Дело № 2-286/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре Н.А. Морозовой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой В. В. в своих интересах и интересах Карповой А. Р. к ФГКУ «2-й отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю», ТУ Росимущества в Приморском крае о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности по заключению договора социального найма,
у с т а н о в и л:
Карпова В.В. в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери Карповой А.Р. обратилась в суд с иском к ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю», Территориальному управлению Росимущества в Приморском крае о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности по заключению договора социального найма.
В обоснование этих требований истец указала, что в 1975 году ее отцу Платонову В.И., являвшему сотрудником органов внутренних дел, согласно ордеру от <дата> № 38 была предоставлена квартира <адрес>. Владивостоке, жилой площадью 48 кв. м, в которой он проживал до дня своей смерти. В указанной квартире она проживала вместе с отцом со дня своего рождения, однако из-за чинимых ответчиком препятствий была зарегистрирована лишь в 2007 году. В последующем в квартире была зарегистрирована и ее дочь Карпова А.Р. Несмотря на то, что письменный договор с Платоновым В.И. при его жизни заключен не был, фактически между сторонами сложились правоотношения, характерные для договора найма жилого помещения, т.к. жилое помещение использовалось по назначению, они осуществляли ремонт помещения, вносили плату за жилье и коммунальные услуги, когда ответчиком ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» выставлялись квитанции на оплату. Однако в ноябре 2017 г. истец получила уведомление об освобождении квартиры по тем основаниям, что она не состоит в трудовых отношениях с организациями МЧС России.
Истец полагает, что приобрела право пользования указанной квартирой, поскольку жилая площадь была предоставлена ее отцу Платонову В.И. с соблюдением ранее действовавшего законодательства, на момент предоставления квартира не имела статуса служебного жилья. Просит признать за ней и ее дочерью Карповой А.Р. право пользования квартирой, расположенной в г. Владивостоке, <адрес>, и обязать ответчиков заключить с ней договор социального найма.
В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности от <дата> Ржевская Л.С. исковые требования поддержали, указав, что ордер 1975 года на право вселения в квартиру не содержит отметок о том, что жилье является служебным или общежитием, квитанции по оплате коммунальных услуг свидетельствуют о том, что между сторонами сложились отношения социального найма жилья. Отец истца Платонов В.И. приобрел право на жилую площадь, поскольку длительное время (22 года) проработал в Управлении пожарной охраны, не подлежал выселению из жилого помещения. Истец была вселена в жилое помещение как член семьи нанимателя, приобрела такое же право на жилье. В настоящее время в квартире истец проживает вместе с мужем и дочерью, другого жилья семья не имеет. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» по доверенности от <дата> Галиева Н.В. в письменных возражениях на иск, а также в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что квартира <адрес> в г. Владивостоке принадлежит ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» на праве оперативного управления. Квартира является специализированным жильем – общежитием, находится в здании пожарной части, на первом этаже которого располагается пожарное депо и служебные помещения.
Истец была зарегистрирована в квартире только в 2008 году, когда действовал ЖК РФ, право на льготы, ранее предусмотренные ст. 108 ЖК РСФСР, истец не имеет. Платонов В.И. в органах пожарной охраны не работал, являлся сотрудником органов внутренних дел, к составу которых ранее относились и органы пожарной охраны, пока он проживал в квартире, вопрос об освобождении жилья не ставился. На момент регистрации в жилом помещении истец не являлась членом семьи Платонова В.И., поскольку имела самостоятельную семью: мужа Карпова А.Р. и дочь Карпову А.Р., <дата> года рождения. Свою несовершеннолетнюю дочь Карпову А.Р. истец зарегистрировала в квартире только <дата> после получения уведомления об освобождении помещения, до этого момента дочь была зарегистрирована по месту жительства своего отца. Оплату за коммунальные услуги истец вносила периодически, в 2013 году к ней предъявлялся иск о взыскании задолженности, в течение 2013-2014 годов плата не вносилась, в 2015 году ею произведен единственный платеж в сумме 8000 рублей, по май 2017 года платежи не вносились.
Общежитие по <адрес> находится на территории пожарной части и предназначено для размещения личного состава пожарной части, в ведение муниципального органа общежитие не передавалось, и не может использоваться для предоставления жилья по договору социального найма, в силу закона не подлежит приватизации. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Приморском крае по доверенности от <дата> Прокофьев А.Н. в письменных возражениях на иск, а также в судебном заседании <дата>, поддерживая объяснения представителя ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю», просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям их необоснованности. В возражении на иск указал, что жилые и нежилые помещения, общей площадью 2 461,90 кв.м., расположенные по адресу: г. Владивосток, <адрес>, являются собственностью Российской Федерации, относятся к специализированному жилому фонду, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, находятся в оперативном управлении ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю».
Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Из содержания ст. 11 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) следует, что имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13 названного федерального закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что здание общежития с нежилыми помещениями на первом этаже общей площадью 2 4612,90 кв.м., в том числе нежилых помещений пожарного дело 1 194,2 кв.м. (лит. А, А1, А2), инвентарный <номер> по адресу: г. Владивосток, <адрес> на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от <дата> № 317/51 по состоянию на январь 2007 года было закреплено за 8-отрядом Государственной противопожарной службы Приморского края МЧС России по охране Советского района г. Владивостока.
В настоящее время в соответствии с приказом МЧС России от <дата> № 272 «Об оптимизации состава территориальных подразделений федеральной противопожарной службы» здание находится в оперативном управлении ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № 25-АБ 719779.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> № 25-АБ 604298 указанное здание является собственностью Российской Федерации.
Здание <адрес> находится в границах земельного участка площадью 3 944 кв.м. с кадастровым номером <номер>, переданного в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> № 25-АБ 719778).
Из кадастрового паспорта помещения от <дата> с инвентарным <номер> усматривается, что здание постройки 1975 года состоит из подвала площадью 303,9 кв.м., 4-х этажей, пристроек, а также жилых помещений, общая площадь которых составляет 889,0 кв.м. (445,6 кв.м. – площадь квартир, 443,4 кв.м. – площадь общежитий).
Здание общежития с нежилыми помещениями на первом этаже в г. Владивостоке по <адрес>, назначение: жилое/нежилое, балансовой стоимостью 6 980 618,43 рублей, состоит на балансе ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» и находится в оперативном управлении.
Как следует из ордера от <дата> № 28, выданного ХОЗО Приморского краевого управления МВД СССР, Платонову В.И. предоставлено право занятия помещения № 2 из 2-х комнат по ул. Русская (номер дома не указан). Согласно поквартирной карточке Платонов В.И. зарегистрирован в помещении <дата>.
Как усматривается из копии трудовой книжки Платонова В.И., копии пенсионного удостоверения с <дата> до <дата> он проходил службу в органах внутренних дел, с <дата> вышел в отставку. <дата> Платонов В.И. умер.
Сведений о заключении с Платоновым В.И. какого-либо письменного договора о порядке использования спорной жилой площади не имеется.
Истец Карпова В.В. (до брака Платонова), <дата> года рождения зарегистрирована по адресу: г. Владивосток, <адрес> - <дата>.
В период с <дата> по <дата> Карпова В.В. была зарегистрирована по адресу: г. Владивосток, <адрес>, по месту жительства своей матери, что не оспаривается истцом.
<дата> истец вступила в брак с Карповым Р.С., <дата> у супругов родилась дочь Карпова А.Р. С момента рождения и до <дата> несовершеннолетняя Карпова А.Р. была зарегистрирована по адресу: г. Владивосток, <адрес> по месту регистрации отца Карпова Р.С.
Таким образом, несмотря на то, что первоначальные правоустанавливающие документы на объект недвижимости по ул. <адрес> не сохранились, располагая представленными сторонами документами, суд приходит к выводу о том, что спорное помещение относится к специализированному жилищному фонду, поскольку изначально являлось частью объектов пожарного депо.
Нормы действующего ЖК РФ не предусматривают возможности заключения договора социального найма помещения, относящегося к специализированному жилищному фонду.
Доводы истца о том, что жилое помещение было предоставлено ее отцу Платонову В.И. в соответствии с ордером, не имеющим сведений о принадлежности жилья к специализированному жилищному фонду, в связи с чем в соответствии с положениями действовавших на момент предоставления жилья норм ЖК РСФСР он приобрел право на спорное жилое помещение, нельзя признать достаточно обоснованными.
Так, сведений о предоставлении Платонову В.И. жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. ст. 44, 47 ЖК РСФСР, в частности о выдаче ордера на жилое помещение органом, указанным в ст. 47 ЖФ РСФСР, не имеется. Как усматривается из представленного ордера от <дата>, он выдан хозяйственным отделом органа внутренних дел, что может свидетельствовать о предоставлении жилой площади в общежитии.
То обстоятельство, что Платонов В.И. продолжал занимать спорную жилую площадь после увольнения из органов внутренних дел, требования о выселении к нему не предъявлялись, не может свидетельствовать о наличии у него права требовать заключения договора социального найма на специализированное жилое помещение.
Суд не усматривает оснований для вывода о том, что истец приобрела право на спорное жилое помещение как член семьи Платонова В.И.
Доводы представителей ответчиков о том, что на момент вселения с соблюдением правил о регистрации по месту жительства в 2008 году истец не являлась членом семьи Платонова В.И., поскольку имела свою семью, заслуживают внимание, поскольку подтверждены установленными по делу обстоятельствами. Будучи в несовершеннолетнем возрасте, истец не была зарегистрирована в спорном жилье своим отцом, несмотря на то, что препятствий к такой регистрации действовавшее законодательство не предусматривало.
Показания свидетелей Точило В.В. и Бондаренко И.Л. о проживании семьи Платонова В.И. вместе с женой и детьми в спорном помещении, учитывая установленные по делу обстоятельств, не могут являться основанием для удовлетворения иска. Так, судом установлено, что в пользовании семьи Платоновых имелась и другая жилая площадь в г. Владивостоке, по <адрес>, нанимателем которой, как пояснила истец, являлась ее мать Платонова Л.А. Будучи несовершеннолетней, Карпова В.В. (Платонова) была зарегистрирована по месту жительства матери, что свидетельствует о согласованности действий родителей истца в период ее несовершеннолетия.
Несовершеннолетняя дочь истца Карпова А.Р. до ноября 2017 г. была зарегистрирована на жилой площади ее отца Карпова Р.С., что также может свидетельствовать о достижении ее родителями согласия по вопросу о закреплении за несовершеннолетней права на конкретное жилое помещение.
Поскольку судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что к моменту введения в действие ЖК РФ истец Карпова В.В. в качестве члена семьи Платонова В.И. приобрела право на специализированное жилое помещение, оснований для применения положений ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не имеется.
Не могут являться основанием для удовлетворения иска и доводы представителя истца о том, что о фактическом заключении с истцом договора социального найма свидетельствует факт выставления ответчиком ФГКУ «2-ой отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» квитанций на оплату за жилье и коммунальные услуги, поскольку указанное обстоятельство не имеет значения для определения статуса используемого жилья.
Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Карповой В. В. в своих интересах и интересах Карповой А. Р. о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Владивосток, <адрес> и возложении обязанности по заключению договора социального найма этого жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.
В окончательной форме решение составлено <дата>.
Председательствующий: