Дело № 2-3577/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Ериной Е.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой Любови Ивановны к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области о признании права на одновременное получение двух пенсий, признании незаконными действий по прекращению выплаты пенсии, взыскании задолженности по выплате пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица Симонова Л.И., в интересах которой обратился прокурор второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области, с учетом уточнения исковых требований, просит признать за ней право на одновременное получение с <дата> двух пенсий – пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по старости, признать незаконными действия ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области по прекращению выплаты Симоновой Л.И. пенсии по случаю потери кормильца с <дата> и взыскать с ответчика причитающуюся ей пенсию по потере кормильца за период с <дата> по <дата> в размере ... руб.
Свои требования мотивирует тем, что истице, как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с <дата> была пожизненно назначена пенсия по случаю потери кормильца, размер которой составлял ... руб. Истица Симонова Л.И., после увольнения ее по сокращению штата, с <дата> стояла на учете занятости в ГУ МО Серпуховский ЦЗН. <дата> ГУ МО Серпуховский ЦЗН обратился в ГУ-УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области с предложением о назначении Симоновой Л.И. пенсии на общих основаниях, так как у нее имелся необходимый стаж работы, а у Центра занятости отсутствовала возможность для ее трудоустройства. Ответчиком с <дата> была назначена Симоновой Л.И. пенсия по старости в размере ... руб. После назначения пенсии по старости, Симоновой было предложено право выбора получения одной из двух ранее рассчитанных ей пенсий (досрочной пенсии по старости, назначенной по предложению ГУ МО Серпуховский ЦЗН или пенсии по случаю потери кормильца), так как право на одновременное их получение у Симоновой Л.И. отсутствует, в связи с тем, что одна из них трудовой пенсией не является.
Истица Симонова Л.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Помощник прокурора Шадрин С.Г. так же поддержал исковые требования, пояснив при этом, что согласно ОК 003-99 (ОКИСЗН), принятого постановлением Госстандарта РФ от 17.12.1999г. № 545-ст, к пенсиям относятся, в том числе пенсия по старости (по возрасту) и по случаю потери кормильца. Таким образом, доводы начальника пенсионного отдела г. Протвино о том, что досрочная пенсия по старости, назначенная Симоновой Л.И. по предложению ГУ МО Серпуховский ЦЗН, не является трудовой пенсией, несостоятельны, в связи с чем прекращение с <дата> выплаты Симоновой Л.И. пенсии по потери кормильца является необоснованным и незаконным, нарушают ее права и интересы, а также ухудшает ее положение. Помимо этого, право на пожизненное получение пенсии по случаю потери кормильца Симоновой Л.И. гарантировано п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. №1244-1, в соответствии с которой пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области Попова Л.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Симонова Л.И. с <дата> являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца (СКП) в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г. №166-ФЗ. В связи с назначением Симоновой Л.И. с <дата> пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ "О занятости населения в РФ" от 19.04.1991г. №1032-1, выплата пенсии по СПК прекращена с <дата> В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г. №166-ФЗ членам семей граждан, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости. Трудовая пенсия по старости предусмотрена статьями 7,27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. №173-ФЗ. Пенсии, назначаемые в соответствии с Законом РФ №1032-1 от 19.04.1991г., не называется трудовой пенсией и Федеральным законом №173-ФЗ от 17.12.2001г. не предусмотрена. Только размер такой пенсии устанавливается по нормам Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. Расходы, связанные с выплатами пенсий, установленных данными Законами, производятся из разных бюджетов.
Так же представлены письменные объяснения на исковое заявление (л.д. 69-70).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истице Симоновой Л.И. с <дата> назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Закона от 15.12.01 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (л.д. 11).
Пенсия назначена в связи с обращением Симоновой Л.И. <дата> с заявлением в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д. 13-14).
Согласно копии трудовой книжки, Симонова Л.Н. с <дата> уволена из Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области по сокращению штата работников (л.д. 43).
Как усматривается из предложения от <дата>, ГУ СМО Серпуховский ЦЗН предложил ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области назначить пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в соответствии со ст. 32 Закона Российской федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Симоновой Л.И., так как она имеет необходимый стаж работы для назначения пенсии на общих (льготных) условиях, и центр занятости населения не имеет возможности для ее трудоустройства (л.д. 39).
<дата> Симонова Л.И. обратилась в ГУ-УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по возрасту, указала, что ранее была назначена пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца (л.д. 35-38).
Протоколом от <дата> Симоновой Л.И. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7,14 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона от 20.04.1996г. №36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", размер пенсии за период с <дата> по <дата> установлен в размере ... руб. ежемесячно (л.д. 31).
С <дата> Симоновой Л.И. пожизненно установлена пенсия по старости в сумме ... руб. (л.д. 59).
В связи с назначением пенсии по старости, с <дата> снята пенсия по случаю потери кормильца (л.д. 60).
В материалы дела представлено пенсионное дело истицы (л.д. 11-61), а так же расчет причитающейся Симоновой Л.И. пенсии по случаю потери кормильца за период с <дата> по <дата>, представленный сторонами, при этом сторона истца согласилась с расчетами, представленными ответчиком.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", нетрудоспособные члены семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. К нетрудоспособным членам семьи относятся супруги независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста (ст. 29 Закона РФ ст. 24, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункты 21 - 25 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пункт 4 указанного закона предусматривает, что расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета
В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Анализируя изложенное, суд приходит к следующим выводам.
Истица с <дата> является получателем пенсии в соответствии со ст. 10 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, п.3 ст. 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1, как вдова участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая была пожизненно назначена по случаю потери кормильца.
С <дата> истице была назначена пенсия по старости на основании предложения ГУ МО Серпуховский Центр занятости населения, в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года № 1032-1.
В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г. №166-ФЗ членам семей граждан, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости, при этом указанной нормой закона не предусмотрено право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по старости, назначенной на основании закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Трудовая пенсия по старости предусмотрена статьями 7,27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в соответствии с указанной нормой закона истице пенсия не назначалась, в связи с не достижением ею возраста 55 лет. Иных оснований для досрочного назначения пенсии, предусмотренной ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. №173-ФЗ, у истицы так же не имеется.
При этом назначение пенсии по старости в соответствии с Законом РФ №1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» Федеральным законом №173-ФЗ от 17.12.2001г. не предусмотрена, как трудовая пенсия.
Только размер такой пенсии устанавливается по нормам Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г., при этом расходы, связанные с выплатами пенсий, установленных данными Законами, производятся из разных бюджетов.
Принимая во внимание, что истице была назначена пенсия по старости в силу закона «О занятости населения в Российской Федерации», которая не относится к трудовой пенсии, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При этом суд считает несостоятельной ссылку представителя истца в обоснование своих требований на Постановление президиума Московского областного суда от 18.01.2006 года № 30, поскольку в данном конкретном случае истице по настоящему делу трудовая пенсия в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в РФ" не назначалась, что истицей не оспаривается.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Симоновой Любови Ивановны о признании права на одновременное получение с <дата> двух пенсий: пенсии по потере кормильца и пенсии по старости, признании незаконными действий Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области по прекращению выплаты пенсии по потере кормильца с <дата> и взыскании с Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области причитающейся пенсии по потере кормильца за период с <дата> по <дата> в размере ... руб., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: