2-469/2019
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
31 января 2019 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО8,
с участием представителя истца ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:12:000000:9814, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поз. по ГП 26, (категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства) в порядке наследования по закону.
В обоснование исковых требований истец указала, что на основании Решения исполнительного комитета Симферопольского городского Совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Изединову Рефату для строительства и обслуживания жилого дома был предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поз. по ГП 26. Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 90:12:000000:9814.
ДД.ММ.ГГГГ Изединов Рефат умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АП №.
Истец, ФИО2, является наследником первой очереди по закону к имуществу умершего отца - Изединова Рефата. Наследников имущества по завещанию не имеется.
Истец обращалась в нотариальную палату Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым с заявлением о принятии наследственного имущества. Нотариусом ФИО10 было открыто наследственное дело за №. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство истцу было отказано, в связи с отсутствием правоподтверждающего документа - государственного акта о праве собственности на земельный участок, принадлежавший наследодателю.
Спорный приусадебный земельный участок был передан в частную собственность ФИО12 на основании Постановления Верховного Совета ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе», пункт 4 которого возлагал на местные Советы народных депутатов обязанность предоставить земли гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в ходе земельной реформы и осуществить закрепление их прав на владение или пользование землей в порядке, установленном Земельным кодексом.
Таким образом, по состоянию на 1998 год государственный акт ФИО12 на указанный земельный участок не выдавался на основании пункта 6 Декрета ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, однако само по себе Решение Совета о передаче земельного участка в собственность свидетельствовало о приобретении ФИО12 права собственности на указанный земельный участок в апреле 1998 года.
Истец, уведомленная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела, в суд не явилась, направила представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд представителя не направил, предоставлены возражения в которых указано, что отсутствуют сведения о том, что у наследодателя при жизни возникло право собственности на жилой дом распложенный на спорном участке, в связи с чем в удовлетворении иска просят отказать.
Третье лицо нотариус ФИО10, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась.
Третье лицо МКУ Департамент развития муниципальной собственности, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела, представителя в суд не направил.
Выслушав мнение представителя истца, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в ФИО4 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», <адрес> считается принятой в ФИО4 с даты подписания Договора между Российской ФИО6 и Республикой Крым о принятии в ФИО4 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации - новых субъектов - с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии пунктом 1 статьи 23 ЗК ФИО7, право владения или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, издаваемыми и регистрируются сельскими, поселковыми, районными, городскими Советами народных депутатов.
Пунктом 1 Декрета ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ устанавливалось, что сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам ФИО7 в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом ФИО7.
Из содержания пункта 3 названного Декрета следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
Согласно абзаца 1 статьи 22 ЗК ФИО7, право собственности на землю или право пользования предоставленной земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
Из анализа указанных норм права следует, что моментом возникновения права собственности на землю являлось установление землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего это право.
Абзацем 1 статьи 23 ЗК ФИО7 предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
При этом, пунктом 6 Декрета ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено действие статьи 23 Земельного кодекса ФИО7 относительно собственников земельных участков определенных статьей 1 этого Декрета.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с мнением истца о том, что таким образом, по состоянию на 1998 год государственный акт ФИО12 на спорный земельный участок не выдавался на основании пункта 6 Декрета ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, однако само по себе решение совета о передаче земельного участка в собственность свидетельствовало о приобретении ФИО12 права собственности на указанный земельный участок в апреле 1998 года.
Земельным кодексом ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом ФИО3 «О приватизации земельных участков», получить ш определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
На основании Решения исполнительного комитета Симферопольского городского Совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Изединову Рефату для строительства и обслуживания жилого дома был предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поз. по ГП 26. Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 90:12:000000:9814.
ДД.ММ.ГГГГ Изединов Рефат умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АП №.
Истец, ФИО2, является наследником первой очереди по закону к имуществу умершего отца - Изединова Рефата. Наследников имущества по завещанию не имеется.
Изединовым Рефатом не был получен государственный акт о праве собственности на принадлежавший ему на основании Решения исполнительного комитета Симферопольского городского Совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поз. по ГП 26.
Однако, указанный приусадебный земельный участок был передан в частную собственность ФИО12 на основании Постановления Верховного Совета ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе», пункт 4 которого возлагал на местные Советы народных депутатов обязанность предоставить земли гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в ходе земельной реформы и осуществить закрепление их прав на владение или пользование землей в порядке, установленном Земельным кодексом.
Таким образом, по состоянию на 1998 год государственный акт ФИО12 на указанный земельный участок не выдавался на основании пункта 6 Декрета ФИО3 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, однако само по себе Решение Совета о передаче земельного участка в собственность свидетельствовало о приобретении ФИО12 права собственности на указанный земельный участок в апреле 1998 года.
Истец обращалась в нотариальную палату Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым с заявлением о принятии наследственного имущества. Нотариусом ФИО10 было открыто наследственное дело за №. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство истцу было отказано, в связи с отсутствием правоподтверждающего документа - государственного акта о праве собственности на земельный участок, принадлежавший наследодателю.
Согласно п.1 ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст.1118 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1222 ГК ФИО7 наследниками по завещанию и по закону могут быть физические лица, которые являются живыми на время открытия наследства, а также лица, которые были зачаты при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Наследниками по завещанию могут быть юридические лица и другие участники гражданских отношений.
Согласно ст. 1268 ГК ФИО7 наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его. Не допускается принятие наследства с условием или с оговорками.
Согласно части п. 5 ст. 1268 ГК ФИО7 независимо от времени принятия наследства оно принадлежит наследнику со времени открытия наследства.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 настоящего Кодекса. Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства.
Учитывая, что в судебном заседании суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок принадлежал наследодателю Изединову Рефату, умершему ДД.ММ.ГГГГ, а также то обстоятельство, что истец в приняла наследство путем фактического вступления во владение наследственным имуществом, поскольку зарегистрирована по адресу спорного участка и подала заявление о принятии наследства, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности в порядке наследования, третье лицо нотариус ФИО10, третье лицо МКУ Департамент развития муниципальной собственности, удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:12:000000:9814, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поз. по ГП 26, (категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства) после смерти
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Максимова