ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2012г. г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Казаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Завгородней Л.И. , Сухановой Н.А. , Квач Р.Т. к МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа», МКУ «Управление образования» МО «Северобайкальский район», Министерству образования и науки Республики Бурятия о понуждении привести в соответствие с установленным минимальным размером оплаты труда размер заработной платы, произвести перерасчет заработной платы,
Установил:
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах Завгородней Л.И., Сухановой Н.А., Квач Р.Т. обратился в суд с иском к МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа», МКУ «Управление образования» МО «Северобайкальский район», Министерству образования и науки Республики Бурятия о понуждении привести в соответствие с установленным минимальным размером оплаты труда размер заработной платы, произвести перерасчет заработной платы.
В судебном заседании прокурор Бочарова Е.Н. иск поддержала по указанным в иске основаниям и пояснила, что в ходе проверки установлено, что заработная плата работников Завгородней Л.И., Сухановой Н.А., Квач Р.Т. МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» в период с июня по август 2012г. при полной выработке нормы труда составляла с учетом районного коэффициента 50%, северной надбавки 70% и других стимулирующих выплат- у Завгородней Л.И. 3 0 88,11 рублей при окладе в сумме 2 300 рублей, у Сухановой Н.А. 2 950 рублей при окладе 2 950 рублей, Квач р.Т. 3 304 рубля при окладе 2 950 рублей, при установленном МРОТ в июне 2012г.- 5 338 рублей, в июле 2012г.- 6 693 рублей.Региональным соглашением между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия и союзами работодателей Республики Бурятия "О минимальной заработной плате в республике Бурятия" от 26 июля 2010 г. N 020-000061 минимальная месячная заработная плата в Республике Бурятия с 1 января 2011 года установлена в размере 5338 рублей.В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Исходя из содержания определения Верховного суда РФ №56-611-10 от 29.07.2011г. заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, должна быть определена в размер не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. В нарушение указанных требований трудового законодательства заработная плата указанных работников МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» в период с июня по августа 2012г. при полной выработке нормы труда без учета районного коэффициента и северной надбавки с учетом стимулирующих выплат ниже установленного МРОТ в указанный период. Ответчиками нарушены права Завгородней, Сухановой, Квач, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, подлежит перерасчету работникам заработная плата за период с июня по август 2012г. Сухановой Н.А.- за июнь 2012г. в сумме 2 338 рублей, Квач Р.Т.- за июнь,август в сумме 4 068 рублей. Просит обязать ответчиков привести в соответствие с установленным МРОТом размере заработной платы истцов, понудить произвести перерасчет заработной платы Сухановой Н.А. за июнь 2012г. в сумме 2 338 рублей, Квач Р.Т. за июнь,август 2012г. в сумме 4 068 рублей.
Истцы Завгородняя Л.И. и Квач Р.Т. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Истец Суханова Н.А., представители МБОУ «Ангоянская СОШ», МКУ «Управление образования МО «Северобайкальский район» в судебное заседание не явилась, были извещены о времени и месте судебного заседания, представитель Министерства образования и науки РБ просит дело рассмотреть в их отсутствие. Суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Из отзыва начальника МКУ «Управление образования» МО «Северобайкальский район» П. следует, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может быть установлен размер минимальной заработной платы в более высоком, по сравнению с федеральным МРОТ, размере. Он может применяться для работников, которые трудятся на территории субъекта, за исключением персонала организаций, финансируемых из федерального бюджета. Он устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте (ч. 2 - 3 ст. 133.1 ТК РФ). 26 июля 2010 года между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия и Союзами работодателей Республики Бурятия заключено Региональное соглашение, согласно которому с 01 января 2011 года минимальная месячная заработная плата в Республике Бурятия устанавливается в размере 5 338 рублей. В силу ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В том значении, которое вытекает из системного толкования текста Регионального соглашения, речь идет о том, что месячная заработная плата любого работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 2 вышеуказанного соглашения - минимальная месячная заработная плата в Республике Бурятия - минимальное вознаграждение за труд, включающее в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).Установление должностного оклада в размере ниже минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением, не является нарушением требований ст.ст. 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку должностной оклад является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Заработной же платой признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и на территориях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Установление зарплаты в размере ниже МРОТ не является нарушением требований ст. ст. 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 03.10.2012г. представитель МКУ Управление образования МО «Северобайкальский район» Федорченко А.Ю. (по доверенности) с иском не согласился, пояснял, что с учетом доплат и надбавок компенсационного характера и стимулирующих выплат заработная плата истцов не ниже установленного в Республике Бурятия. Установление должностного оклада ниже размера МРОТ не явлется нарушением, поскольку оклад является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Что входит в состав заработной платы.
Директор МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» Васильева С.И. в судебном заседании 03.10.2012г. также с иском не согласилась, пояснила, что в минимальный размер оплаты труда входят все стимулирующие выплаты. Фонд оплаты труда утверждается на учебный год в начале сентября. Ежемесячный фонд оплаты труда на весь коллектив школы, если будут удовлетворены требования истцов, младший обслуживающий персонал будет получать зарплату больше, чем учителя. Школа получает деньги из федерального бюджета через Министерство образование РБ и ГУО Северобайкальского района РБ, школа не решает самостоятельно вопросы по финансированию. Просит в иске отказать.
Представитель Министерства образования и науки Республики Бурятия в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания. Из отзыва представителя ответчика следует, что Министерство образования и науки Республики Бурятия с иском не согласно. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и
другие законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1сентября 2007 года) из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключено определение минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда). Следовательно, с 1 сентября 2007 года в величину установленного минимального размера оплаты труда включаются все выплаты по заработной плате, предусмотренные системой оплаты труда (тарифные ставки, оклады (должностные оклады): доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате; доплаты и надбавки стимулирующего характера и системы премирования).Аналогичное разъяснение дано в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 июня 2007 года № 1558-17 (копия письма прилагается).В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010г., по вопросам, возникающим из трудовых правоотношений, Верховным судом России было первоначально дано разъяснение, на которое ссылается истец. Необходимо отметить, что постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г. указанное разъяснение было отозвано. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время позиция высшего судебного органа общей юрисдикции по данному вопросу совпадает с официальными разъяснениями федеральных органов исполнительной власти и соответствует действующему трудовому законодательству России. Считают, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием оснований. Согласно п.2 статьи 53 Федерального закона РФ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно
определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных
учреждений. То есть расчет заработной платы работникам муниципальных
учреждений осуществляется на основании нормативных актов органов
местного самоуправления. При начислении заработной платы обязательно учитываются районный коэффициент, северные надбавки, а также другие возможные доплаты и надбавки. Сумма всех совокупных выплат, производимых работнику, отработавшему за расчетный период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), должен быть не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (в Республике Бурятия - 5338,0 руб.).Финансирование общеобразовательных школ Республики Бурятия производится из республиканского бюджета в виде субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Размер предоставляемых субвенций для местных бюджетов рассчитывается в соответствии с нормативами, установленными Законом Республики Бурятия и количества учащихся на 1 сентября учебного года. Руководитель общеобразовательного учреждения самостоятельно формирует и утверждает штатное расписание учреждения и тарификацию учителей в пределах доведенного фонда оплаты труда.
Таким образом, только уполномоченные представители органов местного самоуправления муниципального образования «Северобайкальский район» могут и должны дать пояснения на предмет соответствия расчета заработной платы истцов муниципальным нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы оплаты труда работников подведомственных школ. Просит в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Установлено, что Завгородняя Л.И. работает в качестве сторожа-дворника в МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа». Заработная плата Завгородней Л.И. в МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» в период с июня по август 2012г. при полной выработке нормы труда при окладе в 2 300 рублей без учета районного коэффициента 50%, северной надбавки 70% и других стимулирующих выплат, составляет 3 088рублей 11 копеек. Суханова Н.А. работает в качестве завхоза в МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа». Заработная плата Сухановой Н.А. в МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» в период с июня по август 2012г. при полной выработке нормы труда при окладе в 2 950 рублей без учета районного коэффициента 50%, северной надбавки 70% и других стимулирующих выплат, составляет 2 950 рублей. Квач Р.Т. работает в качестве повара в МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа». Заработная плата Квач Р.Т. в МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» в период с июня по август 2012г. при полной выработке нормы труда при окладе в 2 950 рублей +12% за вредные условия труда, без учета районного коэффициента 50%, северной надбавки 70% и других стимулирующих выплат, составила 3 304 рубля( недоначислено за июнь и август по 2034 рубля), итого недоначислено 4068 рублей, при установленном минимальном размере оплаты труда, установленном в Республике Бурятия в июне 2012г.-5338 руб., в августе – 6693рубля.
Согласно ч.2 ст.146, ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно Регионального соглашения от 26.07.2010 г. №020-000061 между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия и Союзами работодателей Республики Бурятия «О минимальной заработной плате в Республике Бурятия» минимальная месячная заработная плата в Республике Бурятия устанавливается с 01 января 2011 года в размере 5 338 руб.
В силу ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
То есть Трудовым кодексом РФ допускается установление окладов (тарифных ставок),как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, данном случае не менее действующего размера МРОТ. Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Согласно определения Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2011 г. №56-В11-10 при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Учитывая, что заработная плата Завгородней Л.И., Сухановой Н.А., Квач Р.Т. в заявленный период составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о понуждении ответчиков привести в соответствие с установленным минимальным размером оплаты труда размер заработной платы истцов, а также понуждении МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» и МКУ «Управление образования» МО «Северобайкальский район» произвести перерасчет заработной платы в отношении Сухановой Н.А. и Квач Р.Т. в указанном иске размере, поскольку работодателем является школа, а утверждает ежемесячный фонд оплаты труда, штатное расписание школы МКУ «Управление образования» МО «Северобайкальский район».
Руководствуясь ст.ст.234,235 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Министерства образования и науки Республики Бурятия, МКУ «Управление образования» МО «Северобайкальский район», МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» привести в соответствие с установленным минимальным размером оплаты труда размер заработной платы Завгородней Л.И. , Сухановой Н.А. , Квач Р.Т. .
Обязать МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа» и МКУ «Управление образования» МО «Северобайкальский район» произвести перерасчет заработной платы в отношении Сухановой Н.А. за июнь 2012г. в размере 2 338 рублей, в отношении Квач Р.Т. в сумме 4 068 рублей за июнь, август 2012года.
Заочное решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение 1-ого месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Ответчик в случае несогласия с принятым решением вправе подать в Северобайкальский городской суд Республики Бурятия заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения, указав причины неявки в судебное заседание и основания, по которым ответчик не согласен с принятым решением.
Решение принято в окончательной форме 18.11.2012г.
Судья Н.Г. Рабдаева