Дело № 2-253/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
10 июня 2014 года гражданское дело по иску администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» к Территориальному управлению Росимущества в РК о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
Администрация СП «Объячево» обратилась в суд к ТУ Росимущества в РК с иском о признании права муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Объячево» на земельную долю, ранее принадлежавшую Беляевой А.Н., площадью 6,2га с оценкой 108,5 баллогектар, входящую в состав земельного участка с кадастровым № 11:01:0000000:107 (предыдущий кадастровый № 11:01:0000000:90). Требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением главы администрации МО «Прилузский район» от 20.04.2000г. № 281 «О передаче земель в общую долевую собственность СХПК колхоз «Объячевский» и СХПК «Объячевский» были предоставлены земельные участки из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в общую долевую собственность 342 гражданам, в т.ч. Беляевой А.Н. (приложение № 3 к постановлению № 281 от 30.04.2000г.). При этом Беляева не распорядилась принадлежащей ей земельной долей с момента возникновения у нее права собственности. 18 декабря 2009 года Беляева А.Н умерла. Наследство, открывшееся в связи со смертью Беляевой, наследниками не принято. Между тем, администрация СП «Объячево» подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности указанным гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение 3-х и более лет подряд либо собственник которых умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (невостребованные земельные доли) и опубликовала 13.11.2012г. этот список в газете «Знамя труда», а также разместило на официальном сайте администрации МР «Прилузский» в сети «Интернет» - http://www.priluzie.ru. 27 февраля 2013г. в с. Объячево состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на 342 земельных участка категории «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым № 11:01:0000000:107 (предыдущий кадастровый № 11:01:0000000:90), расположенного по адресу: РК, Прилузский район, в границах Центрального и Загарского отделений бывшего СХПК «Объячевский», общей площадью 2 120 га, на котором был утвержден список невостребованных земельных долей. Земельная доля, ранее принадлежащая Беляевой А.Н., из общего числа 342, вошла в список невостребованных земельных долей и возражений о включении данной земельной доли в указанный список не поступало. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. При изложенных обстоятельствах АМО СП «Объячево» обратилась в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель ответчика в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела без их участия. Согласно представленного суду письменного отзыва в иске просит отказать по основаниям, в нем изложенным.
Представитель третьих лиц, собственников земельных долей СХПК «Объячевский», иск поддерживает и полагает необходимым принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев гражданские дела № 2-102/2014 и № 2-96/2014, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании ст. 11.2 ЗК, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации № 86 от 29.12.1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и № 708 от 04.09.1992 г. "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятых на основании Указа Президента Российской Федерации № 323 от 27.12.1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", а также согласно Указу президента Российской Федерации № 1767 от 27.10.1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные земли, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - работников предприятий.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы муниципального образования «Прилузский район» от 30.04.2000 года № 281 «О передаче земель в общую долевую собственность СХПК колхоз «Объячевский» и СХПК «Объячевский»:
1. Установлен дифференцированный размер земельной доли согласно расчета (приложение № 1), с учетом среднего показателя оценки качества сельхозугодий в Прилузском районе в следующих размерах:
- СПК «Колхоз Объячевский» 6,8 га с оценкой 139,4 баллогектара;
- СПК «Объячевский» 6,2 га с оценкой 108,5 баллогектара.
2. Переданы для ведения сельскохозяйственной деятельности в пользование:
- СХПК «Колхоз Объячевский» земельные участки в границах Читаевского и Тыдорского отделений ТОО «Объячевский» общей площадью 5 483 га, в т.ч. в общую долевую собственность земельные сельскохозяйственные угодья в количестве 1 795,2 га с их качественной оценкой 36 801,6 баллогектар;
- СХПК «Объячевский» - земельные участки в границах Центрального и Загарского отделений ТОО «Объячевский» общей площадью 4 216 га, в т.ч. общую долевую собственность земельные сельскохозяйственные угодья в количестве 2 120,4 га с их качественной оценкой 37 107 баллогектар.
3. Утверждены списки собственников земельных долей;
- СХПК «Колхоз Объячевский» - в количестве 264 человека;
- СХПК «Объячевский» в количестве 342 человека.
4. Рекомендовано собственникам земельных долей зарегистрировать свои права на земельную собственность в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5. СХПК «Колхоз Объячевский» и СХПК «Объячевский» постановлено обеспечить заключение договоров с собственниками земельных долей на передачу земли в складочный капитал предприятий, либо права пользования земельной долей в складочном капитале или других договор, предусмотренных действующим законодательством.
По сведениям МИФНС № 1 по РК, сельскохозяйственный производственный кооператив «Объячевский» прекратил деятельность (ликвидирован) вследствие банкротства, определением Арбитражного Суда РК от 21.11.2006г. конкурсное производство завершено и 05.12.2006г. СПК «Объячевский» снят с учета в налоговом органе; сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз Объячевский» прекратил деятельность 05.12.2002г., будучи ликвидирован по решению суда, и в тот же день снят с учета в налоговом органе.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. С учетом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 29.12.2010 года) земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий от 28 января 2003 года, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12.1 Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, в соответствии с пунктом 1 и 2 ст. 12.1 Закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Установлено, что постановлением Главы муниципального образования «Прилузский район» от 30.04.2000 года № 281 «О передаче земель в общую долевую собственность СХПК колхоз «Объячевский» и СХПК «Объячевский» был утвержден список граждан - членов - СХПК «Объячевский», которым предоставлены в собственность бесплатно земельные участки (земельные паи) в количестве 342 человек, согласно приложения № 3.
Как следует из указанного списка, каждому члену СХПК в собственность была передана земельная доля площадью площадью 6,2га с оценкой 108,5 баллогектар.
В данном списке под № 31 указана Беляева А.Н.
Между тем, выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.03.2014 года № 03/010/2014-256 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 11:01:0000000:107 (ранее 11:01:0000000:90) площадью 10788320 кв.м. разделен на 174 доли без выделения долей в натуре. При этом Беляева А.Н. в качестве собственника одной из долей не указана.
Согласно выписке из ЕГРП от 27.03.2014г. № 01/004/2014-2180, право собственности на вышеуказанную земельную долю, за Беляевой А.Н. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
В то же время, как следует из записи акта о смерти <данные изъяты> Беляева А.Н. умерла.
В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Оно включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, завещать его любым гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным образованиям, так и право лиц, призываемых к наследованию по завещанию или по закону, на получение наследственного имущества.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 29.05.2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (пункты 76, 77), при разрешении вопросов о праве наследодателя на земельную долю суд проверяет правомерность включения наследодателя в прилагавшийся к заявке трудового коллектива реорганизуемого колхоза, совхоза, приватизируемого сельскохозяйственного предприятия на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", а также пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса"), пунктом 7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"). В указанных случаях судам надлежит также выяснять, была ли земельная доля внесена наследодателем в уставный капитал реорганизованной сельскохозяйственной организации. Признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.
Из материалов наследственного дела № 02-07/303-2011 следует, что 08 декабря 2011 года к нотариусу Прилузского нотариального округа обратился Беляев Г.М. с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство, открывшееся в связи со смертью матери, Беляевой А.Н., умершей <данные изъяты>
Постановлением нотариуса от 08.12.2011г. в выдаче свидетельства о праве на наследство Беляеву Г.М. отказано по причине пропуска им шестимесячного срока для принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
Таким образом, наследство, открывшееся в связи со смертью Беляевой А.Н., наследниками не принято.
В силу ст. 1151 ГК РФ (в ред., действующей до 23.07.2013г.), в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 2 статьи 1151 ГК РФ, согласно которым в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23 июля 2013 года. При этом обратной силы положениям названного Федерального закона данной статьей не придано.
Учитывая, что данные спорные правоотношения возникли до вступления в силу Федерального законам от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", то положения пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в редакции от 23 июля 2013 года не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума ВС РФ, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, ФЗ от 24.07.2002г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельхозназначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными.
Отсюда, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком в рамках настоящего спора будет являться именно ТУ Росимущества в РК.
При этом довод ответчика о том, что спорная земельная доля является выморочным имуществом и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, на суть настоящего спора не влияет, поскольку спорное имущество до настоящего времени не принято Российской Федерацией в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным законом для выморочного имущества: в реестре федерального имущества не значится, свидетельство о праве на выморочное имущество налоговым органом не получено; доказательств иного суду не представлено.
Несостоятельным суд находит и довод ответчика о том, что производство по делу должно быть прекращено, т.к. данный спор неподведомственен суду общей юрисдикции, т.к. фактически является экономическим спором между публичными образованиями (юридическими лицами) по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о признании права муниципальной собственности на имущество - земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, собственник которой умер и не имеет наследников, то есть выморочное имущество, а, следовательно, спор вытекает из наследственных правоотношений.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о наследовании", дела, возникающие из наследственных правоотношений, связаны с переходом имущественных прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства от наследодателя к наследникам. Данные дела независимо от субъектного состава их участников и состава наследственного имущества подведомственны судам общей юрисдикции (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 22, пункт 5 части 1 статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, довод ответчика о том, что настоящий спор вытекает из экономических правоотношений, вследствие чего неподведомствен суду общей юрисдикции, является ошибочным, противоречит нормам материального и процессуального права.
Не может быть принят во внимание судом и довод ответчика о том, что иск надлежит оставить без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный законом досудебный порядок урегулирования спора; поскольку нормами действующего гражданского законодательства не предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, связанных с наследованием выморочного имущества.
Не содержит таковых требований и Земельный кодекс РФ, как и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Между тем, администрацией СП «Объячево» был подготовлен список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение 3-х и более лет подряд либо собственник которых умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (невостребованные земельные доли).
13 ноября 2012 года указанный список был опубликован в газете «Знамя труда», а также размещен на информационных щитах, расположенных на территории сельского поселения «Объячево».
Кроме того, в соответствии с требованиями закона, в тот же день (13.11.2012г.) данный список был размещен на официальном сайте администрации МР «Прилузский» в сети «Интернет» - http://www.priluzie.ru.
При этом, в течение трех месяцев с момента публикации принимались возражения лиц, считающих, что они или их земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей. Лица, заявившие возражения исключены из вышеназванных списков.
В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, 15 января 2013 года в газете «Знамя труда» АМО СП «Объячево» было опубликовано извещение о том, что 27.02.2013г. в здании районного центра культуры и досуга с. Объячево, Мира, 81 состоится общее собрание участников долевой собственности СХПК «Объячевский» в повестку дня которого включен, в т.ч., вопрос об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
27 февраля 2013г. в с. Объячево состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на 342 земельных участка категории «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым № 11:01:0000000:107 (предыдущий кадастровый № 11:01:0000000:90), расположенного по адресу: РК, Прилузский район, в границах Центрального и Загарского отделений бывшего СХПК «Объячевский», общей площадью 2 120 га, на котором был утвержден список невостребованных земельных долей в количестве 168.
Земельная доля, ранее принадлежащая Беляевой А.Н., из общего числа 168, была включена в список невостребованных земельных долей под № 15 и каких-либо возражений о включении данной земельной доли в указанный список не поступало.
Отсюда, суд приходит к выводу о том, что ТУ Росимущества в РК при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, формирования из них земельного массива, был соблюден; спорная земельная доля правильно отнесена к невостребованным земельным долям; поскольку спорное имущество до настоящего времени не принято Российской Федерацией в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным законом для выморочного имущества: в реестре федерального имущества не значится, свидетельство о праве на выморочное имущество налоговым органом не получено; возражений в письменном виде в орган самоуправления поселения о том, что спорная земельная доля необоснованно включена в список невостребованных, не подавалось; в то время как орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка (АМО СП «Объячево») наделен правом на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.
Следовательно, требования истца о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, являются законными и обоснованными.
Таким образом, рассмотрев дело по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» к Территориальному управлению Росимущества в РК о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Объячево» на невостребованную земельную долю, ранее принадлежащую Беляевой Анне Николаевне, площадью 6,2га с оценкой 108,5 баллогектар в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 11:01:0000000:90, расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий