Решение от 27.02.2023 по делу № 02а-0399/2023 от 27.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

27.02.2023 года Замоскворецкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Хайретдиновой Н.Г., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-399/2023 по административному исковому заявлению фио Рафаила-оглы к Министерству юстиции РФ об отмене распоряжения о нежелательности пребывания на адрес,

УСТАНОВИЛ:

фиоР.-оглы обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции РФ об отмене распоряжения о нежелательности пребывание на адрес.

В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что он является гражданином адрес, приговором Соликамского городского суда адрес от 04.09.2017г. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком 1 год в колонии-поселения. Наказание отбывал в ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по адрес. При этом был освобожден из мест лишения свободы и убыл в адрес. Вместе с тем, административный истец полагает, что судимость погашена, а он перестал создавать реальную угрозу обществу, либо общественному порядку, здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, распоряжение Минюста РФ подлежит отмене.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ранее представил письменные возражения на административный иск, в которых возражал против отмены распоряжения, указывая на то, что наличие семьи не является основным критерием, по которому административному истцу, возможно, разрешить въезжать на адрес.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на адрес.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996  114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на адрес, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что граждан адрес, 04.09.2017 г. осужден Соликамским городским судом адрес по ч. 2 ст. 167 УК РФ к наказанию в виде 1 года лишения свободы.

Судимость погашена 03.09.2021 г.

На момент вынесения оспариваемого распоряжения действовало Постановление Правительства РФ от 07.04.2003  199, которым утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которому, к числу таких органов исполнительной власти ранее относился Министерство юстиции России.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений были закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004  1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007  171.

Согласно пункту 3 Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Закона  114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021  1390 утвержден порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, а также утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которому, к числу таких органов исполнительной власти ранее относился Министерство юстиции России, а Постановление Правительства РФ от 07.04.2003  199 и приказ Минюста России от 20.08.2007  171, были отменены, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 23.08.2021  1390.

Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

27.07.2018 г. Министерством Юстиции РФ вынесено распоряжение  5366-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению и мест лишения свободы», согласно которому принято решение о нежелательности пребывания фиоР-оглы, паспортные данные, являющегося гражданином адрес, на адрес, без указания срока его действия.

Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003  3-П указано, что непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Наличие непогашенной судимости за совершение на адрес преступлений является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 15.08.1996  114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002  62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Законодательное регулирование возможности принятия решения о признании нежелательным пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на адрес согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации указанным выше принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров Российской Федерации, в частности, Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.1985), что подтверждает право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (п. 1 ст. 2), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, суд, учитывая, что судимость по приговору суда от 04.09.2017г.  в настоящее время погашена, после совершения данного преступления фиоР.-оглы сделал соответствующие выводы, иных преступлений не совершал, обратного в ходе рассмотрения дела установлено не было,  с учетом установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что фиоР.-оглы в настоящее время перестал создавать реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения, основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, поэтому распоряжение подлежит отмене.

При вынесении решения суд учитывает, что вопреки приведенным выше нормам в оспариваемом распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации также не был указан срок, на который пребывание (проживание) фиоР.-оглы, на адрес признано нежелательным (срок погашения судимости), поскольку именно с этим обстоятельством государство связывает соответствующую угрозу для безопасности государства и общественного порядка, права и законным интересам граждан и иных лиц со стороны иностранного гражданина, позволяющие установить в отношении него ограничительные меры; то есть фактически административным ответчиком пребывание (проживание) административного истца в Российской Федерации признано нежелательным бессрочно, что явно нарушало права административного истца на личную и семейную жизнь, поскольку иное является чрезмерным вмешательством со стороны публичных властей в права судимого иностранного гражданина на уважение семейной жизни, не отвечающим требованию соблюдения необходимого баланса публичного и частных интересов.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд, -

 

РЕШИЛ:

 

Отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 27.07.2018г.  5366-рн «О нежелательности  пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», принятое в отношении гражданина адрес  фио Рафаила оглы, паспортные данные.

 

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

Судья                                                                                            . . ░░░░░░░░░░░░

 

 

░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.04.2023 .

02а-0399/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено частично, 27.02.2023
Истцы
Байрамов А.Р.
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
Суд
Замоскворецкий районный суд
Судья
Хайретдинова Н.Г.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
27.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее