РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2013 г. |
г. Пушкино Московской области |
Пушкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Селивёрстовой А.А., при секретаре Красновой Ю.Ю., | |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4241/2013 по исковому заявлению Козярчука Э.Е. к войсковой части 3641 Центрального Оршанского – Хинганского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области о расторжении договора служебного найма жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, |
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд иском к ответчикам войсковой части 3641, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части 3641. В указанный период решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3641 от ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании договора найма служебного жилого помещения № предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. При заключении данного договора ответчик пояснял, что договор социального найма на указанную квартиру не возможно оформить из-за отсутствия необходимых документов о регистрации права собственности и права оперативного управления. Однако никто не отрицал, что указанная квартира предоставляется для постоянного проживания. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», истец имел право на предоставление жилья по договору социального найма жилого помещения, неоднократно обращался к ответчику с заявлением о заключении такого договора или оформления спорного жилого помещения в собственность. Несмотря на то, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке статуса служебного жилого помещения не приобрело, ответчик на данные заявления истца ответил отказом, при этом пояснено, что имеется превышение общей площади занимаемого жилого помещения. Истец считает, что нет оснований полагать, что данное жилое помещение является служебным, служебный статус этого жилого помещения не утвержден, не зарегистрирован в установленном порядке. О том, что спорная квартира предоставлялась истцу как жильё на условиях договора социального найма свидетельствует тот факт, что на момент её распределения истец уже был обеспечен служебным жильем. У войсковой части не было оснований предоставлять истцу еще одно служебное жилое помещение. Истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы, имеющий календарную выслугу более 20 лет, имеет право на жилое помещение для постоянного проживания. В настоящее время истец проживают в данной квартире и постоянно зарегистрированы в ней, своё право на приватизацию жилого помещения не реализовал. Считает, что есть все законные основания для передачи ему в собственность данного жилого помещения в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Козярчук Э.Е. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика войсковой части 3641 по доверенности Атрошкин М.В. в судебном заседании иск не признал по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д.25-26).
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Козярчук Э.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части 3641 (л.д.12).
На основании приказа командира войсковой части 3641 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч истец уволен в запас ВС РФ. Выслуга лет в календарном исчислении составила - 20 года 00 мес.03 дня, льготная – 02 года 06 мес. 22 дня, общая <данные изъяты> (л.д.13).
В период прохождения военной службы решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3641 от ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании договора найма служебного жилого помещения № предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.15-18).
До предоставления данной квартиры истец занимал служебное жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного выше решения войсковая части 3641 заключила с истцом договор найма служебного жилого помещения № на спорную квартиру (л.д.15).
В настоящее время в этой квартире постоянно зарегистрирован и проживает истец, что подтверждается выпиской из домовой книги, финансовым лицевым счетом (л.д. 19, 20).
Право оперативного управления на спорное жилое помещение зарегистрировано за войсковой частью 3641, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Истцом заявлено требование о расторжении данного договора.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ст.104 ЖК РФ).
Поскольку установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы, и на момент предоставления ему спорного жилого помещения, он более чем шесть лет военнослужащим не являлся, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства и условий спорного договора, суд приходит к выводу о том, что договор, заключенный между ФГКУ в/ч 3641 ЦРКВВ МВД России в лице командира войсковой части 3641 и истцом прекращает своё действие.
С учетом изложенного, исковые требования Козярчука Э.Е. о расторжении спорного договора найма служебного жилого помещения подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о признании за ним права собственности на указную выше квартиру в порядке приватизации, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 названного выше Закона).
Согласно ст.4 вышеназванного Закона служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Необходимость такой регистрации также предусмотрена действующим в настоящее время Жилищным Кодексом РФ, а именно ст. 92 ЖК РФ.
Тогда как таких доказательств ответчиками суду не представлено.
Сведения о правах на объект недвижимости, <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, не находится на территории закрытого военного городка, что подтверждается перечнем закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 1563-р.
В материалы дела не представлено решения соответствующего органа о включении данной квартиры в число служебных. Отсутствуют данные в ЕГРП о регистрации данного жилого помещения в качестве служебного.
Кроме того, истец подпадает под категорию военнослужащих, которые при увольнении должны быть обеспечены жилым помещением.
Также установлено, что ранее истец в приватизации не участвовал.
Установив, что истец вселен в спорную квартиру на законных основаниях, спорное жилое помещение является ведомственным, которое в качестве служебного в установленном законом порядке не зарегистрировано, другим жильем при увольнении Козярчук Э.Е. не обеспечен, суд, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, приходит к выводу о том, что оснований для отказа в передаче в собственность истца данного жилого помещения бесплатно отсутствуют.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение не соответствует норме предоставления жилого помещения, основанием для отказа в удовлетворении требований истца не является, поскольку в связи с увольнением из рядов вооруженных сил Козярчук Э.Е. на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на предоставление ему жилого помещения бесплатно в собственность либо на условиях договора социального найма жилого помещения. Кроме того, доказательств того, что данное жилое помещение в установленном порядке отнесено к числу служебных стороной ответчика не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования в части признания за истцом права собственности на спорную квартиру подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковое заявление Козярчука Э.Е. к войсковой части 3641 Центрального Оршанского – Хинганского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области о расторжении договора служебного найма жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Расторгнуть договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между командиром восковой части 3641 Чернай О.А. и Козярчуком Э.Е. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Козярчуком Э.Е. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Пушкинский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 8 октября 2013 г.
Судья А.А. Селивёрстова