РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2015 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бурмакиной Т.А.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухарева А.С. к министерству финансов Российской Федерации, отделу МВД России по г. Лесосибирску о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сухарев А.С. обратился в суд с иском о взыскании с министерства финансов РФ компенсации морального вреда в размере № руб.
Свои требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. он содержался в ИВС ОМВД России по г. Лесосибирску. Условия его содержания были ненадлежащими, бесчеловечными, поскольку в камере отсутствовали: шкафчики для хранения индивидуальных принадлежностей, продуктов, лавки-табуреты, не выдавались туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовые бритвы. Отсутствовал санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, вешалки для верхней одежды, не был обеспечен постельными принадлежностями, в камере не хватало дневного и искусственного света, отсутствовала ежедневная прогулка в течение одного часа. Находясь в указанных условиях, испытывал нравственные и физические страдания, переживания, связанные со здоровьем, гигиеной, испытывал чувство унижения, собственной неполноценности, страха и безысходности. В результате нахождения в ИВС был причинен моральный вред.
Сухарев А.С. извещен о времени и месте судебного заседания, отбывает наказание в местах лишения свободы.
Представители министерства финансов Российской Федерации, отдела МВД России по г. Лесосибирску, извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу требований статьи 9 Федерального закона от 05 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Статьей 16 Федерального закона от 05 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений устанавливается порядок: материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб; привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 45 указанных Правил установлено, что камеры ИВС оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
вешалкой для верхней одежды;
полкой для туалетных принадлежностей;
бачком для питьевой воды;
радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
кнопкой для вызова дежурного;
урной для мусора;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
приточной и/или вытяжной вентиляцией;
детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;
тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В силу требований статьи 34 ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Согласно статьи 36 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обязаны проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
В судебном заседании установлено, что ИВС ОМВД России по г. Лесосибирску расположен в пристройке к зданию отдела, здание кирпичное, построено в 1984 году, оборудован 8-ю камерами с санузлами, 2-мя следственными кабинетами, 1-й комнатой для свиданий, 1-м прогулочным двором, 1-й камерой для подогрева пищи, 2-мя кладовыми, комнатой для производства обыска и досмотра (л.д. 27-34).
Из книги учета лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Лесосибирский» следует, что Сухарев А.С. периодически содержался в изоляторе временного содержания ОМВД России по <адрес>, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-26).
Согласно справки, представленной отделом МВД России по г. Лесосибирску, представить информацию о товароматериальных ценностях, выданных в ИВС за 2007-2009 г.г. не представляется возможным, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета» экспертной комиссией, созданной приказом ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 449, была проведена процедура уничтожения бухгалтерских документов за 2005-2009 годы, срок хранения которых истек, оформлена Актом уничтожения бухгалтерских документов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10).
Из справки, представленной отделом МВД России по г. Лесосибирску, следует, что информацию по жалобам, поступившим от Сухарева А.С. в период содержания, журнал вывода на прогулку, в душ представить не представляется возможным в связи с истечением сроков хранения документации (л.д. 11).
Ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьей 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Ни один из доводов истца о ненадлежащих условиях содержания в ИВС, в том числе и о том, что им неоднократно заявлялись требования в адрес администрации ИВС об обеспечении надлежащих, пригодных условий содержания, и все требования игнорировались, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, объективных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что со стороны ответчиков и их должностных лиц в отношении Сухарева А.С. совершены какие-либо неправомерные действия (бездействие), повлекшие причинение ему каких-либо физических или нравственных страданий, истцом суду не представлено.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, как следует из названной правовой нормы, компенсация морального вреда возможна при нарушении личных неимущественных прав гражданина, либо посягательствах на другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину.
Статьей 150 ГК РФ установлено понятие нематериального блага, которое включает жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутация, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Суд считает, что Сухаревым А.С. не представлено доказательств того, что действиями должностных лиц ИВС ОМВД России по г. Лесосибирску были нарушены личные неимущественные права либо другие нематериальные блага, принадлежащие истцу. Принимая во внимание, что судом не установлено каких-либо физических или нравственных страданий Сухарева А.С. в период содержания в ИВС, причиненных незаконными действиями со стороны сотрудников ИВС, суд приходит к выводу, что отсутствуют все необходимые условия для удовлетворения требований истца о возложении обязанности возмещения морального вреда, в связи с чем исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда в размере № рублей Сухареву А.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Т.А. Бурмакина.