и конструктивным особенностям, угрозу для жизни и здоровья граждан не создает.
Статьей 8 ГК РФ, установлено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок.
Частью 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Статьями 454, 549, 550 ГК РФ, установлено, что существенными условиями предмета договора купли-продажи недвижимости является предмет договора - признаки, его идентифицирующие, цена договора.
Судом установлено, что между истцом и ответчиком, как сторонами договорных отношений были определены все существенные условия договора купли-продажи указанного имущества, более того, эти условия были фактически исполнены. Расчет произведен с продавцом по состоянию на дату заключения договора полностью. Наличие воли отчуждателя на заключение сделки, его правомочия подтверждаются письменными доказательствами, а произведенный расчет по договору и отсутствие каких-либо претензий к Киреевой Т.А. до настоящего времени со стороны третьих лиц либо самого продавца, свидетельствуют о том, что стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора. Он был заключен и исполнен, сделка фактически состоялась.
Согласно ч. 1 ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Статьей 550 ГК РФ, установлено, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии с ст. 551 ГК РФ государственной регистрации подлежит лишь переход права собственности к покупателю.
Тот факт, что свидетельство о государственной регистрации права на указанные объекты не было получено ответчиком, не лишает договор с истцом юридической силы. Договор купли-продажи состоялся, поскольку он был исполнен сторонами в полном объеме, и может быть признан судом заключенным.
В соответствии с ч. 3 ст. 551 ГК РФ, если одна из сторон уклоняется от Государственной регистрации перехода права собственности, регистрация производится на основании судебного решения по требованию другой стороны.
Согласно Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключённого между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом. Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
Частью 1 статьи 556 ГК РФ установлено, что в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что за истцом может быть признано право собственности, на приобретенное ей сооружение – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты> м, сооружение – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты> м, нежилое здание – ТП, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>
В материалах дела имеет место ходатайство ответчика Киреева В.В., согласно которому он не возражал против удовлетворения исковых требований Киреевой Т.А., то есть фактически признал их.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном случае, признание исковых требований может быть принято судом, поскольку оно не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В связи с чем, суд полагает, что исковые требования Киреевым Т.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Киреевой Т.А., удовлетворить полностью.
Признать договор купли-продажи сооружений и нежилого здания, в отношении сооружения – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенного на земельных участках, с кадастровыми номерами №, № по адресу: <адрес>, сооружения – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, нежилого здания - ТП, назначение нежилое, площадью <данные изъяты>, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, имевший место ДД.ММ.ГГГГ, между Киреевым В.В. и Киреевой Т.А., заключенным.
Признать за Киреевой Т.А. право собственности, на сооружение – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенное на земельных участках, с кадастровыми номерами №, № по адресу: <адрес>.
Признать за Киреевой Т.А. право собственности, на сооружение – подпорная стена, протяженностью <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Признать за Киреевой Т.А. право собственности, на нежилое здание – ТП, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты>, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для изготовления технических планов и последующего внесения Межмуниципальным отделом по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости относительно характеристик объектов недвижимости и прав на них.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Туапсинский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Шевченко П.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>