Дело №12-97/2015
Р Е Ш Е Н И Е
п. Емельяново 30 июня 2015 года
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Адиканко Лариса Геннадьевна, рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Зайцева ФИО5 на постановление Государственной инспекции труда в красноярском крае от 17 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – <данные изъяты> Зайцева ФИО6,
У С Т А Н О В И Л:
17.03.2015 года Государственной инспекцией труда в Красноярском крае по результатам проверки соблюдения законодательства об охране труда в ООО «Восток-Сервискласс», проведенной в период с 05.03.2015 года по 17.03.2015 года, составлен протокол, в котором отражены выявленные проверкой нарушения, а именно, отсутствие организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации.
Постановлением Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 17.03.2015 года Зайцев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и на него, как на должностное лицо, наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 24000 рублей.
Как следует из постановления, Зайцев Д.А. - генеральный директор ООО «Восток-Сервискласс», не организовал проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников организации, что привело к нарушению трудового законодательства, а именно ст.ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ.
Не согласившись с постановлением, Зайцев Д.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанные протокол и постановление, мотивируя тем, что протокол, составленный по делу, не содержит указания на то, какие именно сотрудники ООО «Восток-Сервискласс» в отношении которых должны проводиться предварительные и периодические медицинские осмотры. Таким образом, не установив все обстоятельства, необходимые для проверки для составления протокола, а в последующем и для вынесения постановления Инспекцией не определены объективная, субъективная сторона правонарушения.
В судебном заседании представитель Зайцева Д.А. - Куваева М.О., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, пояснила, что при проведении проверки инспектору был представлен договор предоставления медицинских услуг от 02.02.2015 года; исходя из вида выполняемых в ООО» Восток-Сервис» работ, периодические медицинские осмотры должны проходить три сотрудника, занимающих должности слесаря по ремонту автомобилей и механика. Иные сотрудники, исходя из характера их трудовой деятельности, периодическим медицинским осмотрам не подлежат.
По ходатайству представителя Зайцева Д.А. к материалам дела приобщена справка о том, что в период с 30.03.2015 года по 03.04.2015 года 3 сотрудника ООО «Восток-Сервискласс» прошли периодический медицинский осмотр в КБУЗ «КМБ № 2».
Представитель государственной инспекции труда в красноярском крае Зементов В.И. в судебном заседании доводы жалобы Зайцева Д.А. не признал, суду пояснил, что до начала проверки в адрес руководителя ООО «Восток-Сервискласс» направлен перечень документов, которые необходимо предъявить для достижения целей и задач проведения проверки. В соответствии со ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) и не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований). Таким образом, работники не могут быть допущены работодателем к исполнению своих обязанностей без соответствующих медицинских осмотров. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н и им предусмотрена обязательность предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а так же с целью раннего выявления и профилактики заболеваний. С момента образования ООО «Восток - Сервискласс» работники допускались к работе без проведения предварительных медицинских осмотров. Список контингента, на основании которого принимаемые работники направляются на предварительный медицинский осмотр, работодателем своевременно не был составлен и утвержден. Контингент работников, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам, был утвержден в ООО «Восток-Сервискласс» только накануне проверки, при этом заключения о проведении работникам предварительных медицинских осмотров отсутствуют. С момента образования ООО «Восток - Сервискласс» периодические медицинские осмотры работников не проводились, что подтверждается отсутствием (не предоставлением) документов, подтверждающих проведение работодателем медицинских осмотров работников. Поименные списки лиц, подлежащих осмотрам, и договор с медицинской организацией на проведение медицинских осмотров при проведении проверки представлены не были.
Выслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении необходимо выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) и не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н (Приложение № 3).
В силу п. 2 Порядка, обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а так же с целью раннего выявления и профилактики заболеваний; п. 7 Порядка предусмотрено, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем; в соответствии с п. 8 Порядка, направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов; согласно п. 12, по окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение; в силу п. 19, периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностного лица за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно, за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных суду материалов дела об административном правонарушении, начальником отдела по 4-й группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае Зементовым В.И. в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, на основании Распоряжения № 8-ПП/2015-1/169/038/3/1 от 27.02.2015 г. в период с 05.03.2015 г. по 17.03.2015 г. (с общей продолжительностью нахождения в организации 5 часов 05.03.2015 г., 2 часа 17.03.2015 г.) проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства РФ в ООО «Восток-Сервискласс».
Плановая проверка ООО «Восток-Сервискласс» проведена в порядке, определенном статьями 357, 360 Трудового Кодекса РФ, Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 324.
По итогам проведенной проверки 17.03.2015 г. составлены акт проверки, предписание об устранении выявленных нарушений и составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно протокола, при ознакомлении с ним руководителем ООО «Восток-Сервискласс» не выражено несогласия с выявленными нарушениями, собственноручно указано на устранение допущенных нарушений и завалено ходатайство о рассмотрении дела по существу в день составления протокола, в связи с чем 17.03.2015 года вынесено постановления о назначении Зайцеву Д.А. административного наказания.
Из представленных материалов следует, что в ООО «Восток - Сервискласс» работники допускались к работе без проведения им периодических медицинских осмотров.
Поименные списки лиц, подлежащих осмотрам, в ходе проверки представлен не был, несмотря на то, что требование о предъявлении документов, подтверждающих проведение обязательных медицинских осмотров, было изложено в перечне документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Данный перечень вместе с распоряжением о проведении проверки заранее, до начала проверки был доведен до сведения работодателя, что подтверждается подписью руководителя организации в акте проверки об ознакомлении с распоряжением.
Таким образом, до начала проверки - 05.03.2015 года - у ООО «Восток - Сервискласс» было достаточно времени для подготовки и предъявления документов, подтверждающих организацию работы по проведению медицинских осмотров работников.
Согласно договора № 82 от 02.02.2015 года, заключенного между ООО «Восток-Сервискласс» и КГБУЗ «Красноярская межрайонная больница № 2», последняя приняла на себя обязательство по проведению обязательных предварительных медицинских осмотров работников ООО «Восток-Сервискласс», а также проведение периодических осмотров работников, направленных заказчиком.
Указанным договором от 02.02.2015 года установлен срок оказания медицинских услуг – с 30.03.2015 года по 03.04.2015 года. Данные обстоятельства, по мнению суда, указывают на то, что действие договора не распространяется на проведение обязательных предварительных медицинских осмотров в отношении сотрудников, принимаемых на работу в период после 03.04.2015 года.
Более того, п. 6.2 договора предусмотрено, что он заключен на срок до 31.01.2015 года, что делает невозможным его исполнение в том числе и в части установленного срок оказания медицинских услуг – с 30.03.2015 года по 03.04.2015 года.
Представленная в материалы дела справка КГБУЗ «Красноярская межрайонная больница № 2» от 04.06.2015 года о прохождении тремя сотрудниками ООО «Восток-Сервискласс» периодического медицинского осмотра, не может быть признана судом надлежащим доказательством по делу, поскольку надлежащим образом не заверена.
Кроме того, согласно указанной справки, явка сотрудников организации на медицинский осмотр составила 100%, в то время, как согласно штатного расписания, штатная численность сотрудников ООО «Восток-Сервискласс» составляет 21 единица; согласно контингента работников, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам, утверждено директором ООО «Восток-Сервискласс» 26.02.2015 года, численность сотрудников организации, подлежащих медицинским осмотрам, составляет 19 человек.
Таким образом, на период проведения проверки ни одному работнику ООО «Восток - Сервискласс», включенному в Контингент работников, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам и утвержденного 26.02.2015 г., не были проведены соответствующие медицинские осмотры; в нарушении требований ст. 212 ТК РФ работники организации были допущены к выполнению работ.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в судебном заседании полностью нашло свое подтверждение совершение директором ООО «Восток-Сервискласс» Зайцевым Д.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ – допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Учитываются характер правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие отягчающих обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые, суд полагает необходимым изменить оспариваемое заявителем постановление в части назначенного Зайцеву Д.А., как должностному лицу, наказания, снизив размер назначенного административного штрафа с 24000 рублей до 15000 рублей, что, по мнению суда, соответствует тяжести содеянного и соответствует цели административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений правонарушителем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Зайцева ФИО7 на постановление Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 17 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – <данные изъяты> Зайцева ФИО8 удовлетворить частично.
Изменить постановление Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 17 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – <данные изъяты> Зайцева ФИО9, назначив Зайцеву ФИО10 административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней.
РЕШЕНИЕ ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
Судья: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко