Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2207/2020 ~ М-1667/2020 от 17.04.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2020 года                                 г. Самара

Октябрьский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2207/20 по иску Гладышева Сергея Владимировича к ПАО «Сбербанк России» о признании решения об ограничении дистанционного банковского обслуживания незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

    Гладышев С.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является владельцем расчетного счета в Поволжском Банке ПАО Сбербанк, открытом в подразделении №6991 на территории г. Самара, счет №.... В феврале 2019 года ПАО «Сбербанк России» было заблокировано дистанционное банковское обслуживание счета. До настоящего времени ситуация не изменилась. Истец обратился в ПАО «Сбербанк» за разъяснениями о причинах ограничения ДБО. В ответ на обращение ПАО «Сбербанк России» письмом исх. 191014 0126 691900 от 14.10.2019 года указал, что банк осуществлял проверку счетов и не обязан предоставлять истцу информацию о причинах блокировки и основания для возобновления ДБО отсутствуют. Иной информации не поступало. Истец считает действия банка неправомерными, ввиду отсутствия аргументации в том, какие обстоятельства порождают у последнего сомнения в законности операций истца.Банк не запрашивал у истца документов. Банком не доказаны обоснованность подозрений в отношении совершенных истцом за спорный период операций, совокупность условий для признания их подозрительными и законность приостановления действия услуг по дистанционному банковскому обслуживанию, что свидетельствует о неправомерности действий ответчика. Истец считает, что незаконными действиями банка нарушаются его права и приводят к возникновению убытков в связи с необходимостью оплачивать комиссию для проведения расчетных операций лично в отделении банка.Просит суд признать незаконными действия Публичного акционерного общества «Сбербанк России» по ограничению системы дистанционного банковского обслуживания счета Гладышева Сергея Владимировича (паспорт №..., выдан *** дата) и обязать публичное акционерное общество «Сбербанк России» восстановить нарушенное право Гладышева Сергея Владимировича (нарушенное решением ПАО «Сбербанк России» от 14.10.2019 года) путем возобновления дистанционного банковского обслуживания счета №.... Взыскать с публичного акционерного общества «Сбербанк России» в пользу Гладышева Сергея Владимировича судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300рублей.

    В судебном заседании представитель истца Волкова Е.Л., действующая на основании доверенности № 63 АА 5998750 от 21.05.2019 года, исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.

    В судебном заседании представитель ответчика Рязанцева Т.А., действующая на основании доверенности № 5-ДТЛ от 17.01.2019 года, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменных возражений.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

    Судом установлено, что Гладышев С.В. является держателем дебетовой банковской карты VisaClassic «Momentum» Личная, предоставленной по счету №..., выданной ему ПАО Сбербанк 30.11.2018 года на основании личного заявления в рамках договора на банковское обслуживание№... от 30.11.2018 года с ПАО Сбербанк, для осуществления операций, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Одновременно с получением карты Гладышев С.В. был ознакомлен с Условиями банковского обслуживания и Условиями выпуска и обслуживания карт, текст Условий банковского обслуживания и Условий использования карт и памятку Держателя получил, ознакомлен с Тарифами Сбербанка, дополнительно к информации, указанной в документах, приложенных к заявлению, Банк предоставил истцу возможность ознакомиться с представленной информацией на Web-сайте Сбербанка России.

В период с 18.09.2018 - 08.02.2019 года по счетам истца №..., №..., №..., №.... №... проводились операции.

Ответчиком в целях недопущения вовлечения банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, на основании п.5.10.1 Правил внутреннего контроля банка в целях недопущения вовлечения банка в проведение операций, направленных на легализацию, и в соответствии с Условиями банковского обслуживания в связи с выявлением указанных выше признаков в отношении клиента, были приняты следующие меры: приостановлено оказание услуги дистанционного банковского обслуживания; заблокирована банковская карта, внесены сведения о Клиенте в информационную базу (массив данных ФП «Стоп-Лист» о юридических и физических лицах).

19.12.2018 года ПАО «Сбербанк» запросило у истца письменные пояснения об источнике поступления и происхождения денежных средств в экономическом смысле проводимых операций по счетам №.... №... за период с 18.09.2018 по 18.12.2019 года, в том числе от ООО «Проектно-Строительная Компания», а также документы (их копии), подтверждающие источник поступления/ происхождения денежных средств, документы по операции об оплате векселя (ВГ 0446558): документы, являющиеся основанием для получения векселя; письменные пояснения относительно целей приобретения векселя; документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств на момент приобретения векселя; документы, подтверждающие взаиморасчеты с векселедержателем (акт приема-передачи и т.п.).

01.02.2019 года ответчиком у истца была запрошена информация об источнике поступления/происхождения денежных средств в экономическом смысле проводимых операций по счетам №..., №..., №... за период с 31.10.2018 по 31.01.2019 года, а также документы (их копии), подтверждающие источник поступления/ происхождения указанных выше денежных средств, документы, являющиеся основанием для получения векселей (ВГ 0446571, ВГ 0446580); письменные пояснения относительно целей приобретения векселей; документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств на момент приобретения векселей; документы, подтверждающие взаиморасчеты с векселедержателем (акт приема-передачи и т.п.); источник возникновения денежных средств на момент открытия вкладных счетов.

Истцом в банк были предоставлены следующие документы: договор купли-продажи нежилого помещения    с ООО Стройформат ИНН №... от 26.11.2018 года, акт приема-передачи векселя №... от 05.12.2018 года от ООО Стройформат ИНН №... к Гладышеву С.В, акт приема-передачи векселя №... от 07.12.2018 года от ООО СтройформатИНН №... к Гладышеву С.В., акт приема-передачи векселя №... от 14.12.2018 года от ОООСтройформатИНН №... к Гладышеву С.В., акты приема-передачи векселей от Гладышева С.В. к ПАО Сбербанк №... от 18.12.2018 года, №... от 27.12.2018 года, №... от 24.12.2018 года, бланки векселей №..., №..., №...; правки 2-НДФЛ за 2018 год; расчетный листок за ноябрь, декабрь 2018 года; платежные поручения по оплате НДФЛ организацией ООО «ПСК» ИНН №... за декабрь 2018 года; пояснения.

По результатам анализа операций по счетам и документов, предоставленных истцом, операции банком были признаны подозрительными, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в возобновлении действия банковской карты было отказано.

Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и распространяются на организации, осуществляющие операции с денежными средствами, к которым относятся, в том числе кредитные организации (ст. 5 ФЗ № 115).

Пунктом 2 ст. 7 вышеуказанного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с ч. 11 ст. 7Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которойне представленыдокументы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у - работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно ч. 12 вышеуказанной нормы закона отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

В соответствии с п. 2.9. Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк России» банк имеет право приостановить проведение операций с использованием карты или ее реквизитов для проверки их правомерности.

Согласно п. 2.10.2. Условий банковского обслуживания банк имеет право полностью или частично приостановить операции по счету карты, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если уБанка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В силу пункта 9 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» использование клиентом электронного средства платежа (то есть способа перевода денежных средств с использованием в том числе платежных карт) может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по.инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

Пунктом 10 статьи 9 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

В соответствии с п. 4.32 Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк России», п.3.2.1.6 Условий размещения вкладов в ПАО Сбербанк, п. 3.18.2 Порядка предоставления ПАО Сбербанк услуг через удаленные каналы обслуживания, Банк имеет право полностью или частично приостановить операции по счету, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

На основании пункта 1 статьи б Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своемухарактеру данная операция относится, в частности, к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа, снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных данным федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации ( отмывания ) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФе по согласованию с уполномоченным органом и утверждаются руководителем организации. При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, ноидокументов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с Сорока Рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которой с июня 2003 года является Российская Федерация, и разъяснениями Центрального банка Российской Федерации, изложенными в письмах от 26.01.2005 года № 17-Т, от 03.09.2008 года № 111 -Т.

В соответствии с международными стандартами в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма финансовым учреждениям предписано на постоянной основе осуществлять надлежащую проверку деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для обеспечения того, чтобы заключаемые сделки соответствовали сведениям учреждения о клиенте, его деловой активности и характеру рисков, в том числе когда необходимо выяснять сведения об источнике средств (пятая Рекомендация ФАТФ).

Согласно пункту 4.1 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02.03.2012 года № 375-П, кредитная организация в целях оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма вправе запрашивать у клиента дополнительные документы и анализировать их путем сопоставления с информацией, имеющейся враспоряжении кредитной организации. При - этом действующее законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не ограничивает кредитные организации в части объема запрашиваемых у клиентов документов.

Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации преступных доходов..»клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных выше требований суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В соответствии с Методическими рекомендациями о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (утвержденных Банком России 13.04.2016 года №10-МР) кредитным организациям рекомендуется реализовывать предусмотренное подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ право принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.

При непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также, если в результате анализа представленных клиентом документов и информации у кредитной организации возникают подозрения, что клиент совершает операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитным организациям рекомендуется реализовывать в отношении клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Закона №115-ФЗ. 4

Пунктом 3.31 Условий выпуска и обслуживания дебетовой карты ПАО Сбербанк при нарушении держателем настоящих Условий, или при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для банка или клиента либо нарушение действующего законодательства банк вправе осуществить блокировку карты, а также принимать меры для ее изъятия; приостановить или прекратить проведение расходных операций по карте (с сохранением возможности проведения операций пополнения счета).

Также, в соответствии с пунктом 3.32 Условий банк имеет право полностью или частично приостановить операции по счету, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В связи с изложенным суд полагает, что истребование банком у истца документов, подтверждающих происхождение денежных средств и экономический смысл операции, согласуется с целями противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и не выходит за пределы полномочий, предоставленных в этой части кредитным организациям.

Суд приходит к выводу, что ответчик действовал в рамках, возложенных на него законом о противодействии легализации преступных доходов публично-правовых обязанностей по осуществлению контроля за расчетными операциями. Кроме того, суд учитывает, что ограничений на использование денежных средств банком не накладывалось, истец в любое время мог обратиться в отделение банка по месту ведения счетов и получить денежные средства со счета банковских карт, предъявив документ, удостоверяющий личность.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, в соответствии с вышеприведенными нормами закона, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гладышева Сергея Владимировича оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2020 года.

Судья         подпись                            И.Н. Доценко

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2-2207/2020 ~ М-1667/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гладышев С.В.
Ответчики
ПАО "Сбербанк России"
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Доценко И. Н.
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
22.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело передано в архив
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Дело оформлено
24.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее