24RS0056-01-2020-005662-76
Гражданское дело № 2-1233/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 30 августа 2021 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Фишер Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Красноярска, обратившегося в интересах Дешудзе Марины Васильевны, к администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Дешудзе М.В. к администрации г. Красноярска, в котором просил признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 № «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в г. Красноярске» в части установления срока расселения дома по адресу: <адрес> – на 2030 год, а также обязать администрацию города Красноярска изменить в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу срок расселения указанного многоквартирного жилого дома на 2021 год и обязать предоставить Дешудзе М.В. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах г. Красноярска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 35,5 кв.м.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства выявлены нарушения прав граждан в части непринятия администрацией города мер по расселению аварийного жилого дома; так заключением межведомственной комиссии от 07.05.2018 № указанный выше многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; распоряжением администрации г. Красноярска от 13.01.2016 № «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в Красноярске» срок расселения указанного дома (с учетом внесенных в него изменений) определен на 2030 год, что не соответствует условиям безопасности граждан, создаёт угрозу жизни и причинения вреда здоровью, в том числе Дешудзе М.В., проживающей в квартире <адрес> указанного дома на основании договора социального найма от 01.04.2015.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Михайловская О.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске; дополнительно суду пояснила, что состояние аварийного жилого дома является недопустимым, влечет реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
Материальный истец Дешудзе М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении процесса не просила.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Красноярска Харисова М.Х. (доверенность от 21.12.2020) заявленные требования не признала, суду в обоснование возражений пояснила, что дом признан аварийным в 2016 году, в 2020 году после прокурорской проверки были проведены работы по ремонту дома, чрезвычайной ситуации дом не создает; мероприятия по расселению данного аварийного дома во внеочередном порядке будут являться неправомерными, так как не расселены другие жители домов, признанных аварийными ранее данного дома, в настоящее время прокурор не представил доказательств невозможности проживания в доме истца; кроме того, истец может обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда; определение сроков отселения является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
В судебное заседание представители третьих лиц Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района г. Красноярка в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении процесса не просили.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие указанных лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом и не просивших об отложении процесса.
Изучив исковое заявление, возражения, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 8); осуществление муниципального жилищного контроля (пункт 9); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Статьей 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что Дешудзе М.В. совместно с иными членами семьи зарегистрирована и проживает на основании договора найма от 01.04.2015 в двухкомнатной квартире <адрес>, общей площадью № кв.м, в <адрес> в <адрес>.
Исходя из акта межведомственной комиссии от 24.04.2018 № многоквартирный жилой дом <адрес> в <адрес> является аварийным и подлежащим сносу в связи с несоответствием требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2016 № 47 вследствие физического износа здания; заключением межведомственной комиссии от 07.05.2018 № указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В связи с признанием дома аварийным распоряжением администрации г. Красноярска от 13.01.2016 № «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в г. Красноярске» (с изменениями, внесенными распоряжением администрации г. Красноярска от 21.05.2018 №) определены сроки отселения жителей из аварийного жилого дома в г. Красноярске, расположенного по адресу: <адрес>, – 2032 год (п. 441).
Распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 № опубликовано в газете «Городские новости» № от 20.01.2016; распоряжение администрации от 21.06.2018 № за подписью заместителя главы города также опубликовано в газете «Городские новости» № от 26.06.2018.
Обращаясь с требованиями о признании распоряжения администрации об определении сроков расселения жителей указанного многоквартирного дома незаконным, прокурор ссылается:
- на заключение НТЦ «Геотехнология» от 18.09.2019, сделанного по результатам дополнительного (повторного) обследования технического состояния строительных конструкций указанного многоквартирного жилого дома, 1960 года строительства, согласно которому все конструкции дома находятся в том же, что и при первичном осмотре, или более аварийном состоянии; требуется в кратчайшие сроки произвести демонтаж здания и ограничить доступ граждан в него;
- на пояснения специалиста Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 18.02.2020, согласно которому при визуальном осмотре здания было установлено наличие течи сетей водоотведения в подвальном помещении, разрушение маяков, расположенных на трещинах в ограждающих конструкциях, выпучивание стенового материала в районе второго этажа торцевого фасада МКД, разрушение отделочного слоя цокольной части МКД, отслоение и разрушение штукатурно-окрасочного слоя фасадов; разрушение асбестоцементных листов кровли, отсутствие водостока; разрушение пола первого этажа межквартирных коридоров, гниение деревянных досок и др. недостатки; при этом доступ в жилые помещения при осмотре не обеспечен;
- на пояснения специалиста Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 28.04.2020, согласно которому при визуальном осмотре здания подтвердились наличие недостатков, ранее выявленных при обследовании дома.
Действительно постановлением администрации г. Красноярска от 18.02.2020 № ситуация, сложившаяся в жилом доме <адрес>, признана представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно заключению ООО «Градпроектстрой», подготовленному на основании осмотра дома, проведенного с марта по апрель 2020 г., за период эксплуатации в здании жилого дома <адрес> образовались различные деформации и повреждения строительных конструкций; в рамках мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, предписано выполнить в срочном порядке следующие противоаварийные мероприятия:
-инъецирование трещин наружных стен с перекладкой наружных верст вдоль трещин;
- инъецирование сквозных трещин во внутренних стенах здания;
- замену аварийных полов в общих коридорах первого этажа;
- вывести вентиляционные короба за кровлю и утеплить вентиляционные короба для предотвращения образования конденсата и гниения стропильных конструкций и чердачного перекрытия;
- заменить замочный утеплитель, чтобы предотвратить гниение деревянных элементов перекрытия;
- выполнить ремонт аварийных балконных плит;
- устранить протечки в канализационной и водопроводной системах трубопроводов во избежание замачивания грунтового основания;
- выполнить ремонт входной площадки с обеспечением уклона от входа здания.
Кроме того, заключением предусмотрен ряд работ для восстановления остальных строительных конструкций в работоспособное техническое состояние.
Во исполнение постановления администрации г. Красноярска от 18.02.2020 № департаментом городского хозяйства были организовано проведение ремонтных работ указанного дома в соответствии с заключением ООО «Градпроектстрой», что подтверждается договором от 13.03.2020 № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации в рамках проведения аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера в жилом доме <адрес>, муниципальным контрактом № от 03.07.2020 на проведение указанных работ, локальным сметным расчетом от 03.07.2020.
Окончание работ подтверждается актом о приемке выполненных работ от 18.08.2020.
Постановлением администрации г. Красноярска от 10.09.2020 № 689 угроза возникновения чрезвычайной ситуации в жилом <адрес> в <адрес> признана ликвидированной.
Дав оценку указанным обстоятельствам, суд не находит оснований для признания оспариваемого распоряжения администрации от 13.01.2016 № незаконным и возложения на ответчиков обязанности по изменению срока отселения лиц из указанного жилого дома.
Так, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, п. 49 которого установлено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из положений указанных выше правовых норм следует, что вопрос об определении сроков отселения граждан из аварийного жилья отнесен исключительно к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем определение даты отселения граждан из указанного аварийного дома подлежит разрешению непосредственно органом местного самоуправления.
Закрепленные распоряжением от 13.01.2016 № сроки определены в пределах полномочий, предусмотренных ст. 14 ЖК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с п. 49 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Указанное распоряжение, в редакции распоряжения администрации г. Красноярска от 21.06.2018 №, в части установления даты расселения дома <адрес> в <адрес>, принято в соответствии с возложенной на администрацию города компетенцией, в рамках имеющихся у руководителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – заместителя главы города полномочий, опубликовано в установленном порядке в газете «Городские новости», соответствует положениям вышестоящих нормативно-правовых актов, в частности положениям Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, не нарушает прав и законных интересов материального истца.
Прокурором же незаконность действий органов местного самоуправления в рамках настоящего дела не установлена, в установленном законом порядке распоряжение № от 21.06.2018 не оспорено. Изменение утвержденных сроков расселения в судебном порядке возможно только в случае наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, признанном аварийном, в том числе путем предъявления требований, непосредственно направленных восстановление нарушенных прав жильцов аварийного дома.
Между тем прокурор не представил суду доказательств того, что на момент рассмотрения дела имеется действительная угроза причинения вреда жизни и здоровью жителей дома <адрес>, в том числе материального истца.
Так, представленные прокурором заключения и пояснения специалистов сделаны до проведения в июле-августе 2020 года аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Сам факт признания дома аварийным и подлежащим сносу не может являться достаточным основанием для изменения сроков отселения в судебном порядке, поскольку допустимых доказательств того, что данный жилой дом, признанный аварийным и требует немедленного расселения, не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 56 ГПК РФ, суд находит, что прокурор не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости вмешательства в исключительную компетенцию органа местного самоуправления и возложения на него обязанности по определению срока отселения дома на 2021 год, в связи с чем исковые требования в указанной части удовлетворению также не подлежат.
Не находи оснований суд и для удовлетворения требований в части предоставления Дешудзе М.В. вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социальной найма взамен помещения, расположенного в жилом доме, признанного аварийным.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Исходя из положений ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2)…
Приведенные выше положения жилищного законодательства возлагают на орган местного самоуправления обязанность предоставить гражданам, проживающим в аварийном доме, иного жилого помещения во внеочередном порядке без учета утвержденных сроков расселения только в случае наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан проживающих в доме, признанном аварийном.
Между тем на момент рассмотрения дела истец не представил суду таких доказательств.
Сам факт признания дома аварийным и подлежащим сносу не может являться достаточным основанием для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку допустимых доказательств того, что данный жилой дом, признанный аварийным и требует немедленного расселения, не представлено.
Кроме того, жители аварийного дома не лишены возможности обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда в связи с невозможностью проживания в занимаемом помещении.
Исходя из ответов администрации Октябрьского района г. Красноярска от 26.02.2021, 20.07.2021, ответа Департамента градского хозяйства администрации г. Красноярска от 21.07.2021, Дешудзе М.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состояла и не состоит, с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда не обращалась.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 56 ГПК РФ, суд находит, что прокурор не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости предоставления Дешудзе М.В. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма за рамками утвержденных администрацией г. Красноярска сроков расселения граждан из аварийных домов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 13.01.2016 № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░