Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4928/2018 ~ М-4366/2018 от 28.09.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2018г. г. Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,

при секретаре Дробжеве В.С.,

с участием представителя административного истца Таразанова И.А.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г.о. Самара УФССП России по Самарской области Корнеевой B.C. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4928/18 по административному исковому заявлению АО «Тандер» к судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г. Самары о признании незаконным и оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец АО «Тандер» обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г.о. Самара УФССП России по Самарской области Корнеевой B.C., в котором просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора от 17.09.2018г.

В обоснование заявленных требований указал, что начальником ОСП Промышленного района г. Самары в отношении АО «Тандер» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, согласно которому АО «Тандер» не исполнило решение суда в срок немедленно, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

С данным постановлением административный истец не согласен, поскольку к момент предъявления требования об исполнении решения суда еще не истек установленный в нем срок (до 21.09.2018г.). Постановление о возбуждении исполнительного производства Обществу не было направлено. Решение суда было исполнено, о чем Общество проинформировало заинтересованное лицо с предоставлением подтверждающих документов.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены заинтересованные лица: УФССП России по Самарской области, СРОО «Русконтроль».

    В судебном заседании представитель административного истца АО «Тандер» по доверенности Таразанов И.А. административное исковое заявление поддержал в полном объёме, просил заявленные требования удовлетворить, дал пояснения, аналогичные, изложенным в описательной части решения. Дополнительно пояснил, что о принятом решении суда по гражданскому делу №2-350/2018 было известно, не было сведений о том, что решение суда вступило в законную силу и направлено на принудительное исполнение. ОА «Тандер» известно о наличии исполнительного производства с 10.09.2018г. – даты вручения первоначального требования. 17.09.2018г. судебный пристав-исполнитель в офисе АО «Тандер» вручила требование от 17.09.2018г. и постановление о возбуждении исполнительного производства. Решение суда по настоящее время не исполнено, так как необходим длительный период времени для согласования с руководством порядка оплаты публикации решения суда.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района г. Самары Корнеева В.С. в судебном заседании административный иск не признала, в удовлетворении иска просила отказать, поскольку в решении суда указано, что АО «Тандер» должен исполнить решение суда в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с чем, в первоначальном требовании от 10.09.2018г. не указан срок исполнения, в требовании от 17.09.2018г. указан срок принудительного исполнения решения суда. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника простой почтой, иных доказательств вручения постановления должнику нет.

    Представители заинтересованных лиц УФССП России по Самарской области, СРОО «Русконтроль» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление АО «Тандер» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

При этом исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 5 указанного Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 6 указанного Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательство установлено, что решением Промышленного районного суда г. Самары от 24.01.2018г. по гражданскому делу №2-350/18 частично удовлетворены исковые требования Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» к АО «Тандер» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признаны противоправными действия АО «Тандер», осуществляющего свою деятельность в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Самара, ул. Кирова д. 261, выразившиеся в реализации 02 сентября 2017г. продовольственного товара с истекшим сроком годности, суд обязал АО «Тандер» прекратить противоправные действия по реализации некачественных и опасных пищевых продуктов в отношении неопределенного круга потребителей; в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей информацию о решении суда путем публикации ее в средствах массовой информации. Решение вступило в законную силу 01.03.2018г.

20.06.2018 года судебным приставом исполнителем ОСП Промышленного района г. Самары на основании исполнительного листа ФС№025890156, выданного Промышленным районным судом г. Самары, возбуждено исполнительное производство №63044/18/147238 в отношении должника АО «Тандер» в пользу взыскателя Самарская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Русконтроль», предмет исполнения: обязать АО «Тандер» довести до сведения потребителей информацию о решении суда путем публикации её в средствах массовой информации.

Согласно постановления о возбуждении исполнительного производства от 20.06.2018г. должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно Письму ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 (ред. от 11.05.2016) "Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора" (утв. ФССП России 07.06.2014) постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Как указано в пункте 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора утвержденных приказом ФССП РФ 08 июля 2014 года N 0001/16, постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес должника АО «Тандер» в материалах исполнительного производства отсутствуют.

10.09.2018г. судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г. Самары Корнеевой В.С. вынесено требование по исполнительному производству № 63044/18/197415 в отношении должника АО «Тандер» об исполнении решения суда без указания срока для исполнения решения суда. Данное требование получено АО «Тандер» 10.09.2018г.

17.09.2018г. судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г. Самары Корнеевой В.С. вынесено требование по исполнительному производству № 63044/18/197415 в отношении должника АО «Тандер» об исполнении решения суда с указанием срока для его исполнения – 21.09.2018г. Данное требование получено АО «Тандер» 17.09.2018г.

17.09.2018г. судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г. Самары Корнеевой В.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 63044/18/197415 с должника АО «Тандер» в размере 50 000 руб.

Анализируя выше перечисленные положения закона, следует, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Одним из необходимых условий для применения в отношении должника указанной санкции является установление с его стороны виновных действий по неисполнению исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что штрафная санкция в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, была применена в отсутствии доказательств, подтверждающих вручение должнику постановления о возбуждении исполнительного производства и установления срока для добровольного исполнения решения суда, а так же до истечения срока, установленного в требовании от 17.09.2018г. для добровольного исполнения решения суда (21.09.2018г.). В данном случае виновное противоправное бездействие должника АО «Тандер» в неисполнении решения суда отсутствует, в связи с чем, оспариваемое им постановление не может быть признано законным и обоснованным.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализируя выше изложенное, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары Корнеевой B.C. от 17.09.2018г. по исполнительному производству № 63044/18/197415 о взыскании исполнительского сбора с АО «Тандер» подлежит отмене.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление АО «Тандер» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования АО «Тандер» к судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г. Самары о признании незаконным и оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары Корнеевой B.C. от 17.09.2018г. по исполнительному производству № 63044/18/197415 о взыскании исполнительского сбора с АО «Тандер».

Отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары Корнеевой B.C. от 17.09.2018г. по исполнительному производству № 63044/18/197415 о взыскании исполнительского сбора с АО «Тандер».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.10.2018 г.

Председательствующий: подпись Бакаева Ю.В.

Копия верна.

Судья: Секретарь:

2а-4928/2018 ~ М-4366/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Тандер"
Ответчики
судебный пристав - исполнитель ОСП промышленного района г Самара Корнеева В.с.
Другие
СРОО "Русконтроль"
УФССП России по Самарской области
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бакаева Ю. В.
Дело на сайте суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
28.09.2018Регистрация административного искового заявления
28.09.2018Передача материалов судье
01.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2018Судебное заседание
18.10.2018Судебное заседание
25.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее