Дело № 2-1288/2016
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 10 февраля 2016 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Матвеевой Г.Р., с участием помощника Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецовой А.Ю., представителя Администрации Родионовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области и Администрации Верх-Исетского района об обязании организовать ликвидацию свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области и Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о возложении обязанности по проведению очистки земельного участка. В обоснование исковых требований указано, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на земельном участке с кадастровым номером ***. На указанном участке в точках с географическими координатами *** обнаружена несанкционированная свалка шин пневматических автомобильных отработанных, отходов из жилищ несортированных, продукции из натуральной древесины, утратившей потребительские свойства, что подтверждается экспертным заключением ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» № 219 от 30 октября 2015 года. Согласно данным Земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга земельный участок, на котором обнаружено складирование отходов, расположен в кадастровом квартале с кадастровым номером ***, государственная собственность на данный земельный участок не разграничена. Учитывая вышеизложенное, а также морфологический состав отходов на свалке, следует вывод об образовании данных отходов в результате жизнедеятельности населения. Просит обязать ответчиков организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале с кадастровым номером *** в точках с географическими координатами ***.
В судебном заседании старший помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области Кузнецова А.Ю. поддержала исковые требования по предмету и основаниям, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, свалка не ликвидирована. Считает, что администрация района обязана участвовать в ликвидации свалки. Свалка расположена рядом с заправкой, но земельный участок не находится в собственности частных лиц. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме к надлежащему ответчику.
Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Лазарева С.С., действующая на основании доверенности от ***, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом и в срок. Представлен отзыв, согласно которому с исковыми требованиями Министерство не согласно, поскольку прокурором не определен земельный участок, на котором имеется свалка. Вопросы организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и озеленения территории городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа. Администрация района города является территориальным органом Администрации города Екатеринбурга и осуществляет на территории района исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции. Соответственно организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией городского округа и ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения прав, возлагается на муниципальное образование.
Суд с учетом мнения сторон в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Представитель ответчика Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Родионова Т.Ю., действующая на основании доверенности от ***, в судебном заседании представила отзыв, согласно которому Администрация является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку земельный участок расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположен в пределах границ города Екатеринбурга, на территории которого действуют Правила благоустройства № 29/10, согласно которым собственники земельных участков обязаны обеспечить в том числе вывоз мусора. 22 декабря 2015 года между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и Муниципальным образованием «город Екатеринбург» подписано соглашение о порядке взаимодействия при взыскании задолженности по договорам аренды земельных участков, а также освобождению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и представленных для размещения нестационарных торговых объектов. Указанное соглашение не влечет возникновение прав и компетенции в отношении земельных участков. Обязанность лежит на собственниках зданий, сооружений и земельных участков и (или) уполномоченных ими лиц. Свердловская область не передавала муниципальному образованию права пользования и распоряжения данным земельным участков, не возлагала бремя содержания данной территории, в том числе несение расходов бюджета города на осуществление мероприятий, связанных с уборкой данной территории и вывозу мусора. Принятие соответствующих мер относится к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти. В судебном заседании представитель Администрации возражения отзыва поддержала. Просила в удовлетворении требований прокурора к Администрации отказать.
Заслушав помощника прокурора, представителя Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Статьями 12 и 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06 октября 2015 года главным специалистом МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга» Урусовой А.А. и ведущим специалистом МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга» Романовской А.А. был осуществлен выезд и обследование земельного участка с кадастровым номером ***, расположенном вблизи здания *** ул. Зоологическая в *** в связи с обращением Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры. В ходе обследования, проведенного в 10:43 часов 06 октября 2015 года, установлено, что на территории обследуемого земельного участка выявлены несанкционированные свалки. Основной объем размещенных отходов составляют следующие виды отходов: отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные, шины пневматические автомобильные отработанные. По результатам обследования составлен акт /л.д. 19-23/.
Также 29 октября 2015 года проведено аналогичное обследование. Выявлены аналогичные несанкционированные свалки. По результатам обследования составлен акт /л.д. 14-17/.
Из экспертного заключения *** по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, подготовленного ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» ***, общая площадь складирования вышеуказанных отходов составляет 40 кв.м, общих объем размещенных отходов 7-8 куб.м.
Материалами дела подтверждается, что указанный земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный вблизи здания ***, на котором выявлено складирование отходов и бытового мусора, расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, указанное сторонами не оспаривается, доказательств иному суду не представлено.
Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 11 и 24 ч. 1 ст. 16).
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Часть 2 ст. 13 данного Федерального закона устанавливает, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп. 12, 25, п. 2 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Екатеринбург», принятого Решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 года № 8/1, к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального образования, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронений твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09 июня 2009 года № 15/6, администрация района города Екатеринбурга образуется в соответствии с Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», является территориальным органом Администрации города Екатеринбурга и осуществляет на территории района города Екатеринбурга исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции. Пунктом 6 указанного положения установлено, что администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий, в том числе участвует в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории района, участвует в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, участвует в организации благоустройства и озеленения территории района.
Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга является территориальным органом администрации г. Екатеринбурга, осуществляет на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, на которой обнаружено несанкционированное складирование отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории района. Кроме того, Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обязана участвовать в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории района.
Кроме того, п. 10 раздела 3 Муниципальной программы «Экология и природные ресурсы муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы», утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга № 3956 от 21 ноября 2013 года, мероприятия по предотвращению образования несанкционированных свалок и из ликвидации возложены на администрации районов, не менее 400 свалок ежегодно. На данные мероприятия выделено соответствующее финансирование. При этом в указанной программе не указано, что полномочия администрации районом несут только в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 26-П от 13 октября 2015 года (п. 4.2), в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале с кадастровым номером *** (а именно в точках с географическими координатами ***) должна быть возложена на Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.
При этом суд не соглашается с доводом Администрации о том, что 22 декабря 2015 года между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием «город Екатеринбург» подписано Соглашение о порядке взаимодействия при взыскании задолженности по договорам аренды земельных участков, а также освобождению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и предоставления для размещения нестационарных торговых объектов, поскольку рассматриваемый спор не вытекает из распоряжения земельными участками.
Неисполнение Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга требований земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, наличие захламления земельного участка способно повлечь распространение пожаров, уничтожение флоры и фауны и иные тяжкие последствия. Расположение бытовых и строительных отходов в местах, не предназначенных для этого, вблизи населенного пункта и жилых помещений нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию: здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указание ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, требования прокурора к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Законных оснований для удовлетворения требований к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** (░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ***).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░