Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 сентября 2016 года
Зейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца – ФИО1, ответчика – главы Чалбачинского сельсовета ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к главе Чалбачинского сельсовета ФИО2 о признании распоряжения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О выплате пенсии за выслугу лет» незаконным, возмещении незаконного удержания денежных средств, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском о признании распоряжения № 22 от 29 июля 2016 года «О выплате пенсии за выслугу лет» незаконным, возмещении судебных расходов по уплате госпошлины в сумме 300 руб., по проезду в г. Зея для оформления и подачи документов 1196 руб., морального ущерба в размере недовыплаченной пенсии – 11000 руб. В обоснование заявленных требований пояснил, что в сентябре 2015 года он был уволен с должности главы Чалбачинского сельсовета и написал заявление на выплату ему пенсии за выслугу лет, согласно п. 6 ст. 33 Устава Чалбачинского сельсовета. Общий срок замещения муниципальной должности составляет 12 лет 9 месяцев, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. На основании решения комиссии по вопросам муниципальной службы в соответствии с Уставом Чалбачинского сельсовета <Дата обезличена> ему назначена пенсия за выслугу лет в размере 22044 руб. 75 коп и с ноября 2015 года ежемесячно выплачивалась. <Дата обезличена> ему выплатили пенсию за выслугу лет за июль 2016 года половину от ранее назначенной пенсии на основании распоряжения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> главы Чалбачинского сельсовета ФИО2. Своими действиями глава Чабачинского сельсовета ФИО2 нарушает социальные гарантии выборного должностного лица, предусмотренные Уставом Чалбачинского сельсовета. На каком основании изменен размер пенсии за выслугу лет глава Чалбачинского сельсовета ФИО2 не объясняет.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнил ранее заявленные требования в части возмещения судебных расходов, просит возместить ему судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., по проезду в <адрес> – 2292 руб., незаконно удержанные денежные средства в размере 20620 руб. 06 коп.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, была привлечена администрация <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, указанных в иске, в дополнение пояснив, что глава Чалбачинского сельсовета – выборное должностное лицо, замещающее муниципальную должность Чалбачиснкого сельсовета, не является муниципальным служащим. При начислении пенсии за выслугу лет главе сельсовета, статью 25 «размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим» Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовета применять нельзя, поскольку это незаконно. В Уставе Чалбачинского сельсовета, Положении о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, не прописано, что размер пенсии за выслугу лет, установленный подпунктом 6.1.6. ст. 33 Устава Чалбачинского сельсовета уменьшается на размер страховой части пенсии. Глава Чалбачинского сельсовета ФИО2 пояснил, что он поговорил с главами и работниками администрации <адрес>, и ему показалось, что выплата ему (ФИО1) пенсии за выслугу лет была слишком большая, и он её уменьшил на 10310 руб. 03 коп, то есть произвел незаконное удержание части назначенной ему пенсии за выслугу лет.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, в обоснование возражений пояснив, что он заступил на должность главы Чалбачинского сельсовета <Дата обезличена>, изначально у него было очень много работы, он создал комиссию для решения вопроса о начислении пенсии ФИО1. В состав комиссии вошли: бухгалтера ФИО4, ФИО5, и главный специалист Чалбачинского сельсовета ФИО6. Поскольку он не так давно заступил на должность главы, то доверял такому составу комиссии, в частности, у ФИО6 имеется стаж работы порядка 13 лет, она отвечает за все финансовое положение, за все финансовые средства Чалбачанского сельсовета. После создания комиссии, размер пенсии был утвержден. Позднее, он консультировался с различными специалистами, с главами других поселений, которые его убедили в том, что размер пенсии ФИО1 был рассчитан неверно. С наступлением нового 2016 года, в январе – феврале 2016 у него было также очень много работы, с наступлением весны был весенний пожароопасный период, в связи с чем, проверять размер назначенной ФИО1 пенсии ему было некогда. Он обратился в администрацию <адрес>, однако специалисты администрации были в отпуске, при этом, специалистом администрации <адрес> ФИО7 была осуществлена проверка расчета начисленной ранее пенсии ФИО1, исходя из представленных документов, был сделан вывод о том, что изначально пенсия была начислена главным специалистом Чалбачинского сельсовета ФИО6 неверно. ФИО7 ему была выдана справка о неверном расчете пенсии, на основании чего, он приостановил действие распоряжения о выплате пенсии, поскольку исходя из этого расчета, происходила переплата пенсии за выслугу лет. В распоряжении им указано о том, что выплата пенсии ФИО1 является сомнительной, поскольку справка о перерасчете пенсии администрации <адрес> на дату вынесения распоряжения, еще не была утверждена. Считает свои действия правильными, поскольку не приостанови бы он выплату пенсии за выслугу лет, произошла бы еще большая её переплата. Новый расчет пенсии администрации <адрес> он получил не давно, поскольку при обращении в администрацию, специалисты находились в отпуске. Когда было издано распоряжение <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, истец был поставлен в курс дела, и у истца имелась возможность сразу обратиться в администрацию и решить этот вопрос мирным путем, а не в судебном порядке.
Представитель ответчика ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила. В судебном заседании <Дата обезличена> против удовлетворения заявленных исковых требований возражала в полном объеме, в обоснование возражений пояснив, что на основании заявления ФИО2 был осуществлен расчет муниципальной пенсии за выслугу лет ФИО1 на основании ст. 25, 26 Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, а также на основании ст. 33 Устава Чалбачинского сельсовета. Стаж муниципальной службы истца составляет 12 лет, согласно ст. 26 Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, при замещении муниципальной должности Чалбачинского сельсовета сроком свыше пяти лет - 75 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности, следовательно, процент среднемесячного денежного содержания составил 75 %, предельный размер среднемесячного денежного содержания муниципальным служащим, исчисляется пенсия за выслугу лет, то есть оклад 17290 рублей необходимо умножить на 75% и умножаем на 1,7 – на районный коэффициент к заработной плате служащего, что в итоге составляет 22044 руб. 75 коп. Данная сумма была в первом расчете. Однако, от указанной суммы необходимо было отнять страховую часть пенсии за минусом суммы валоризации, которую уплачивает государство. В итоге конечная сумма пенсии составила 11723 руб. 22 коп. Размер суммы страховой части пенсии был определен исходя из представленной Пенсионным Фондом справки. Сумма валоризации является разовым увеличением денежной оценки пенсионных прав граждан, имеющих стаж до 2002 года, это фиксированная сумма, которая увеличивается на имеющийся до 2002 года стаж. Кроме того, при перерасчете назначенной пенсии, она руководствовалась Положением о муниципальной службе <адрес>, однако указанное положение идентично Положению о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете. Положение о назначении и перерасчете пенсии за выслугу лет, было вынесено на основании областных законов <Номер обезличен>-ОЗ от <Дата обезличена>, а также на основании Федерального Закона <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. В соответствии со ст. 26 Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, сначала необходимо, исходя из п. 5, определить процент от выслуги лет, после чего, исходя из п. 8 ст. 26 Положения, Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», после чего необходимо применять п. 9 ст. 26 указанного Положения, в соответствии с которым, установление и выплата пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность Чалбачинского сельсовета, производится в порядке, установленном для муниципальных служащих Чалбачинского сельсовета. В соответствии с п. 1 ст. 25 Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном настоящей статьей, не учитываются суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пункт 6.1.6 ст. 33 Устава устанавливает только проценты, расчет устанавливается в соответствии с п. 6.1.7, <Дата обезличена>, который распространяется и на муниципальных служащих.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Закона Амурской области от 31 августа 2007 года № 364-03 «О муниципальной службе в Амурской области», определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области, установленным настоящим Законом. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего области по соответствующей должности государственной гражданской службы области. Установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи.
Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 4 ст. 33 Устава Чалбачинского сельсовета <адрес>, на главу сельсовета распространяются социальные гарантии выборного должностного лица.
В соответствии с п. 6.1.3. ст. 33 Устава, лицо, замещавшее муниципальную должность Чалбачинского сельсовета, имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета Чалбачинского сельсовета, исходя из размера денежного вознаграждения с учетом срока замещения муниципальной должности Чалбачинского сельсовета.
Согласно п. 6.1.4. ст. 33 Устава, право на пенсию за выслугу лет возникает с момента возникновения права на получение пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу п. 6.1.5. ст. 33 Устава, пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на муниципальной или государственной службе, замещения муниципальной или государственной должности на оплачиваемой основе, в период получения установленных муниципальных или государственных гарантий, связанных с прекращением полномочий или сокращением должностей либо ликвидацией соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 2 п. 6.1.6. ст. 33 Устава, лицу, замещавшему муниципальную должность Чалбачинского сельсовета, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: при замещении муниципальной должности Чалбачинского сельсовета сроком свыше пяти лет – 75% денежного вознаграждения по соответствующей должности.
В соответствии с п. 6.1.7. ст. 33 Устава, размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для соответствующей территории.
В силу п. 6.1.9. ст. 33 Устава, пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 6.1.10. ст. 33 Устава, установление и выплата пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность Чалбачинского сельсовета, производится в порядке, установленном для муниципальных служащих Чалбачинского сельсовета, с учетом особенностей предусмотренных настоящей статьей.
Аналогичные приведенным из Устава Чалбачинского сельсовета Амурской области нормы содержатся в ст. 26 Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, утвержденном Решением главы сельсовета № 68 от 25 сентября 2009 года.
При этом непосредственно порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет установлен ст. 27 названного Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете.
Так, указанной статьей установлено, что пенсия за выслугу лет устанавливается по заявлению лица, претендующего на нее, решением комиссии по вопросам муниципальной службы в Чалбачинском сельсовете по представлению главы Чалбачинского сельсовета (ч. 1).
Назначение, выплата, индексация и перерасчет пенсии за выслугу лет производятся уполномоченным органом в соответствии с положением, утверждаемым решением Чалбачинского сельского Совета народных депутатов (п. 4).
Таким образом, анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет лицу, замещающему муниципальную должность Чалбачинского сельсовета, должна назначаться главой Чалбачинского сельсовета на основании решения комиссии по вопросам муниципальной службы в Чалбачинском сельсовете, принятого в свою очередь на основании заявления лица, претендующего на пенсию за выслугу лет, при наличии оснований для назначения такой пенсии.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ФИО1 замещал муниципальную должность главы Чалбачинского сельсовета в Чалбачинском сельсовете <адрес> сроком 12 лет 9 месяцев.
После увольнения с указанной муниципальной должности ФИО1 обратился в Чалбачинский сельсовет <адрес> с заявлением о выплате ему пенсии за выслугу лет.
Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Чалбачинского сельсовета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в соответствии с Положением «О муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете» ФИО1 была установлена пенсия за выслугу лет с <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> главой сельсовета ФИО2 было вынесено распоряжение <Номер обезличен> о назначении пенсии за выслугу лет ФИО1, которым ФИО1, как лицу, замещавшему муниципальную должность главы Чалбачинского сельсовета, была назначена пенсия за выслугу лет в размере 22044 руб. 75 коп с <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> главой сельсовета ФИО2 было вынесено распоряжение <Номер обезличен> о выплате пенсии за выслугу лет ФИО1, которым действие распоряжения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> было приостановлено и до особого распоряжения установлено выплачивать ФИО1 пенсию за выслугу лет в размере <Номер обезличен> с <Дата обезличена>.
Истец просит признать названное распоряжение незаконным, поскольку им изменен размер пенсии за выслугу лет, что нарушает социальные гарантии выборного должностного лица, предусмотренные Уставом Чалбачинского сельсовета.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Так, издание распоряжений о назначении пенсии за выслугу лет, входит в компетенцию главы Чалбачинского сельсовета.
Названная пенсия в соответствии с Положением о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, утвержденном Решением главы сельсовета <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, должна назначаться главой Чалбачинского сельсовета на основании решения комиссии по вопросам муниципальной службы в Чалбачинском сельсовете.
До настоящего времени Положение о назначение, выплате, индексации и перерасчете пенсии за выслугу лет уполномоченным органом Чалбачинским сельским Советом народных депутатов не принято.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением главы Чалбачинского сельсовета ФИО2 <Номер обезличен> от <Дата обезличена> распоряжение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> было приостановлено, а не отменено или изменено, причем по смыслу спорного распоряжения, первоначальное распоряжение о назначении пенсии за выслугу лет приостановлено не в полном объеме, а частично, поскольку им установлено выплачивать ФИО1 пенсию за выслугу лет в размере <Номер обезличен> с <Дата обезличена>.
Как следует из смысла спорного распоряжения, а также из пояснений ответчика, первоначальное распоряжение было им приостановлено в целях избежания необоснованных выплат из бюджета, поскольку у него возникли сомнения в правильности установленного ФИО1 размера пенсии за выслугу лет.
При этом прямого запрета на возможность приостановления выплаты пенсии за выслугу лет по указанным основаниям ни в приведенных выше нормативных актах Чалбачинского сельсовета, ни в действующем законодательстве не предусмотрено.
Таким образом, анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания распоряжения главы Чалбачинского сельсовета ФИО2 <Номер обезличен> от <Дата обезличена> незаконным, не имеется, поскольку оно вынесено с соблюдением норм действующего законодательства, компетентным на то должностным лицом.
Довод же истца о том, что названным распоряжением нарушены социальные гарантии выборного должностного лица, предусмотренные Уставом Чалбачинского сельсовета, суд находит несостоятельным, поскольку из смысла названного распоряжения не следует, что размер пенсии за выслугу лет ФИО1 был изменен в связи с его перерасчетом, согласно оспариваемого распоряжения, его размер был уменьшен, но только до вынесения особого распоряжения, после принятия которого, истцу либо будет произведен перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет исходя из размера установленного в распоряжении от <Дата обезличена> в размере <Номер обезличен> коп, либо истец будет в праве оспорить основания его уменьшения в случае принятия распоряжения об уменьшении размера пенсии за выслугу лет, и взыскать недополученные денежные средства.
При этом решение о перерасчете либо снижении размера пенсии за выслугу лет по смыслу Положения о муниципальной службе в Чалбачинском сельсовете, утвержденного Решением главы сельсовета <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, должно быть изначально принято комиссией по вопросам муниципальной службы в Чалбачинском сельсовете, а не главой сельсовета единолично.
В связи с чем вопрос о действительном размере пенсии подлежащей выплате ФИО1 за выслугу лет не может быть предметом рассмотрения настоящего дела, поскольку указанные требования истцом не заявлялись, а спорным распоряжением окончательный ее размер не установлен. При этом вопрос об определении данного размера относится к компетенции комиссии по вопросам муниципальной службы в Чалбачинском сельсовете.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований в части признания распоряжения № 22 от 29 июля 2016 года «О выплате пенсии за выслугу лет» незаконным, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Поскольку нарушений прав ФИО1 в рамках настоящего дела установлено не было, более того, суду не представлено доказательств того, что ФИО1 понес какие-либо физические либо нравственные страдания, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о возмещении морального ущерба.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании незаконно удержанных денежных средств в размере 20620 руб. 06 коп, поскольку судом было установлено, что оспариваемое им распоряжение вынесено законно.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу было отказано, в силу ст. 98 ГПК РФ, не подлежат возмещению требования о взыскании судебных расходов, понесенных на оплату государственной пошлины и на проезд в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к главе Чалбачинского сельсовета ФИО2 о признании распоряжения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О выплате пенсии за выслугу лет» незаконным, возмещении незаконного удержания денежных средств, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья А.А. Плешков