дело №2-569/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2018 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Ромасловской И.М.
при секретаре Салмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фомина Ивана Алексеевича к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании:
истца Фомина И.А.,
представителя истца – Сапуновой И.В., допущенной к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству,
представитель ответчика Администрации городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента градостроительства городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора СНТ «Орленок» - председателя правления Заикина А.М., действующего от имени юридического лица без доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерства лесного хозяйства
представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял,
УСТАНОВИЛ:
Истец Фомин И.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Самара в котором с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просил признать право собственности на земельный участок площадью 1500.00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> №, предоставленный под садоводство в границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивируя свои требования тем, что с <дата> является членом СНТ «Орленок» и с указанного периода осуществляет пользование земельным участком площадью 1500.00 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> несет расходы по его содержанию. С целью оформления права собственности на указанный земельный участок истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка. Однако распоряжением Департамента от <дата> №№ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена. Указывая на то, что земельный участок для организации СНТ был предоставлен на законных основаниях, полагает, что имеет право на оформление земельного участка в собственность.
В судебном заседании истец Фомин И.А. и его представитель Сапунова И.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержали, просили заявленные требования удовлетворить, дали пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара представил возражения, в том числе дополнительные возражения на исковые требования, согласно которым просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Попов С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Кроме того, пояснил суду, что истец Фомин И.А. не использует земельный участок в целях садоводства.
Представитель третьего лица СНТ «Орленок» Заикин А.М. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил суду, что земельный участок для садоводства изначально в законном порядке был предоставлен СДТ «Орленок», а впоследствии члены СДТ организовали СНТ «Орленок». Земельный участок в целях садоводства был предоставлен сотрудникам Винтайского машиностроительного завода. До настоящего момента члены СНТ используют свои земельные участки. Однако сотрудники министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области утверждая, что территория СНТ относится к лесному фонду, незаконно сносят заборы, препятствуют водоснабжению СНТ. Члены СНТ несколько лет пытаются оформить свои права на земельные участки, которые им были предоставлены в установленном законом порядке. Однако до настоящего момента план – схема СНТ не согласована, неоднократные встречи и совещания с руководством Департамента градостроительства г.о. Самара положительных результатов не дали.
Заслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.1 ст.13 ФЗ от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Статьей 28 данного закона в его первоначальной редакции предусматривалось, что садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность (п.1).
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ (п.3).
Таким образом, с вступлением в силу данного закона граждане приобретали право на индивидуальную приватизацию законно предоставленных для ведения садоводства земельных участков. Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 31.05.2016 года №78-КГ16-18.
В настоящий момент согласно п.2.7 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
В случае, предусмотренном п.2.7 вышеуказанной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Судом установлено, что 24.04.2009 года решением собрания членов СДТ «Орленок» при профсоюзном комитете Винтайского машиностроительного завода Куйбышевского машиностроительного производственного объединения им.М.В.Фрунзе <адрес> было создано СНТ «Орленок», что подтверждается протоколом №, и зарегистрировано в ЕГРЮЛ при его создании <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Орленок» по состоянию на <дата>.
При этом согласно письма ОАО «Кузнецов» от <дата> филиалом ОАО «Моторостроитель» Винтайским машиностроительным заводом для рабочих и служащих было создано садоводческое огородническое товарищество «Орленок» на землях <адрес> и <адрес> для коллективного садоводства площадью 3.2 га согласно решения Куйбышевского Г. Совета народных депутатов от <дата> №.
В письме от <дата> ПАО «Кузнецов» указало, что в 1987 году СДТ «Орленок» <адрес> было создано при профсозном комитете Винтайского машиностроительного завода филиала КМПО им.М.В.Фрунзе <адрес> для рабочих и служащих на землях площадью 74 га в окрестностях <адрес>, в том числе отведенных под садовое дачное использование в кварталах 120, 121, 122, 123 Задельненского лесничества Ново – Буянского лесхоза в полосе отвода Куйбышевской железной дороги. Устав СДТ «Орленок» был утвержден собранием СДТ «Орленок» (протокол № от <дата>) и зарегистрирован в Администрации <адрес> <дата> во исполнение решения Куйбышевского городского совета народных депутатов Куйбышевской области от <дата> №.
20 октября 1996 года между Ново – Буянским лесхозом (Арендодатель) и филиалом АООТ Винтайский Машиностроительный Завод «Моторостроитель» (Арендатор) был заключен договор на аренду земельного участка №, согласно которому Арендатор предоставил в аренду сроком на 49 лет участки земли ГЛФ РФ площадью 10 га в 122 квартале Задельнинского лесничества Ново – Буянского лесхоза и 17.6 га в 123 квартале Задельнинского лесничества Ново – Буянского лесхоза.
Земельные участки были предоставлены для безвозмездного пользования гражданам, являющимися членами дачного огородного товарищества «Орленок» (п.2.2 договора).
Условия вышеуказанного договора предусматривали, что за аренду земельных участков Арендатор арендную плату не выплачивает (п.3.1 договора).
<дата> филиалом АООТ Винтайский Машиностроительный Завод «Моторостроитель» для последующей передачи на праве постоянного бессрочного безвозмездного пользования гражданами, являющимися членами СДТ «Орленок» последнему был передан испрашиваемый к отводу из состава Государственного лесного фонда России земельный участок площадью 30 га в 122 квартале Задельнинского лесничества Ново – Буянского лесхоза и 17.6 га в 123 квартале Задельнинского лесничества Ново – Буянского лесхоза на основании вышеуказанного договора аренды участка лесного фонда от <дата> №.
<дата> решением общего собрания членов СДТ «Орленок» была утверждена схема генерального плана застройки и освоения территории дачных участков и земель общего пользования. Данная схема была согласована Главой Администрации <адрес>, руководителем Комитета экологии и природных ресурсов, председателем Комитета по земельным ресурсам, директором Ново – Буянского лесхоза, Главным Госсанврачом СЭС <адрес>, Начальником ГПС отряда № УВД по <адрес> и утверждена Главным Архитектором города, директором филиала АООТ ВМЗ «Моторостроитель» и профсоюзным комитетом Винтайского машиностроительного завода.
Согласно Схеме генерального плана застройки и освоения территории дачных участков и земель общего пользования территорию СДТ «Орленок» составили земельные участки, в том числе предоставленные в аренду филиалу АООТ Винтайский Машиностроительный Завод «Моторостроитель» на основании договора на аренду земельного участка от <дата> №.
Из материалов дела следует, что на основании решения первичной профсоюзной организации от <дата> работнику цеха ОКС Болунову В.И. был предоставлен земельный участок площадью 1500.00 кв.м № в СДТ «Орленок», что подтверждается справкой, выданной председателем СДТ.
<дата> Болунов В.И. обратился с заявлением на имя председателя СНТ «Орленок» об исключении его из числа членов СНТ, а Фомин И.А. – с заявление о принятии его члены СНТ.
Решением общего собрания членов СНТ «Орленок» истец Фомин И.А. был принят в члены СНТ и за ним закреплен участок площадью 1500.00 кв.м №, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов товарищества от <дата> №.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «Поволжье» <дата>, площадь спорного земельного участка составляет 1500.00 кв.м. Земельный участок сформирован, с отображением границ земельного участка на местности.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Поволжье» Никулиной О.А. от <дата> № расположение и конфигурация спорного земельного участка, отраженное на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от <дата> полностью соответствует данным, указанным в Генеральном плане застройки и освоения земель общего пользования общей площадью 74.00 га в СДТ «Орленок» <адрес> при профсоюзном комитете Винтайского машиностроительного завода филиала КМПО им.М.В. Фрунзе по состоянию на <дата>.
Кроме того, кадастровым инженером границы спорного земельного участка были нанесены на схему генерального плана застройки и освоения территории дачных участков и земель общего пользования, в результате чего следует, что спорный земельный участок составляет территорию, предоставленную СДТ «Орленок» в аренду на основании договора на аренду земельного участка от <дата> № в составе 17.6 га в 123 квартале Задельнинского лесничества Ново – Буянского лесхоза.
Согласно имеющихся в материалах дела акта приема – передачи от <дата> и описи земель, передаваемых по акту приема – передачи, подписанного председателем СДТ «Орленок» и председателем СНТ «Орленок», территорию СНТ «Орленок» составляет, в том числе земельный участок площадью 17.6 га в 123 квартале Задельнинского лесничества Ново – Буянского лесхоза, переданный в аренду по договору от <дата> №.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу ФЗ от <дата> № – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» для ведения садоводства предприятиям и организациям, составляющего территорию впоследствии созданного СНТ «Орленок».
При этом факт того, что СНТ «Орленок» было создало в 2009 году, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку согласно п.3 ст.40 ФЗ от <дата> №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое имущество. Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-КГ17-50.
Истец Фомин И.А. до настоящего момента является членом СНТ «Орленок», что подтверждается справкой №, выданной председателем правления СНТ <дата>.
Согласно информации предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от <дата> №, при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о координатах узловых и поворотных точек границ спорного земельного участка в соответствии с представленным каталогом координат, пересечение границ указанного земельного участка с границами смежных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет не выявлено. Кроме того, представлена информация о расположении данного земельного участка относительно справочного слоя «Лес», внесенного в ЕГРН по информации министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> №.
Согласно информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> № спорный земельный участок, согласно представленному каталогу координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, полностью относится к землям лесного фонда и находится в квартале 123 Задельненского участкового лесничества Ново – Буянского лесничества.
При этом согласно подп.1 п.4 ст.14 ФЗ от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (п.12 ст.14 ФЗ от 21.12.2004 года №172-ФЗ).
В случаях, указанных в п.п.4, 9 и 13 ст.14 вышеуказанного закона, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется (п.15 ст.14 ФЗ от 21.12.2004 года №172-ФЗ).
Как указывалось ранее, на основании договора аренды от 20.10.1996 года № земельные участки были предоставлены для безвозмездного пользования гражданам, являющимися членами дачного огородного товарищества «Орленок», то есть до <дата>.
Согласно выписки из ИСОГД г.о. Самара от 16.04.2018 года №<адрес>-0-1, представленной Департаментом градостроительства г.о. Самара, спорный земельный участок в соответствии с Законом Самарской <адрес> от <дата> №-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области», Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 года №, рассматриваемый земельный участок входит в границы населенного пункта «город Самара» городского округа Самара и расположен на территории Красноглинского района. В соответствии со ст.83 ЗК РФ объект относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, по мнению суда, информация, предоставленная Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской <адрес> об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, не является препятствием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской <адрес> от <дата> № спорный земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов.
Согласно вышеуказанной выписки из ИСОГД г.о. Самара от <дата> №<адрес>-0-1, предоставленной Департаментом градостроительства Г. округа Самара, спорный земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р – 3) по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской Г. Д. от <дата> №.
Департаментом градостроительства г.о. Самара представлена информация о том, что <дата> на основании обращения Департамента в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе Г. округа Самара принято решение № «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Г. Д. от <дата> №», в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> № находится в зоне Р – 3 (зона природных ландшафтов).
При этом ранее территория СНТ «Орленок» принадлежала к территориальной зоне Р – 5 (зоне садово – дачных участков и коллективных садов), что подтверждается письмом Администрации г.о. Самара от <дата> и письмом Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от <дата> №-П04-06/24.
Однако пояснений относительно оснований для обращения в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе Г. округа Самара по вопросу внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре со стороны Департамента градостроительства г.о. Самара суду не представлено.
Нахождение части спорного земельного участка в границах зоны природных ландшафтов (Р – 3) не может расцениваться судом как препятствие для признания права собственности на спорный земельный участок, поскольку согласно исследованным доказательствам, земельный участок для садоводческого товарищества был предоставлен в 1996 году, то есть до утверждения Правил застройки и землепользования в городе Самаре постановлением Самарской Г. Д. от <дата> №. Границы спорного участка сформировались более 15 лет назад, границы земельного участка не менялись. Земельный участок для организации коллективного садоводства был предоставлен в соответствии с законодательством. В соответствии с п.8 ст.36 ГрК РФ, земельные участки и объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а также в соответствии с п.1 ст.6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных указанным постановлением от <дата> №, объекты недвижимости, ставшие несоответствующими после введения в действие настоящих Правил, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
Споров по границам спорного земельного участка не имеется, что подтверждается описанием местоположения границ дачного земельного участка, заключением правления от <дата> № и актом согласования местоположения границ земельного участка.
Согласно п.п.1, 2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию данного земельного участка или его резервирования для государственных или муниципальных нужд Администрацией городского округа Самара не представлено. Иных оснований ограничивающих право истца на бесплатное получение в собственность спорного земельного участка, ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, учитывая обстоятельства установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что земельный участок, испрашиваемый истцом Фоминым И.А. соответствует всем трем условиям, указанным в п.2.7 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 года №137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Из материалов дела следует, что истец пытался оформить право собственности на спорный земельный участок во внесудебном порядке.
Так, истец Фомин И.А. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Однако распоряжением от 29.12.2017 года №№ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Основанием для принятия данного решения послужил факт того, что согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской Г. Д. от <дата> №, испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны природных ландшафтов (Р – 3). Соответственно образование данного земельного участка будет нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ). Кроме того, в соответствии с письмом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской <адрес> от <дата> испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в квартале № Задельненского участкового лесничества Новобуянского лесничества. Так же, Департаментом указано, что земельный участок испрашивается в собственность бесплатно в рамках ст.10.4 Закона Самарской <адрес> от <дата> №-ГД «О земле». Однако план – схема СНТ «Орленок» не согласована. Размер испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства составляет 1500.00 кв.м, что не соответствует ст.12 вышеуказанного закона.
Согласно ст.10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №-ГД «О земле» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий:
некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения;
план – схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в собственность граждан осуществляется на основании заявления гражданина и документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, подготовленного и утвержденного правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков, планом-схемой, указанным в части 1 настоящей статьи. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином в соответствии с документом, указанным в абзаце первом настоящей части;
заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, орган, обладающий правом предоставления такого земельного участка, самостоятельно запрашивает сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также проверяет наличие согласованного плана – схемы территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п.2).
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением в соответствии с документом, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи;
выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения, в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (п.3).
Предоставление в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, которыми не могут быть соблюдены условия, предусмотренные частями 1 – 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со статьями 39.3, 39.5 и 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.7 – 2.10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (п.4).
В процессе рассмотрения данного гражданского дела истцом не оспаривался факт того, что план – схема СНТ «Орленок» до настоящего момента не согласована. При этом согласно пояснений представителя третьего лица СНТ «Орленок» - председателя правления СНТ Заикина А.М., план – схема была направлена в уполномоченный орган в срок, установленный Закона Самарской <адрес> от <дата> №-ГД «О земле». <дата> состоялась выездная встреча по вопросу согласования план – схемы границ земельных участков, занятых СНТ в <адрес>. По итогам данной встречи Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самары было рекомендовано в срок до <дата> утвердить план – схемы границ земельных участков, занятых, в том числе и СНТ «Орленок», о чем был составлен протокол рабочего совещания под руководством депутата Государственной Д. Х. А.Е. от <дата>.
Из материалов дела следует, план – схема СНТ «Орленок» была предоставлена на согласование в министерство имущественных отношений Самарской <адрес> <дата>, что подтверждается распиской о предоставлении документов.
При этом при принятии вышеуказанного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена Департаментом градостроительства г.о. Самара не были учтены установленные по делу обстоятельства и положения п.4 ст.10.4 Закона Самарской <адрес> от <дата> №-ГД «О земле».
Доводы представителя ответчика Администрации г.о. Самара о том, что площадь спорного земельного участка превышает установленный ст.12 Закона Самарской <адрес> от <дата> №-ГД «О земле» максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно для садоводства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого составляет 0.1 га, не могут быть принят судом во внимание, поскольку в данном случае право истца на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно возникло на основании п.2.7 ст.3 ФЗ от <дата> № – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в связи с чем превышение площади используемого истцом земельного участка максимального размера земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно для садоводства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленного ст.12 Закона Самарской <адрес> от <дата> №-ГД «О земле», не может является препятствием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы представителя министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о том, что в настоящий момент истец Фомин И.А. не использует земельный участок по назначению, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку из материалов дела и объяснения сторон следует, что Фомин И.А. являясь членом СНТ оплачивает членские взносы, СНТ «Орленок» с момента создания осуществляется хозяйственную деятельность и является действующим. В материалы дела представлены договоры на водоснабжение СНТ «Орленок», договор энергоснабжения, договор об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов и фотоматериалы, из которых следует, что земельные участки в СНТ «Орленок» используются по назначению. При этом истец Фомин И.А. и представитель СНТ «Орленок» пояснили суду, что сотрудники министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области чинят препятствия в использовании членами СНТ «Орленок» земельных участков, а именно: сносят заборы, ограждающие дачные участки, указывая на то, что территория СНТ относится к лесному фонду; неоднократно в отношении СНТ составлялись протоколы по делам об административных правонарушениях, в связи с использование СНТ емкостей для воды, что делает невозможным функционирование СНТ, поскольку отсутствует полив.
Из материалов дела следует, что председатель правления СНТ на протяжении нескольких лет обращался в правоохранительные органы по данному вопросу. Кроме того, были неоднократные обращения в различные органы власти по вопросу оформления прав членов СНТ «Орленок» на земельные участки. Однако до настоящего момента план – схема СНТ «Орленок» не согласована.
Письмом Минэкономразвития России от 08.11.2017 года №-№ относительно порядка исключения земельных участков из состава земель лесного фонда, даны следующие пояснения:
Согласно Федеральному закону №280-ФЗ сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками (далее - лесные участки), содержащиеся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Следует отметить, что Федеральным законом №280-ФЗ предусмотрены следующие случаи, при которых допускается изменение описания местоположения границ лесничеств, лесопарков, в том числе границ земельных участков из состава земель лесного фонда:
изменение категории земель, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, или изменением границ населенных пунктов, территориальных зон (части 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе), части 6, 14 статьи 34, часть 5 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
При наличии у гражданина права на получение земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно в соответствии с положениями п.2.7 ст.3 ФЗ №137-ФЗ предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется в соответствии со схемой расположения (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан) на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.39.2 ЗК РФ.
При подготовке межевого плана в отношении земельного участка, образуемого из лесного участка СНТ, кадастровый инженер в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» указывает на наличие предусмотренных п.4 ст.14 Закона о переводе обстоятельств, в соответствии с которыми категория земель, к которой отнесен образуемый земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения или земли населенных пунктов), отличается от категории земель, к которой отнесен исходный лесной участок СНТ (земли лесного фонда).
Таким образом, при государственном кадастровом учете земельного участка, образуемого из лесного участка СНТ, он будет отнесен органом регистрации прав к категории земель, отличной от категории земель лесного фонда, без решения о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Между тем, положениями, введенными ФЗ №280-ФЗ, не предусмотрен особый порядок установления, изменения вида разрешенного использования земельных участков, а также приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № (далее – Классификатор).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка устанавливается (изменяется, приводится в соответствие с Классификатором) после устранения противоречий между ЕГРН и ГЛР в общем порядке.
Соответственно, в данном случае определение вида разрешенного использования спорного земельного участка является преждевременным.
Учитывая обстоятельства установленные в судебном заседании, нормы материального права, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фомина Ивана Алексеевича удовлетворить.
Признать за Фоминым Иваном Алексеевичем, <дата> года рождения, уроженцем <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, право собственности на земельный участок площадью 1500.00 кв.м, расположенный по адресу: г.о. Самара, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, в следующих координатах:
X |
Y | |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в части исключения из ЕГРН сведений о расположении земельного участка площадью 1500.00 кв.м, расположенный по адресу: г<адрес>, относительно справочного слоя «Лес».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.М. Ромасловская
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2018 года.
Судья И.М. Ромасловская