Дело № 2-313/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шилка 23 апреля 2012 года.
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сатиной И.П.
при секретаре Макаровой Ю.О.
с участием прокурора Харабуровой К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2, относящегося к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «<адрес>», <адрес> и Министерству финансов <адрес> об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилье на территории сельского поселения «Верхнехилинское»,
У С Т А Н О В И Л:
Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Яковлева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления главы администрации сельского поселения «Верхнехилинское» от ДД.ММ.ГГГГ № Яковлева Е.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади.
До настоящего времени истец не обеспечена жильем, проживает у знакомых, не обучается.
Просит суд обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» предоставить ФИО2 вне очереди благоустроенное жилую площадь не ниже установленных социальных норм на территории сельского поселения «Верхнехилинское», отвечающую санитарным и техническим требованиям а Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование приобретения жилого помещения Яковлевой Е.В. за счет средств бюджета Забайкальского края.
В судебном заседании представитель истца помощник Шилкинского межрайонного прокурора Харабурова К.Ю. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнений не имеет.
Истец Яковлева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом.
Правительство Забайкальского края в письменных возражениях, требования прокурора не признает, не согласно с привлечением его в качестве ответчика по делу, так как не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - ЗЗК «О бюджете <адрес> на 2011 год и плановый перио<адрес> 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50 638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «<адрес>» предусмотрено 2005,7 тысяч рублей.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Правительство Забайкальского края не является органом, который может представлять интересы казны субъекта в судах.
Просит признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Министерство финансов Забайкальского края исковые требования не признает, считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.
На 2012 год <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О бюджете <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес> 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 50638,8 тыс. рублей. Администрации муниципального района «<адрес>» предусмотрены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 2 000 000,0 тыс. рублей.
Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета <адрес> не установлено.
Предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью администрации муниципального района «<адрес>» и не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации и тем более финансовый орган субъекта, поскольку такие органы не наделены полномочиями на принятие решений о предоставлении жилья и заключение договоров социального найма.
Просит отказать в удовлетворении требований прокурора, рассмотреть дело без участия представителя.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчиков и истца.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5 Федерального закона №).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона №, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу требований п.п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо но окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти <адрес> по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей <адрес> от 18. 12.2009 №-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждение социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что рассматриваемое полномочие передано органам местного самоуправления муниципальных районов, а порядок финансового обеспечения органов местного самоуправления за счет субвенций из бюджета <адрес> утвержден <адрес>, суд приходит к выводу, что <адрес> полномочия в обозначенной сфере исполнены, в связи с чем, заявленные к Правительству требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного <адрес> финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с <адрес> «О наделении органов местного самоуправления и городских округов <адрес> государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», определен порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований.
На 2012 год <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О бюджете <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес> 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 50638,8 тыс. рублей. Администрации муниципального района «<адрес>» предусмотрены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 2 000 000,0 тыс. рублей.
Как установлено в судебном заседании, истец Яковлева Е.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Яковлевой Е.В. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Яковлева Е.В. была передана под опеку ФИО5 на основании постановления главы администрации муниципального района «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации сельского поселения «Верхнехилинское» от ДД.ММ.ГГГГ №, Яковлева Е.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по окончании срока опеки.
Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведения о регистрации права собственности истца на жилые помещения, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Яковлевой Е.В. исполнилось 18 лет, в связи с чем, полномочия опекуна прекратились.
В настоящее время истец проживает у знакомых, не обучается, имеет маленького ребенка.
Льготы по предоставлению жилья вне очереди детям-сиротам гарантированы государством.
До настоящего времени Яковлева не обеспечена жилой площадью, поэтому, жилое помещение ей должно быть предоставлено органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края по месту жительства, поскольку дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Перечисление денежных средств администрации муниципального района «Шилкинский район» Министерством финансов Забайкальского края на реализацию рассматриваемых полномочий не освобождает последнего от исполнения обязательств по перечислению субвенций для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по мере необходимости приобретения такого жилья, не зависимо от того, в полном ли объеме перечислены денежные средства муниципальному району в рамках предусмотренных бюджетом денежных средств.
С учетом изложенного, заявленные требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить частично исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора.
Обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование приобретения жилого помещения для ФИО2 за счет средств бюджета Забайкальского края.
Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район», после выделения денежных средств для обеспечения сироты жильем, предоставить ФИО2, относящейся к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди благоустроенное жилье на территории сельского поселения «Верхнехилинское», отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Шилкинский районный суд.
Судья И.П. Сатина
копия верна И.П. Сатина