Петрозаводский городской суд Дело № 5-454/11-8
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 июня 2011 гола город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Петров Андрей Николаевич, при секретаре Кольенен И.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее, ОАО «РЖД»), юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10 июня 2011 г. ОАО «РЖД» в административных помещениях цеха эксплуатационного локомотивного депо <адрес> Дирекции тяги – структурного подразделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», расположенном по адресу: <адрес> - допустило нарушения требований санитарного законодательства, а именно: ст.ст. 2, 11,24, 25 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.6, 4.8, 7.21 СП 2.5.1334-03 «Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта», п.п.4.1, 4.2, 4.3, 4.10, 6.16 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
По данному факту Октябрьским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее, ОТО Управления Роспотребнадзора) было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ.
Материалы дела направлены ОТО Управления Роспотребнадзора на рассмотрение в Петрозаводский городской суд.
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО4 вину Общества в правонарушении признала, пояснила, что в настоящее время ведутся работы по ремонту помещений, в которые в ближайшее время будут переведены работники административных помещений здания, приостановление деятельности здания повлияет на безопасность движения на обслуживаемом депо <адрес> участке железной дороги.
Представитель ОТО Управления Роспотребнадзора по доверенности Ситченко Н.В. в суде пояснила, что проверкой установлено совершение ОАО «РЖД» правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, по результатам проверки никакого предписания об устранении выявленных нарушений Обществу Роспотребнадзором не выдавалось, просила применить наказание в виде административного приостановления деятельности.
Представитель потерпевших по делу ФИО6 в судебном заседании пояснил, что в здании цеха эксплуатации <данные изъяты> на первом этаже находится пескосушка, при работе которой во всех помещениях цеха чувствуется постоянный запах гари, помещения задымлены, в воздухе имеются частицы пыли. Пескосушилка находится в здании уже много лет, но негативные последствия начали проявляться последний год, в связи с чем они и обратились в Роспотребнадзор. Просил не приостанавливать деятельность объекта, поскольку это негативно скажется на безопасности движения на железной дороге. Пояснил, что в настоящее время Обществом уже принимаются меры к перемещению офисных помещений в другое здание.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Учитывая, что данная норма содержится в главе 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность», следовательно, объектом охраны данной статьи будет являться здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении лицами, эксплуатирующими жилые и общественные помещения, здания, сооружения, либо транспорт, санитарно-эпидемиологических требований.
Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к ответственности по статье 6.4 КоАП РФ возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
Положениями статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 11 настоящего закона указывается, что в обязанности юридических лиц входит выполнение требований санитарного законодательства.
Статья 25 настоящего закона определяет санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, в соответствии с которыми условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Пунктами 4.6, 4.8 СП 2.5.1334-03 определено, что цеха и участки мойки, окраски, сушки, пропитки, обдувки сжатым воздухом должны быть вынесены в отдельно стоящие здания или изолированные участки с механической приточно-вытяжной вентиляцией. При размещении в одном производственном здании цехов и участков с различными по характеру воздействия на работающих вредными факторами следует предусмотреть мероприятия, предотвращающие распространение этих факторов с одного участка на другой, путем устройства специальных ограждений, тамбуров, воздушных завес, легких ворот шторного типа и т.п.
Пункт 7.21. настоящих Правил устанавливает, что средства и системы вентиляции должны исключать возможность проникновения вредностей из одного цеха в другой. Приточный воздух следует направлять так, чтобы воздух не поступал через зоны с большим загрязнением в зоны с меньшим загрязнением и не нарушал работы местных отсосов.
Пунктами 4.1., 4.2, 4.3, 4.10 СП 2.2.1.1312-03 предусмотрено, что объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений при строительстве, реконструкции, перепрофилировании или изменении технологического процесса предприятия принимаются в соответствии с требованиями настоящего документа, действующих строительных норм и правил, требований соответствующих разделов санитарных правил и норм технологического проектирования. Проектирование производственных зданий, помещений и сооружений должно осуществляться так, чтобы персонал, не занятый обслуживанием технологических процессов и оборудования, не подвергался воздействию вредных факторов выше нормируемых параметров. В противном случае, независимо от специальности и выполняемой работы, указанные лица рассматриваются как работающие с вредными факторами и обеспечиваться всеми видами социальной защиты, предусмотренными для таковых. Объем, планировка и строительные решения производственных зданий должны обеспечивать возможность выполнения мероприятий, необходимых для соблюдения допустимых уровней вредных факторов в рабочей зоне производственных помещений и атмосферном воздухе населенных мест. При объединении в одном здании или сооружении отдельных производств и производственных участков с различными санитарно-гигиеническими условиями следует предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия вредных факторов на работающих, а также перетеканию их на соседние участки, где выполняются работы, не связанные с этими производственными факторами (изоляция, воздушные завесы и т.п.).
Пункт 6.16 настоящих Правил определяет, что в многоэтажных производственных зданиях монтажные проемы в перекрытиях межэтажных площадок должны быть снабжены изолирующими щитами, а воздухообмены следует рассчитывать раздельно для каждого этажа.
Как усматривается из акта административного расследования ОТО Управления Роспотребнадзора от 06.06.2011 г. в ходе проверки эксплуатационного локомотивного депо <адрес> Дирекции тяги – структурного подразделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» <адрес> <адрес> установлены следующие нарушения санитарного законодательства: 1. цех пескосушки в цокольном этаже административного здания цеха эксплуатации эксплуатационного локомотивного депо <адрес> не вынесен в отдельно стоящее здание или изолированный участок с механической приточно-вытяжной вентиляцией; 2. при размещении в одном производственном здании цехов и участков с различными по характеру воздействия на работающих вредными факторами, не предусмотрены мероприятия, предотвращающие распространение этих факторов с одного участка на другой; 3. средства и системы вентиляции пескосушильного отделения не исключают возможности проникновения вредностей в вышележащие административные помещения; 4. в многоэтажном производственном здании монтажные проемы в перекрытиях межэтажных площадок не снабжены изолирующими щитами, а воздухообмены не рассчитаны раздельно для каждого этажа; 5. при объединении в одном здании или сооружении отдельных производств и производственных участков с различными санитарно-гигиеническими условиями не предусмотрены в полном объеме мероприятия по предупреждению воздействия вредных факторов на работающих, а также перетеканию их на соседние участки, где выполняются работы, не связанные с этими производственными факторами (изоляция междуэтажных перекрытий); 6. персонал, не занятый обслуживанием технологических процессов и оборудования, подвергается воздействию вредных факторов.
Таким образом, ОАО «РЖД» допустило нарушения требований санитарного законодательства, а именно: ст.ст. 2, 11,24, 25 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.6, 4.8, 7.21 СП 2.5.1334-03 «Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта», п.п.4.1, 4.2, 4.3, 4.10, 6.16 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
Виновность ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.06.2011 г., определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 10.05.2011 года, актом административного расследования от 06.06.2011 г. и другими материалами административного дела.
Оценив доказательства по делу в совокупности, судья приходит к выводу о доказанности вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по 6.4. КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения правонарушения. Правонарушение носит характер длящегося, обнаружено 06.06.2011 г. Таким образом, срок привлечения к ответственности за административное правонарушение не истек.
При определении вида и размера административного взыскания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, то, что функционирование объекта непосредственную угрозу жизни и здоровью людей не несет, Обществом принимаются меры к устранению допущенных нарушений, приостановление деятельности объекта может повлечь нарушение нормального функционирования железной дороги на участке обслуживания соответствующего отделения, и приходит к выводу о том, что в отношении ОАО «РЖД» следует применить административное наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в ил:
Признать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, применить наказание в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель штрафа УФК МФ РФ по РК (Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, г.Петрозаводск, ул. Шотмана, д.48, ), КПП 770501001, ОКАТО 86401000000, ИНН 7701579036, счет № 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г.Петрозаводска, БИК 04802001, КБК 141 1 16 28000 010000 140.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд РК
Судья Петров А.Н.