Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 9 декабря 2020 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при участии секретаря Мартыновой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2705/2020 по иску администрации городского округа Клин к Мардановой Л. Н. о признании объекта самовольной постройкой и сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация городского округа Клин обратилась в суд с вышепоименованным иском и указала, что 20 ноября 2019 года в Администрацию городского округа Клин для принятия мер в соответствии с ч. 6.2 ст. 54, ст. 55.32 ГрК РФ поступило Уведомление Главного управления Государственного строительного надзора Московской области /номер/ о том, что по результатам проведенной внеплановой проверки (Акт проверки Главного управления Государственного строительного надзора Московской области от 08.11.2019 г. /номер/) установлено, что на земельном участке с кадастровым номером /номер/, расположенном по адресу: /адрес/, размещен объект капитального строительства – двухэтажный жилой дом и не завершенная строительством пристройка (часть пристройки расположена за фактическим ограждением земельного участка), которая в соответствии с п. 1 ст. 1 и ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является объектом капитального строительства, разрешение на строительство которой отсутствует, хотя является обязательным в соответствии с градостроительным законодательством.
Собственником данного земельного участка является ответчик Марданова Л. Н..
Объект построен с нарушением минимальных отступов от кадастровых границ участка, установленных Правилами землепользования и застройки сельского поселения Зубовское Клинского муниципального района Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Клинского муниципального района Московской области от 29.10.2017г. /номер/. Отступы от границ земельного участка зоны Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) должна составлять не менее 3-х метров. В соответствии со схемой, составленной ГБУ МО «Мособлстройцнил» с нанесенным положением объекта строительства относительно кадастровых границ земельного участка, имеется несоответствие параметров построенного объекта предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилам (отступы от границ земельного участка менее 3-х метров). Расстояние от фасада по оси 3-4 до границы земельного участка составляет - 0,00м.
27 ноября 2019 года Марданова Л.Н. была на приеме у Заместителя Главы Администрации городского округа Клин Богаченкова А.В., где собственнику был разъяснен порядок действий для приведения постройки в соответствие с требованиями и установлен срок до 27 мая 2020 года.
27 ноября 2019 года Администрацией городского округа Клин было принято решение о сносе самовольной постройки. Данным решением был установлен срок для его добровольного исполнения - до 27.05.2020г. Уведомление об этом было направлено Мардановой Л.Н. 27 ноября 2019г., которое было оставлено адресатом без ответа (копия Реестра заказных писем от 17.12.2019г., квитанция об отправлении, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором /номер/ прилагаются).
27 мая 2020 года Администрацией городского округа Клин ответчику было направлено повторно уведомление /номер/ и установлен срок для добровольного исполнения - до 01 сентября 2020 года, которое было оставлено адресатом без ответа (копия Реестра заказных писем от 30.05.2020г., квитанция об отправлении, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14161247008457 прилагаются).
Согласно Акту планового (рейдового) осмотра земельного участка /номер/ от 23.09.2020г., составленному ведущим инспектором отдела земельного и жилищного контроля Управления муниципального контроля Администрации городского округа Клин Захаровым В.В, на земельном участке с кадастровым номером /номер/ размещен объект капитального строительства - жилой дом и капитальный объект незавершенного строительства (пристройка), часть которой расположена за фактическим ограждением земельного участка с кадастровым номером /номер/, то есть уведомления не были исполнены добровольно.
Таким образом, Марданова Л.Н. не исполнила предусмотренные законом требования о сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером /номер/, не привела ее в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства.
Ответчиком не было представлено в А. городского округа Клин какой-либо разрешительной документации, доказательств совершения всех установленных действий, направленных на получение необходимых разрешений и согласований для осуществления строительства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что было необоснованно отказано в выдаче соответствующих разрешительных документов. В настоящем случае усматриваются признаки того, что, осуществляя самовольное строительство, Марданова Л.Н. действовала заведомо в обход установленного законом порядка, без получения разрешений на строительство.
Принимая во внимание, что ответчик в установленном порядке и с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ в уполномоченный орган за разрешением на строительство в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 55 ГрК РФ, равно как за получением разрешения на ввод в эксплуатацию объекта не обращался, А. городского округа Клин считает, что имеются основания для признания спорного объекта самовольной постройкой с применением по отношению к ней санкции в виде сноса.
Истец просит:
1. Признать объект - пристройку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером /номер/, расположенную по адресу: /адрес/, самовольной постройкой.
2. Обязать Марданову Л.Н. осуществить снос самовольной постройки - пристройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером /номер/, по адресу: /адрес/.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск.
Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что с 2017 года получение разрешение на строительство не требуется в соответствии с градостроительным кодексом.
Протокольным определением суда от 17 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Главное управление строительного надзора Московской области, которое своевременно и надлежаще уведомлено о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно пункту 3 указанной статьи, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с отсутствием разрешительных документов на строительство ангара данное строение является самовольной постройкой.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:03:0040205:166, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: /адрес/, право собственности зарегистрировано 4.07.2018. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Истец является собственником жилого дома, площадью 294,7 кв.м, количество этажей 3, 2017 года постройки, право собственности зарегистрировано 11.09.2017, расположенного по адресу: /адрес/, кадастровый номер /номер/.
По делу была назначена и проведена ООО «Бюро жилэкспертизы» строительно-техническая экспертиза. В выводах экспертного заключения от 07 декабря 2020 года сказано следующее.
Вопрос 1. Является ли возведенная самовольная постройка объектом капитального строительства?
Ответ на вопрос 1. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ, некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В ходе проведенного обследования установлено, что столбы постройки из целевого кирпича опираются на монолитную железобетонную ленту, которая выполнена без заглубления в грунт и установлена непосредственно на поверхность земли. Следовательно, прочная связь с землей – отсутствует.
Вывод. Возведенная самовольная постройка не является объектом капитального строительства.
Вопрос 2. Соответствует ли самовольная постройка требованиям ГОСТ, СНиП, иным нормативным, подзаконным правовым актам?
Ответ на вопрос 2. Согласно СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». 1. Область применения. 1.1 Настоящий нормативный документ системы устанавливает требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений.
Согласно СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». п. 5.3.2. Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м,
п. 5.3.4. До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п.4.1.5. настоящего Свода правил: от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м.
Согласно Изменению N 1 СП 42.13330.2016 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Дата введения 2020-03-20: п. 7.1. "Расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) домов индивидуальной застройки до стен домов и хозяйственных построек сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома - 3: до хозяйственных построек - 1. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен ближайшего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения /колодца) - не менее 25 м.».
Расстояние от крайних столбов объекта незавершенного строительства до границы участка составляет 3.0 метра, что более 1,0 метра.
Вывод. Самовольная постройка - соответствует требованиям строительных норм и правил и нормам Федеральных Законов.
Вопрос 3. Создает ли угрозу жизни или здоровью, как самому истцу, так и третьим лицам, возведенная самовольная постройка?
Ответ на вопрос 3. Самовольная постройка соответствует требованиям строительных норм и правил и нормам Федеральных Законов.
Вывод. Самовольная постройка - не создает угрозу жизни и здоровью как самому истцу, так и третьим лицам.
Вопрос 4. Находится ли самовольная постройка в границах земельного участка с кадастровым номером /номер/?
Ответна вопрос 4. При проведении сравнительного анализа местоположения характерных точек границ контура исследуемой пристройки к жилому дому с кадастровым номером /номер/ на местности с характерными точками границ земельного участка с кадастровым номером /номер/ можно сделать однозначный вывод о том, что вышеуказанная пристройка входит в границы земельного участка с кадастровым номером /номер/.
Вопрос 5. Раскрыть в порядке экспертной инициативы другие вопросы, имеющие значение для разрешения спора.
Ответ на вопрос 5. Дополнительных сведений не имеется.
В судебном заседании был допрошен эксперт Головийчук Ю.Ю., который подтвердил, что исследуемая пристройка находится в границах земельного участка с кадастровым номером 50:03:0040205:166, собственником которого является истец.
Учитывая заключение экспертизы, установившей, что постройка не является капитальным строением и входит в границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0040205:166, принадлежащим на праве собственности истцу, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /░░░░░/, ░░ ░░░░░░: /░░░░░/, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ –
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ –