дело № 3а-625/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2016 г. г. Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
с участием прокурора Московской областной прокуратуры Смирновой М.В.
при секретаре Коньшиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щетинина Андрея Сергеевича о нарушении избирательных прав,
у с т а н о в и л :
Щетинин А.С. 29 июня 2016 года обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о нарушении избирательных прав.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района Московской области» в результате объединения территорий городских поселений Мытищи и Пироговский и сельского поселения Федоскинское был создан городской округ Мытищи. В силу действующего законодательства, а именно ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» преобразование муниципальных образований путем объединения влечет создание вновь образованного муниципального образования, что в силу статьи 34 названного закона предусматривает проведение выборов в орган местного самоуправления вновь образованного муниципального образования не позднее шести месяцев со дня его создания. Однако в предусмотренный законом шестимесячный срок (до 06 апреля 2016 года) выборы не проводились, избирательная комиссия не сформирована, чем нарушено его, Щетинина А.С., активное и пассивное избирательное право. Просит признать незаконным бездействия избирательной комиссии Московской области, обязать принятия решения по формированию избирательной комиссии и назначить выборы в Совет депутатов городского округа Мытищи в срок не позднее 19 июля 2016 года, обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании административный истец полностью поддержал заявленные требования и дополнил, что избирательная комиссия на территории муниципального образования не действует, муниципальное образование Мытищи было упразднено, следовательно, Совет депутатов муниципального образования прекратил свое действие с 29 декабря 2015 года, поэтому принятое Советом депутатов муниципального образования 13 января 2016 года решение о переименовании Совета депутатов муниципального образования в городской округ Мытищи не легитимно.
Представитель Избирательной комиссии Московской области извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, иных представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Привлеченные к участию в деле представитель Совета депутатов городского округа Мытищи по доверенности Моисеева Л.В. возражала против заявленных требований, полгала, что в целом не имеется оснований для проведения муниципальных выборов.
Представитель Территориальной избирательной комиссии города Мытищи Сырбова Е.В. возражала против заявленных требований, указала, что ТИК города Мытищи действует на основании решения Избирательной комиссии Московской области от 09 декабря 2015 года №247/3321-5. Муниципальные выборы назначаются по решению Совета депутатов, но такого решения представительным органом муниципального образования в 2016 году принято не было, оснований для назначения выборов не имеется.
Представитель Главного управления территориальной политики Московской области Губанова Ю.М. полагала, что в удовлетворении требований должно быть отказано по основанию, приведенному в отзыве.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района Московской области» в результате объединения территорий городских поселений Мытищи и Пироговский и сельского поселения Федоскинское был создан городской округ Мытищи.
Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 13 января 2016 года №31/1 был создан представительный орган вновь образованного городского округа Мытищи путем переименования Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области. Решение недействующим не признано.
Согласно Устава городского округа Мытищи Совет депутатов городского округа состоит из 25 депутатов. В соответствии с Уставом Мытищинского муниципального района, представительный орган состоял из 19 депутатов.
Согласно ст. 12, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, гарантии его осуществления устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 статьи 23 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Частью 3 той же статьи предусмотрено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случае нарушения указанных прав, устанавливает Федеральный закон от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее – Федеральный Закон №138-ФЗ).
В силу ч. 1 статьи 1 Федерального закона №138-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:
- законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
- представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
-в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
- полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
- законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
- истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
- отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
- муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
- органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
- в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 3 названного Федерального закона порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Суд полагает, что установленных в указанной норме оснований в данном случае не имеется.
Законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района», принятым в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ, преобразованы муниципальные образования Мытищинского муниципального района Московской области путем их объединения в городское поселение.
Согласно ст. 1 Закона объединены территории городского поселения Мытищи, городского поселения Пироговский и сельского поселения Федоскинское без изменения границ территории Мытищинского муниципального района.
Поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, полномочия органов местного самоуправления каждого из объединяемых поселений в результате объединения прекращены.Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Мытищинского муниципального района, наделено статусом городского округа – городской округ Мытищи.
В соответствии со ст. 2 Закона МО №147/2015-ОЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Мытищинского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступили к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом №131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.
Полномочия, связанные с исполнением бюджетов, в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года исполняли органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Мытищинского муниципального района.
Таким образом, Законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ предусмотрено исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа Мытищи действующими органами местного самоуправления Мытищинского муниципального района. Данный не оспаривался.
Как следует из вышеприведенного Закона, границы объединенной территории полностью совпали с границами Мытищинского муниципального района. Абсолютное совпадение границ усматривается также из описания границ Мытищинского муниципального района в Законе Московской области от 29 декабря 2004 года №198/2004-ОЗ «О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» и описания границ городского округа Мытищи в Законе Московской области от 16 декабря 2015 года №227/2015-ОЗ «О границе городского округа Мытищи».
Совпадение границ объединенного муниципального образования с границами муниципального района привело к тому, что органы местного самоуправления этого муниципального образования в случае их создания должны были бы осуществлять одновременно полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения муниципального района. Такие характеристики муниципального образования соответствуют понятию городского округа как оно изложено в части 1 статьи 2 Федерального закона №131-ФЗ.
При этом до принятия Закона МО №147/2015-ОЗ в Мытищинском муниципальном районе действовал сформированный на состоявшихся 14 сентября 2014 года и дополнительных муниципальных выборах состоявшихся 13 сентября 2015 года представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов Мытищинского муниципального района, состоящий из 19 депутатов и наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия Совета истекают в 2019 году. Депутаты Совета депутатов Мытищинского муниципального района избраны непосредственно населением, проживающим на территории Мытищинского муниципального района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании, выполняют свои обязанности в полном объеме, количественный состав депутатов является правомочным.
Как указано выше, Законом Московской области №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района» предусмотрено исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа Мытищи действующими органами местного самоуправления Мытищинского муниципального района – без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона МО №147/2015-ОЗ городской округ Мытищи не является вновь образованным муниципальным образованием, а преобразован путем изменения статуса существовавшего муниципального образования в связи с наделением его статусом городского округа, с возложением исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа Мытищи на действующие органы местного самоуправления Мытищинского муниципального района.
Довод административного истца на то, что городской округ Мытищи является вновь образованным муниципальным образованием в силу положений части 8 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ, содержащую ссылку на часть 3 той же статьи, суд считает несостоятельным, поскольку в указанной норме предусмотрен случай создания вновь образованного муниципального образования, осуществленного путем объединения двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований. В данном случае в связи с указанным совпадением границ городского округа Мытищи и Мытищинского муниципального района не имеется иных муниципальных образований, чьи границы могли (или не могли) быть изменены в результате объединения поселений.
В случае наделения объединенного муниципального образования статусом городского округа Мытищи Законом МО №147/2015-ОЗ в результате объединения поселений они утрачивают статус муниципальных образований, при этом прекращаются полномочия их органов местного самоуправления и должностных лиц каждого из объединяемых поселений.
Преобразованное путем объединения поселений муниципальное образование не просто не влечет изменения границ иных муниципальных образований, но полностью совпадает своими границами с границами Мытищинского муниципального района.
В связи с изложенным не возникает предусмотренных п.3 части 16 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования – Совета депутатов Мытищинского муниципального района, наделенного вступившим в законную силу Законом МО №147/2015-ОЗ полномочиями по решению установленных Федеральным законом №131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 09 декабря 2015 года №247/3321-5 сформирована территориальная комиссия города Мытищи в составе 12 членов с правом решающего голоса, сроком на 5 лет.
В соответствии с частью 1 сватьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Согласно части 4 названной статьи полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Частью 3 статьи 12 Закона Московской области №46/2013-ОЗ от 04 июня 2013 года «О муниципальных выборах в Московской области» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Московской области, принятому на основании обращения Совета депутатов этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию или на участковую избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае, если на территории муниципального образования отсутствует Совет депутатов муниципального образования, полномочия избирательной комиссии муниципального образования возлагаются на территориальную избирательную комиссию решением Избирательной комиссии Московской области, принятым на основании обращения главы муниципального образования. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной избирательной комиссии изменению не подлежит.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования городской округ Мытищи избирательная комиссия городского округа организует подготовку и проведение муниципальных выборов местного референдума.
Таким образом, муниципальная избирательная комиссия формируется при назначении местного референдума и законодательно предусмотрено возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования по организации подготовки и проведению муниципальных выборов на действующую территориальную комиссию муниципального образования.
Согласно действующих норм закона в силу статьи 10 ФЗ№67, статьи 23 ФЗ№131, Закона МО «О муниципальных выборах» и Устава городского округа Мытищи муниципальные выбору назначаются решением Совета депутатов городского округа. Основания для проведения на территории городского округа Мытищи в 2016 году муниципальных выборов отсутствовали, следовательно, отсутствовали и основания для формирования муниципальной избирательной комиссии.
Поскольку в данном случае не установлено нарушений конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п.1 статьи 1 Федерального закона №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь 243-244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
требования Щетинина Андрея Сергеевича о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Московской области, обязании принятия решения по формированию избирательной комиссии и назначения выборов в Совет депутатов городского округа Мытищи и обращения решения к немедленному исполнению - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья М.Ю. Елизарова