Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-813/2019 от 06.03.2019

Судья Абрамочкина Г.В.     Дело № 33-813

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2019 г.                                         г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Старцевой С.А.,

при секретаре Поздняковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поликарпова Анатолия Григорьевича к Государственному учреждению – Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,

по апелляционной жалобе Поликарпова Анатолия Григорьевича на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 16 января 2019 г., которым ему отказано в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ – Орловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Шеварыкиной С.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Поликарпов А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ) о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

В обоснование требований указал, что является инвалидом II группы, в связи с чем имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Ссылался, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 и 2018 г.г. должно было быть осуществлено в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. и с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г., соответственно. Однако санаторно-курортное лечение до настоящего времени не предоставлено, поскольку не подошла его очередь.

Просил суд обязать ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2017 и 2018 г.г. сроком пребывания - лечения 42 дня.

Судом постановлено обжалуемое решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе Поликарпов А.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Автор жалобы указывает, что являясь инвалидом II группы, имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение один раз в год, однако ответчиком путевка не предоставляется.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).

Таким образом, правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 3 апреля 2014 г. № 686-О, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.

Таким образом, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объем финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.

Материалами дела подтверждается, что истец Поликарпов А.Г. является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.

08 июля 2014 г. Поликарпов А.Г. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением.

С 01 января 2018 г. Департаментом социальной защиты населения Орловской области электронная очередь была передана ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ, в связи с чем заявление Поликарпова А.Г. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение зарегистрировано под номером 920.

25 сентября 2018 г. Поликарпов А.Г. обратился в ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное за 2017-2018 г.г., на которое ему было сообщено о том, что путевка будет предоставлена с учетом установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Поликарпову А.Г. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение без соблюдения установленного порядка очередности предоставления в соответствии с регистрацией соответствующих обращений граждан, нарушает права иных получателей набора социальных услуг на равное социальное обеспечение и иные охраняемые законом интересы.

При этом истец продолжает сохранять право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, с учетом очередности регистрации заявления о предоставлении путевки.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены решения суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании приведенных норм материального права и направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 16 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Поликарпова Анатолия Григорьевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Абрамочкина Г.В.     Дело № 33-813

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2019 г.                                         г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Старцевой С.А.,

при секретаре Поздняковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поликарпова Анатолия Григорьевича к Государственному учреждению – Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,

по апелляционной жалобе Поликарпова Анатолия Григорьевича на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 16 января 2019 г., которым ему отказано в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ – Орловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Шеварыкиной С.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Поликарпов А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ) о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

В обоснование требований указал, что является инвалидом II группы, в связи с чем имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Ссылался, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 и 2018 г.г. должно было быть осуществлено в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. и с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г., соответственно. Однако санаторно-курортное лечение до настоящего времени не предоставлено, поскольку не подошла его очередь.

Просил суд обязать ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2017 и 2018 г.г. сроком пребывания - лечения 42 дня.

Судом постановлено обжалуемое решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе Поликарпов А.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Автор жалобы указывает, что являясь инвалидом II группы, имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение один раз в год, однако ответчиком путевка не предоставляется.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).

Таким образом, правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 3 апреля 2014 г. № 686-О, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.

Таким образом, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объем финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.

Материалами дела подтверждается, что истец Поликарпов А.Г. является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.

08 июля 2014 г. Поликарпов А.Г. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением.

С 01 января 2018 г. Департаментом социальной защиты населения Орловской области электронная очередь была передана ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ, в связи с чем заявление Поликарпова А.Г. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение зарегистрировано под номером 920.

25 сентября 2018 г. Поликарпов А.Г. обратился в ГУ – Орловское РО Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное за 2017-2018 г.г., на которое ему было сообщено о том, что путевка будет предоставлена с учетом установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Поликарпову А.Г. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение без соблюдения установленного порядка очередности предоставления в соответствии с регистрацией соответствующих обращений граждан, нарушает права иных получателей набора социальных услуг на равное социальное обеспечение и иные охраняемые законом интересы.

При этом истец продолжает сохранять право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, с учетом очередности регистрации заявления о предоставлении путевки.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены решения суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании приведенных норм материального права и направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 16 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Поликарпова Анатолия Григорьевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-813/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Поликарпов Анатолий Григорьевич
Ответчики
ГУ - Орловское отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Орловский областной суд
Судья
Должиков Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.03.2019Судебное заседание
28.03.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее