№ 5-198/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Республика Коми, Княжпогостский район,
г. Емва, ул. Дзержинского, д. 136а 16 ноября 2018 года
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Закидальский Д.Е.,
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
с участием прокурора Соколова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ФКУ «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УФСИН России по Республике Коми», расположенного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д.80,
установил:
Сыктывкарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ФКУ «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УФСИН России по Республике Коми» (далее - ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК) по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с неисполнением представления прокурора от 17.09.2018 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в связи с невыплатой осужденному ФИО1 заработной платы за фактически отработанное время в период с 01.04.2010 по 28.05.2010 и с 23.01.2012 по 30.03.2012, и об устранении нарушений требований части 1 статьи 6 и части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ О прокуратуре РФ), поскольку конкретные меры по исполнению законных требований прокурора юридическим лицом не выполнены, выплаты осужденному ФИО1 не произведены.
Прокурор Соколов А.С. в судебном заседании пояснил, что представление от 17.09.2018 внесено прокурором по факту обращения осужденного ФИО1 о том, что по результатам предыдущей проверки заработная плата ему так и не выплачена. Проверка обращения показала обоснованность доводов осужденного, в связи с чем внесено представление о принятии мер по выплате заработной плате осужденному со стороны исправительного учреждения. Поскольку через месяц после получения представления осужденному заработная плата не начислена, меры со стороны ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК об устранении выявленных нарушений прав ФИО1 фактически не приняты, то есть, установлен факт умышленного неисполнения представления.
Защитник ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК Телюпа О.В. в судебном заседании вину во вмененном правонарушении не признала, пояснив, что представление от 12.03.2018 было своевременно рассмотрено, в числе прочих принятых мер дано указание бухгалтеру исправительного учреждения ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД УФСИН по Республике Коми (далее – ИК-51) произвести выплаты осужденному. Поскольку ИК-51 является самостоятельным юридическим лицом и распоряжается своими финансами, исправительным учреждением в связи с отсутствием первичных документов был дан ответ, что начисление осужденному заработной платы возможно только по судебному решению. Представление прокурора от 17.09.2018 также было рассмотрено своевременно с участием прокурора, в ответе указаны конкретные меры по недопущению повторных случаев нарушения прав осужденных. Более того, материалы проверки по факту невыплаченной ФИО1 заработной платы были направлены в УФСИН России по Республике Коми, на что был получен ответ, что исправительное учреждение ИК-51, которое находится в их ведомости, не имеет возможности осуществить выплату заработной платы в связи с отсутствием первичных бухгалтерских документов за 2010 и 2012 годы.
Потерпевший ФИО1 о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судья определил рассмотреть дело об административном правонарушении при имеющейся явке в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения защитника юридического лица, заключение прокурора, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 6 ФЗ О прокуратуре РФ требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
Частью 1 статьи 24 ФЗ О прокуратуре РФ предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административную ответственность в соответствии со статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, юридическое лицо ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужила проверка Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по обращению осужденного ФИО1 отбывавшего уголовное наказание в ИК-51, о невыплате за фактически отработанное время.
В ходе проверки установлено, с 01.04.2010 по 28.05.2010 и с 23.01.2012 по 30.03.2012 осужденный ФИО1 привлекался к работе вопреки требованиям статьи 106 УИК РФ по должности работника столовой на полный рабочий день без начисления заработной платы.
В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес начальника ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК внесено представление от 12.03.2018 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства с указанием о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Данное представление рассмотрено 27.04.2018 с участием прокурора, а также начальником ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК дан ответ от 27.04.2018, где определены причины и условия допущенных нарушений, приняты меры для недопущения повторных нарушений, а также дано указание главному бухгалтеру ИК-51 произвести осужденному ФИО1 выплату за фактически отработанное время в период с 01.04.2010 по 28.05.2010 и с 23.01.2012 по 30.03.2012.
28.08.2018 в Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ поступило обращение осужденного ФИО1 от 12.08.2018 о том, что вышеуказанные выплаты ему не произведены.
Проведенной по указанному обращению осужденного ФИО1 проверкой установлено, что доводы заявителя нашли свое подтверждение: выплаты ФИО1 за фактически отработанное время не произведены. Прокурор пришел к выводу, что требования, изложенные в представлении от 12.03.2018, проигнорированы, в связи с чем 17.09.2018 в адрес начальника ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК внесено представление о нарушении требований части 1 статьи 6 и части 1 статьи 24 ФЗ О прокуратуре РФ.
Представление от 17.09.2018 рассмотрено ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК 12.10.2018 с участием прокурора, а также направлен ответ от 15.10.2018 № 12/37/13-3067, из которого следует, что 02.08.2018 осужденному ФИО1 дан ответ, согласно которому в связи с истечением срока давности хранения первичных бухгалтерских документов невозможно точно установить условия его трудоустройства, также направлены материалы служебной проверки в адрес ИК-51, откуда получен ответ, что основания для начисления заработной платы осужденному отсутствуют в связи с отсутствием первичных бухгалтерских документов (нарядов), также ФИО1 разъяснено право обжаловать решение, принятое администрацией ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК.
На основании исследованных материалов судья приходит к выводу, что требования статей 6, 24 ФЗ О прокуратуре РФ относительно рассмотрения представлений прокурора ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК выполнены - представления прокурора от 12.03.2018 и от 17.09.2018, адресованные ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК, были рассмотрены в установленный законом срок.
Указанное свидетельствует об отсутствии у привлекаемого к административной ответственности юридического лица умысла на невыполнение требований прокурора, изложенных в представлении.
Кроме этого, административная ответственность по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Органы прокуратуры в силу положений статьи 26 ФЗ О прокуратуре РФ не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
При этом в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 23.10.2018 указано, что конкретные меры по исполнению законных требований прокурора ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК не выполнены, выплаты осужденному ФИО1 не произведены. Таким образом, представление внесено в интересах работника – осужденного ФИО1 – и содержит требование о начислении работнику заработной платы, то есть требование, вытекающее из конкретного индивидуального трудового спора, который разрешается в ином порядке.
При этом судом учитывается, что исправительное учреждение ИК-51 (в настоящее время - ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН по Республики Коми) является самостоятельным юридическим лицом. На основании пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, доводы законного представителя юридического лица ФИО2 указанные в объяснениях от 23.10.2018, о том, что ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК, являясь самостоятельным юридическим лицом, не имеет прав контролировать финансовую деятельность ИК-51, являются обоснованными. Со своей стороны ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК исполнило предписание от 12.03.2018, направив указание в адрес ИК-51 о выплате заработной платы.
Кроме того, в представлении прокурора от 17.09.2018 изложено требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников учреждения, допустивших указанные нарушения закона (п. 3).
Между тем данное требование также не соответствует приведенным положениям ФЗ О прокуратуре РФ.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.
Таким образом, содержащееся в представлении прокурора требование о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК противоречит приведенным нормам ФЗ О прокуратуре РФ и Трудового кодекса РФ.
Само по себе несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, в отношении ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по РК отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФКУ «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УФСИН России по Республике Коми» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы в Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья Д.Е. Закидальский