Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-457/2016 ~ М-535/2016 от 28.10.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

от 29 ноября 2016 года          г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Щукиной Г.Д.,

с участием:

представителя ответчика – Главы <адрес> ФИО5,

третьего лица на стороне истца ФИО6,

при секретаре Манько Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к администрации <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ году ей, как молодому специалисту <***>, по ходатайству отдела образования исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов правлением колхоза <***> была предоставлена <адрес> двухквартирном <адрес>, расположенном в <адрес>, которому впоследствии постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О нумерации домов и наименований улиц» и постановлением главы <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , был присвоен по <адрес>, которой она стала пользоваться.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> сельского совета ей был передан в собственность земельный участок площадью <***> га, закрепленный за предоставленной ей квартирой, расположенный по адресу: <адрес>. Однако начиная с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с реорганизацией колхоза <***> » в сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, в том числе в <***> которые в установленном порядке не принимали на баланс принадлежащий колхозу <***> жилищный фонд, она не смогла реализовать предоставленное ей законом право на приватизацию, находящегося у нее в пользовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку с момента реорганизации колхоза <***> по настоящее время она пользуется предоставленным ей на праве найма жилым помещением, неся расходы на его содержание, то с ДД.ММ.ГГГГ года стала обращаться в различные инстанции и в органы местного самоуправления с заявлениями о приватизации занимаемой ею <адрес> однако в удовлетворении данных заявлений ей было отказано в связи с тем, что данная квартира не является собственностью <адрес> муниципального образования, муниципального образования <адрес> и других предприятий и учреждений.

Так как она во внесудебном порядке не смогла реализовать свое право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, просит признать за ней право собственности на <адрес>, расположенную в одноэтажном деревянном жилом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, <адрес>, в порядке приватизации.

В судебное заседание истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором поддержала свои требования.

Представитель истца ФИО7, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив сообщение о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица - комитета по управлению муниципальным имуществом Завитинского <адрес> в суд не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

При данных обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие истца, ее представителя, и представителя третьего лица – комитета по управлению имуществом Завитинского <адрес>.

Представитель ответчика ФИО5, считая исковые требования ФИО1 обоснованными пояснила, что жилищный фонд, расположенный в настоящее время в <адрес> действительно был построен колхозом <***> в основном за счет государственных кредитов и собственных средств, в связи с чем находился на балансе данного сельхозпредприятия и распределялся последним. В ДД.ММ.ГГГГ году колхозом <***> ФИО1, как учителю сельской школы <адрес>, проживающей в данной местности была предоставлена в пользование и владение на праве найма неблагоустроенная трехкомнатная <адрес> деревянном двухквартирном <адрес>, расположенном на территории <адрес>, которому в последующем постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О нумерации домов и наименований улиц» и постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ , был присвоен по <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхоз <***> был реорганизован в <***> но при проведении реорганизации жилищный фонд колхоза <***> куда входила и квартира ФИО1 в муниципальную собственность <адрес> сельсовета, <адрес> или гражданам, занимаемых ими помещений, в порядке установленном Законом о приватизации жилья не передавался. При реорганизации колхоза <***> в <***>», жилищный фонд колхоза на паи не делился и в уставный фонд <***> не вносился, в связи с чем, как во время осуществления деятельности <***> так и его правопреемника <***> граждане, оставшиеся проживать в бывшем жилищном фонде колхоза <***> в том числе и ФИО1, фактически с ДД.ММ.ГГГГ года, не имели возможности использовать право на приватизацию, занимаемых ими жилых помещений из-за отсутствия собственника, в связи с чем считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению

Третье лицо ФИО6 поддержал исковые требования своей жены ФИО1 пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ году колхозом <***> его жене ФИО1, как учителю сельской школы <адрес>, проживающей в данной местности, была предоставлена в пользование и владение на праве найма неблагоустроенная трехкомнатная <адрес> деревянном двухквартирном <адрес>, расположенном на территории <адрес>, которому в последующем постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О нумерации домов и наименований улиц» и постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ , был присвоен по <адрес> <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ года колхоз <***> был реорганизован в <***> но при проведении реорганизации жилищный фонд колхоза <***> куда входила и их квартира в муниципальную собственность <адрес> сельсовета, <адрес> или гражданам, занимаемых ими помещений, в порядке установленном Законом о приватизации жилья не передавался. При реорганизации колхоза <***> в <***> жилищный фонд колхоза на паи не делился и в уставный фонд <***> не вносился, в связи с чем, как во время осуществления деятельности <***> так и его правопреемника <***> граждане, оставшиеся проживать в бывшем жилищном фонде колхоза <***> не имели возможности использовать право на приватизацию, занимаемых ими жилых помещений из-за отсутствия собственника. Поскольку ФИО1 не использовала право на приватизацию, принадлежащего ей на праве найма жилого помещения, то в связи с отсутствием у него возражений против данных требований, просит признать право собственности ФИО1 на <адрес> <адрес>, так как данные требования не нарушают его прав.

Свидетели ФИО9 и ФИО10 пояснили, что жилищный фонд, расположенный в <адрес> действительно был построен колхозом <***> в основном за счет государственных кредитов и распределялся по решению правления колхоза. В ДД.ММ.ГГГГ году, учителю <адрес> ФИО1, правлением колхоза <***> была предоставлена в пользование и владение на праве найма неблагоустроенная трехкомнатная <адрес> деревянном двухквартирном <адрес>, расположенном на территории <адрес>, которому в последующем постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О нумерации домов и наименований улиц» и постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ , был присвоен по <адрес> <адрес>, В конце ДД.ММ.ГГГГ года колхоз <***><***> был реорганизован в <***> которое в последующем было преобразовано в <***> однако при реорганизации колхоза <***> находящийся у него на балансе жилищный фонд, на паи не делился и в уставный фонд <***> не вносился и в собственность муниципального образования не передавался, в связи с чем ФИО1 до настоящего времени не имеет возможности, реализовать право на приватизацию, принадлежащего ей на праве найма жилого помещения.

Заслушав представителя ответчика, третье лицо на стороне истца ФИО6, свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с порядком приобретения права собственности, урегулированы главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и классифицируются на первичные и производные

К числу первичных относится предусмотренный пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ способ приобретения титула собственности на вещь, согласно которому соответствующее право на имущество, имеющее собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218).

В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 218)

Таким образом, при предъявлении лицом иска о признании права собственности на вещь необходимо доказать наличие одного из предусмотренных законом оснований возникновения такого права.

В обоснование своих требований истец ФИО1 ссылается на то, что право собственности на спорное имущество возникло у нее в силу положений ст. 217 ГК РФ и Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 1) относит реализацию гражданами закрепленного в части 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.

В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Право на приватизацию жилья по смыслу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и преамбулы Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», является одним из производных способов приобретения права собственности на жилое помещение, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, и служит основным условием реализации прав граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье и наилучшего с их точки зрения варианта улучшения своих жилищных условий.

Из преамбулы Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что данный закон во главу угла ставит не юридическую судьбу государственного (муниципального) жилищного фонда, а удовлетворение жилищных потребностей граждан, которые в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации должны осуществляться по усмотрению этих граждан и в их интересах.

В решении вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своих интересах, путем подачи заявления (ст. 8). Закрепляя в законе это положение, государство взяло на себя обязательство по обеспечению возможности его реализации гражданами и созданию необходимых условий, позволяющих гражданам, выразившим волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственниками.

Согласно, показаниям представителя ответчика, третьего лица, свидетелей, сведениям, содержащимся в техническом паспорте на <адрес> жилом <адрес>; - в ДД.ММ.ГГГГ году колхозом <***> за счет государственных кредитов был построен и сдан в эксплуатацию деревянный, одноэтажный, двухквартирный жилой <адрес>, расположенный в настоящее время, в соответствии с постановлением Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О нумерации домов и наименований улиц» и постановлением Главы администрации <***> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов на территории <адрес> сельсовета» и постановлением Главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении адреса жилому дому», по <адрес>, который был поставлен на баланс данного сельскохозяйственного предприятия.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», было определено, что квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности.

В последующем, данные требования были закреплены в постановлении Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ", в целях улучшения материального положения учителей начальных и семилетних школ, возложившего на исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся обязанности по бесплатному предоставлению учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартир с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Позднее Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 года №1863 «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», были установлены льготы для молодых специалистов, согласно которых молодые специалисты должны были обеспечиваться жилой площадью предприятием (учреждением), в которые они направлены при распределении. Молодые специалисты, направляемые на работу в учреждения просвещения, в случае отсутствия ведомственной жилой площади должны обеспечиваются жилой площадью местными Советами депутатов трудящихся по ходатайству соответствующих учреждений и организаций (п.29).

Письмом Минфина СССР от 10.09.1973 N 194 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" обязанности по строительству

общеобразовательных школ, интернатов для учащихся и жилых домов для учителей в сельской местности были возложены на Министерство сельского строительства СССР, Министерство строительства СССР, Министерство промышленного строительства СССР, Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерство транспортного строительства, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР и другие министерства, осуществляющие строительство в сельской местности, а также на местные, в том числе межколхозные, строительные организации.

Из анализа вышеприведенных нормативно - правовых актов, следует, что квалифицированным работникам просвещения (в том числе молодым специалистам), проживающим в сельских местностях, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры, по нормам установленным в данной местности, с отоплением и освещением в натуре.

Как следует из показаний представителя ответчика, третьего лица, свидетелей, утверждавших, что ДД.ММ.ГГГГ году учителю <адрес> восьмилетней школы <адрес>, ФИО1, с учетом членов ее семьи, была предоставлена на праве найма неблагоустроенная трехкомнатная квартира в двухквартирном деревянном жилом <адрес>; сведений содержащихся в трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом народного образования <адрес> райисполкома на имя ФИО6 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время последняя действительно работает в начальной общеобразовательной школе <адрес>; корешке ордера , выданном ДД.ММ.ГГГГ на основании решения <адрес> райисполкома <адрес> ФИО1, учителю начальных классов <адрес> восьмилетней школы, на право вселения совместно с членами своей семьи в <адрес> <адрес>; паспорте , выданном ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> на имя ФИО1; постановлении Главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов на территории <***> сельсовета»; постановлении Главы <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О нумерации домов и наименований улиц» и постановлении Главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении адреса жилому дому» согласно которому дому, в котором расположена квартира ФИО1 был присвоен адрес: <адрес>-<адрес>; - в ДД.ММ.ГГГГ году учителю <адрес> восьмилетней школы <адрес>, ФИО1, на основании решения <адрес> райисполкома <адрес>, колхозом <***> была предоставлена на праве найма трехкомнатная квартира в деревянном двухквартирном <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, которому в ДД.ММ.ГГГГ году был присвоен по <адрес>, в связи с чем с данного периода по настоящее время наниматель данной квартиры совместно с членами своей семьи, пользуется данным жилым помещением.

Поскольку в силу требований ст. 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года и действовавшей до 25 декабря 1993 года, закрепившей что «собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности», колхозы и совхозы не являлись государственными предприятиями, что получило свое закрепление в ст. ст. 93.1, 99 и 100 ГК РСФСР в редакции 1964 года, установивших, что «имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом» и что «колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам. Собственностью колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач», то колхоз <***> в соответствии с Уставом мог владеть на праве оперативного управления объектом недвижимости – домом по <адрес> построенным им за счет средств государства.

В связи с принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» законодателем с учетом требований ст. 12 Конституции Российской Федерации было принято решение не о приватизации колхозов и совхозов, а об их реорганизации, путем преобразования в иную организационно правовую форму.

Для чего, Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», на колхозы и совхозы была возложена обязанность в 1992 году привести свой статус в соответствие согласно Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности, путем реорганизации и перерегистрации в соответствующих органах (п. 3).

После этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было определено, что колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, газоснабжения и другие объекты (п.5), а также что колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования (п.6). При этом стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза (п. 8).

Принципы и порядок приведения статуса колхозов и совхозов в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», их реорганизации и перерегистрации были определены в Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Минсельхозом РСФСР от 14 января 1992 года, установивших, что в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включаются: объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.) (п. 2), но право выбора способов передачи имущества принадлежит трудовому коллективу (п.3). Однако колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы, кроме объектов образования (школ, библиотек и др.), юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством (п. 4). При этом решение о передаче, продаже или сдаче имущества муниципальным органам по предложению внутрихозяйственной комиссии принимает общее собрание (собрание уполномоченных) трудового коллектива реорганизуемого хозяйства.

В рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденным Минсельхозом РФ от 14 января 1992 года (приложение №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570), подтвердивших позицию законодателя, что колхозы и совхозы в силу требований ст. 12 Конституции Российской Федерации являются не государственными предприятиями (ч. 4 п. 1), было предусмотрено, что реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие(п. 5). Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей Инструкцией. Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства (п.6.2).

Согласно Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», было также определено, что колхозы и совхозы могут передавать, продавать и сдавать в аренду объекты социальной инфраструктуры муниципальным органам. При этом в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам включаются объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.). В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов.

В последующем Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, были закреплены основные позиции, изложенные в приложении №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570, в том числе, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (п. 5). При реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы безвозмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллективами (п.6).

Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключается стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается (п. 13).

Таким образом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Положению о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708, и Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда трудовым коллективом могло быть принято одно из следующих решений: передача в муниципальную собственность; передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья и соответствующим решением Советов народных депутатов;

Соответственно если жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан в муниципальную собственность, то его передача в собственность граждан осуществлялась в соответствии с Законом о приватизации жилья, но до реорганизации колхоза или совхоза, последние могли самостоятельно осуществить передачу или продажу гражданам занимаемых ими помещений, в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов.

Вышеуказанный подход в решении вопроса о судьбе жилищного фонда реорганизуемых совхозов не противоречил требованиям статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определившего, что жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, подлежит приватизации, а также пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложению №3 к данному законодательному акту, закрепившему, что жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности, и подлежит передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится.

Согласно решению Малого Совета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью <***> свидетельству о государственной регистрации <***> Уставу <***>», утвержденного собранием участников <***> ДД.ММ.ГГГГ, протоколу учредительного собрания работников колхоза <***> от ДД.ММ.ГГГГ, Учредительного договора о создании Товарищества с ограниченной ответственностью <***> от ДД.ММ.ГГГГ - на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708, - в ДД.ММ.ГГГГ году колхоз <***> был реорганизован в Товарищество с ограниченной ответственностью <***> которое закрепило в Уставе, что Товарищество, является правопреемником реорганизуемого колхоза <***> (п. 1).

В последующем, согласно Уставу СПК колхоза <***> утвержденному общим собранием коллектива от ДД.ММ.ГГГГ; постановлению Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации <***> выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, на ДД.ММ.ГГГГ, - в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», закрепившего, что «предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат преобразованию до 1 июля 1999 года, в организационно правовые формы, закрепленные в части первой Кодекса», <***> было преобразовано в <***> которое закрепило в своем Уставе, что Кооператив является правопреемником <***> (ст. 1.1,1.4).

В связи с чем, суд, учитывая, что в соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица, считает, что <***> а затем <***> стали правопреемниками и собственниками имущества колхоза <***>

Однако как следует из показаний представителя ответчика, третьего лица, свидетелей, утверждавших, что жилищный фонд колхоза <***> на паи не делился и в уставной фонд <***> не передавался; Устава <***> не содержащего полномочий Товарищества по распоряжению жилищным фондом, но закрепившего, что уставный фонд Товарищества образуется в размере имущественных паев - <***> рублей и земельных паев <***> га, Устава <***> не содержащего полномочий Кооператива по распоряжению жилищным фондом, - жилищный фонд колхоза <***> при его реорганизации в <***> не был включен в уставный фонд Товарищества, в связи с чем не стал собственностью последнего и его правопреемника <***>

В силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" закрепившего, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника (п. 2 ст. 126) и жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (п. 5 ст. 132).

Решением Арбитражного суда Амурской области от 01 сентября 2004 года <***> было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него была открыта процедура банкротства - конкурсное производство сроком до ДД.ММ.ГГГГ, определением Арбитражного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ было завершено конкурсное производство в отношении <***>

Вместе с тем согласно показаниям представителя ответчика, третьего лица, свидетелей, материалам дела, в том числе выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, на ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей о прекращении деятельности <***> ДД.ММ.ГГГГ, в процессе конкурсного производства открытого в отношении <***> в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - следует, в процессе конкурсного производства открытого в отношении <***> в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд муниципальному образованию, на территории которого он расположен, не передавался и данные органы о наличии у <***> жилищного фонда социального использования не уведомлялись, в связи с чем суд также приходит к выводу, что в период конкурсного производства у <***> не было в собственности и на балансе жилищного фонда колхоза <***>

Однако, согласно показаний представителя ответчика, третьего лица, свидетелей, утверждавших, что жилищный фонд колхоза <***> в муниципальную собственность <адрес> сельсовета <адрес> или <адрес> не передавался; информации <***> отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ ; техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отделением технической инвентаризации на <адрес> деревянном одноэтажном двухквартирном <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, по <адрес> с инвентарным номером ; свидетельству на праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданном ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> сельского совета; справки комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой жилой <адрес> <адрес> не является муниципальной собственностью <адрес> области и в реестре муниципальной собственности <адрес> не значится; справки администрации <адрес> сельсовета <адрес> , согласно которой жилой <адрес> <адрес> не является муниципальной собственностью <адрес> сельсовета; уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав и правопритязаний на <адрес>, сведений территориального управления Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилое помещение (дом), расположенный по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не значиться; справки Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , о том что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в реестре собственности Амурской <адрес> отсутствует - следует что, несмотря на прямое указание законодательных и нормативно-правовых актов, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении колхоза <***> в ходе преобразования в <***> не передавался гражданам, проживающим в нем и не передавался в ведение органам местного самоуправления, на территории которого располагался, т.е. <адрес> сельсовету <адрес>.

С учетом разъяснения содержащегося в абзаце 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» о том, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья, суд приходит к убеждению, что факт не выполнения колхозом <***> <***> сельским Советом народных депутатов, <адрес> Советом народных депутатов <адрес> требований действующего в тот период законодательства, по передаче жилищного фонда гражданам, проживающим в нем в порядке, установленном Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации либо в ведение органов местного самоуправления, не должен влиять на жилищные права истца, вселившегося и проживающего в служебном жилищном фонде колхоза <***> до преобразования последнего, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления и колхозом <***> документов по передаче жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении колхоза <***> в ведение органов местного самоуправления, т.е. администрации <адрес> сельсовета <адрес>

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Принимая во внимание, сведения о том, что истец ФИО1 начиная с ДД.ММ.ГГГГ года не использовала право на бесплатную приватизацию (справка комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и справка администрации <адрес> сельсовета <адрес> о том, что ФИО1 не имеет приватизированного жилого помещения и право на приватизацию жилья, расположенного на территории <адрес> области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не использовала), а также учитывая наличие согласия члена семьи ФИО1ФИО6 на приватизацию последней <адрес> двухквартирном жилом <адрес>; отсутствие правопритязаний на спорный объект третьих лиц, достаточность доказательств, представленных истцом, необходимость устранения неопределенности правового статуса имущества, суд считает, что исковые требования ФИО1 о признании права собственности на трехкомнатную <адрес> – общей площадью <***> кв. метров, жилой площадью <***> кв. метров, расположенную в двухквартирном деревянном одноэтажном жилом <адрес>, в порядке приватизации, подлежат удовлетворению путем передачи истцу спорного имущества в собственность.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Признать право собственности ФИО1 на трехкомнатную квартиру общей площадью <***> кв. метров, жилой площадью <***> кв. метров, с инвентарным номером , расположенную в одноэтажном двухквартирном деревянном жилом доме, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, по адресу <адрес>, в порядке приватизации

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть, начиная с 29 ноября 2016 года.

Председательствующий судья Г.Д. Щукина

2-457/2016 ~ М-535/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванченко Галина Федоровна
Ответчики
Администрация Белояровского сельсовета
Другие
КУМИ Завитинского района
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Щукина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
28.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2016Передача материалов судье
01.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2016Судебное заседание
29.11.2016Судебное заседание
29.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее